Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет свое начало от св. равноапост. князя Владимира. Князь Владимир, положивши начало христианству в Суздальской стране и ревнуя о скорейшем распространении веры Христовой среди здешних язычников, построил в Суздале церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянную, из дубового леса, об одном верхе. В новопостроенную церковь св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении в Херсоне. Собор с самого своего основания получил особенно важное значение для всей страны Суздальской. В нем новокрещенные суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение.
Богородицерождественская церковь, созданная св. князем Владимиром, существовала в Суздале более 100 лет, а 1096 г. вместе с другими городскими строениями предана была огню Олегом Святославичем, сыном вел. князя Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским и Ростовским.
Достоверное начало соборного храма каменного принадлежит княжению Георгия Владимировича Долгорукова. Этот благочестивый князь, построивший много церквей в Суздальской епархии, в 1150 г. соорудил в Суздале собор из белого камня в честь Рождества Богоматери, в кремле-городе, по подобию церкви Киево-Печерской. Этот собор был «об одном верхе и покрыт тесом». Собор этот устроен был весьма непрочно, так что в 1194 г. вел. князь Всеволод Юрьевич и епископ Иоанн должны были сделать в нем большие поправки, покрыть его оловом и поставить три больших верха с главами.
Работы были произведены русскими мастерами, но и этот собор существовал недолго: в 1222 г. вел. князь Георгий Всеволодович положил основание новому собору; через три года, в 1225 г., собор строением был окончен и освящен епископом Симоном. Через 8 лет, в 1233 г., соборная церковь была расписана внутри тщанием епископа Митрофана и вымощена красным разноличным мрамором.
В 1237 г., при нашествии на Суздаль орды Батыевой, собор Богородицы был разграблен. После него около 300 лет соборная церковь находилась в жалком положении. Уже в 1528 г. Геннадий, епископ Суздальский, получил позволение и пособие от вел. князя Василия Иоанновича для перестройки соборной церкви, которой своды и главы, бывшие долгое время без поддержки, совершенно обветшали и угрожали падением. Церковь была низменная, вел. князь приказал возвысить ее, поэтому на старых стенах, сделанных из белого камня, надстроены были новые кирпичные стены, и собор поднят почти вдвое выше прежнего; своды укреплены на 6 столпах; вместо трех глав поставлены пять; главы и вся церковь покрыты были оловом. Собор был вновь освящен 23 декабря 1530 г.
25 марта 1577 г. в Суздале произошел большой пожар, от которого сильно пострадал и собор. Из грамот Суздальского епископа Варлаама I видно, что «не только строение деревянное в соборной церкви и в доме архиерейском погорело без остатку, но и в каменных кладовых в доме архиерейском палатах древние грамоты и письма погибли». После пожара собор был восстановлен епископом Варлаамом I, но в возобновленном виде собор стоял весьма недолго: в начале ХVII ст. он был ограблен толпою поляков и литовцев, занявших Суздаль под предводительством Лисовского. В это тяжелое время, как свидетельствует Ананий Федоров, из Суздальской соборной церкви и из дома архиерейского «немало было похищение святым древним иконам и всякой церковной богатой утвари и ризницы». Собор стоял опустошенным более полугода, пока город не был очищен от неприятелей.
В 1635-36 гг. Серапион Суздальский, архиепископ, по повелению царя Михаила Федоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение; внутренность украсил лучшим в то время в России живописным художеством. Сей святитель устроил в соборе приделы во имя св. Федора и Иоанна, Суздальских чудотворцев…
Кроме сего, архиепископ Серапион близ собора соорудил каменную шатровую колокольню, с двумя в нижнем ярусе престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосия. Но архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628-29 гг., было до 5 престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свеч. Кроме сего, в соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни коих, расставленные по храму, делали его весьма тесным.
Поэтому Суздальский митрополит Илларион (1682-1708 гг.), с разрешения царя Федора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, упразднил хоры и вместо узких окон устроил большие. В соборе стало просторно и светло. Тогда же митрополит Илларион устроил новый иконостас, в котором «все иконы обложены по краям сребропозлащенными окладами в роде бордюр».
