Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского.

Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009 г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя.

Хочу добавить к сообщению С.Риццо. Возле Спасо-Преображенского собора в 2009 г. появилась точная, но бледная копия разрушенной часовни, которую называли мавзолеем. Нынешний памятник назвать мавзолеем нельзя, так как он стоит не на могиле, а рядом. Второе. Раньше вход в мавзолей был с восточной стороны, а сейчас, почему-то, с южной. Третье. Памятник-мавзолей был сооружен из итальянского мрамора. А «точная копия» из …кирпича. Памятник-часовня был разрушен по инициативе государственной структуры. Государство должно было выделить средства на возрождение памятника и восстановление справедливости. Но этого не случилось.
Юрий Белов, член Союза краеведов России. г.Суздаль.  
Прим.мод.: стоимость макета составила 40 миллионов рублей (по материалам владимирской прессы)

Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 году здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. 
В 1818 году был открыт памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя. В 1852 году ученый-историк и археолог граф А.С. Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885 году по проекту архитектора Горностаева. В 1933 году усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 году приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.
В 2008 году раскопки в монастыре возобновились. Бетонная плита советских времен была снята и передана детской школе-интернату Кадетского корпуса им. Д.М. Пожарского в г. Радужный Владимирской области. Мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. В полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов. Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора.
http://forum.citywalls.max-4.ru/topic525.html

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА КНЯЗЮ Д. М. ПОЖАРСКОМУ.
В городе Суздале (Владимирской губ.), в ограде местного Спасо-Евфимиевского монастыря, 2-го июня 1885 г. происходило торжество освящения памятника над могилою князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
Памятник выстроен на средства всего русского народа, среди которого в 1852 г., повелением императора Николая I, была объявлена повсеместная подписка, давшая к 1865 г. до 83 тысяч рублей.
В 1858 г. был объявлен конкурс на устройство памятника, в котором премию получил профессор архитектуры А. М.Горностаев; ему же было поручено сооружение усыпальницы, под наблюдением Академии художеств.
Начатый постройкою в 1859 году, памятник был готов вчерне в 1865 году, но внутренняя и внешняя отделка задержала открытие его до настоящего времени, вследствие сложных художественных работ, каковы, например, мозаичный образ Спасителя, назначенный для постановки снаружи часовни, мозаичный снимок с образа Казанской Божией Матери, который находился с князем во всех его походах, бронзовые и мраморные работы и проч.
Памятник представляет часовню в форме старинных усыпальниц, крыша, наружные и внутренние стены которой исполнены из каррарского мрамора. С главного фасада находится единственная дверь, бронзовая, с шестью барельефами. На ней надпись: «Мужаимся и укрепимся о людях наших и о градех Бога нашего, и Господь сотворит благое пред очима Своима», и рельефные изображения Минина и Пожарского, а под ними битвы на Сретенке. Над дверью надпись: «Боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому благодарное потомство». Над фронтоном помещены: мозаичная икона Спасителя и бронзовый позолоченный крест, по бокам — губка на стержне и копье. На одиннадцати мраморных досках, расположенных на трех внешних сторонах, помещены отрывки из летописи о мятежах, составленные профессором Погодиным и заключающие в себе до 12.000 букв.
Цоколь и три ступеньки, ведущие в часовню, сделаны из красного гранита. Ограда из котельного кованного железа, которою обнесен памятник с трех сторон, выкрашена под бронзу. Внутри часовни и отчасти снаружи ее помещены доспехи князя. Пол мраморный, и в нем у самого входа устроены два отверстия, заделанные зеркальными стеклами, через которые видна гробница, и здесь же находится вход в гробницу; в мраморном киоте, колонки которого сделаны из византийской мозаики, установлен мозаичный же образ Казанской Божией Матери; перед ним поставлен бронзовый вызолоченный подсвечник с фарфоровою свечою. На самом месте могилы, в виде саркофага находится мраморное надгробие с надписью: «Приснопамятному вождю, князю Д. М. Пожарскому, отвратившему конечную гибель отечества от поляков в 1611 году». Надгробный камень покрыт пеленою из золотой парчи с вышитым на ней крестом. По смерти А. М. Горностаева работы производились архитекторами И. И. Горностаевым, И. А. Стефаницом, Артлебеном и Корицким. Участие в работах принимали: живописцы-художники Бейдеман, Вундерлих и Бренсон, мозаист Сиверс; мраморная усыпальница исполнена скульптором Ботта, бронзовые части — на заводе Шопена.
«Неделя строителя», 1885, №23 (9 июня), с. 3

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?