Возобновленный собор митрополит Илларион обогатил церковными предметами как то: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, замечательный величиною фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами. Церковь, устроенную архиепископом Серапионом внутри колокольни, митрополит Илларион перестроил: престол св. муч. Феодосия упразднил и церковь сделал теплою с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Илларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
Сверх того, митрополит Илларион построил при соборе обширный каменный архиерейский дом. Одновременно с реставрацией собора, по распоряжению митрополита произведена была опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежащего. В описи сказано: «Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная, о пяти главах, кресты на главах обложены медью, позолочены, главы и верхи и алтари и паперти крыты белым железом. У церкви двери передние, да южные Корсунские, третьи двери обиты медью».
Внутренний вид собора: «В церкви писано стенным письмом. В церкви двери царские и сени и коруна и столбцы обложены серебром чеканным, по местам золочены, росписаны священными картинами, украшенными разными драгоценными каменьями». Св. иконы большею частью украшены золотом, серебром и драгоценным камнями. Утварью, ризницею, богослужебными книгами… собор был снабжен в достаточном количестве. На колокольне 21 колокол; самый большой колокол весом в 500 пудов. На той же колокольне часы боевые перечастье в 8 колоколов. Собор, устроенный митрополитом Илларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.
В 1719 г. 17 июля в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей. Пострадал и собор в этом пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, растопились и верхний ярус в соборе обрушился, а главное – много погибло в пламени драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Пострадали также от огня ограда, колокольня с Благовещенскою церковью и архиерейский дом, так что епископу Варлааму, назначенному вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, пришлось жить в домовом селе Красном, в 3 верстах от Суздаля.
Епископ Варлаам, донося о пожаре государю и прилагая подробную опись всего сгоревшего, а также смету на возобновление церквей и архиерейского дома, просил употребить на этот предмет накопившиеся у него с венечных памятей деньги 1936 руб. 22 алт. 14 ден., но по этому прошению не было сделано распоряжение и потому преосв. Варлаам, имея в своем распоряжении только синодскую сумму в количестве 1500 руб., ограничился возобновлением одного собора: епископ покрыл собор деревянною крышею и поставил на нем деревянные главы.
Окончательно собор был возобновлен преосв. Порфирием: он устроил на соборе и колокольне, вместо бывших деревянных, железные крыши, большую главу на соборе покрыл красным листовым золотом; внутри собора исправил стенную живопись; приделы св. Федора и Иоанна украсил вызолоченными иконостасами; по левую сторону собора построил теплую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и возобновил каменную ограду. Украшения в соборе епископ Порфирий произвел большею частью на свои средства.
Из последующих епископов Суздальских особенною ревностью об украшении собора отличался епископ Виктор, вступивший на кафедру в 1788 г. При нем и его стараниями были обновлены образа в верхних ярусах иконостаса и около столпов; в нижнем ярусе местные образа украшены сребропозлащенными ризами с дорогими камнями. В алтаре против престола над горним местом устроен иконостас по стене и написаны вновь образа самым искусным художеством. В теплой Благовещенской церкви преосв. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. слит и 20 окт. повешен на соборной колокольне большой колокол весом 755 пудов.
С упразднением епископской кафедры в Суздале в 1798 г. о благолепии собора заботились граждане гор. Суздаля. В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в теплой Благовещенской церкви устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. и приделана к собору новая паперть. В большом холодном соборе в 1818 г. возобновлено стенное письмо. В 1822 г., по благословению епископа Парфения, возобновлены на соборе кресты и главы.
В 1850 г. староста соборный, суздальский купец Назаров произвел значительные украшения в соборе: внутри возобновил стенное писание и сделал много новых икон с приличными украшениями; снаружи стены собора в среднем ярусе расписал иконною живописью, главы выкрасил голубою краскою и украсил их позолоченными звездами; кресты на главах вызолотил; также на колокольне поправлена им глава и вызолочен крест.
Престолов в соборе пять: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и два придельные: на правой стороне – во имя св. и чудотв. Суздальских Федора и Иоанна, на левой – в честь Вознесения Господня; в теплом соборе: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Рождества Христова.
При соборе штат причта состоит: из протоиерея, двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание причта от Св. Синода жалования положено 1323 руб. серебром; за богослужения, молебны и поминовение усопших получается до 500 руб.; процентов с гос. бумаг получается 897 руб. 88 коп.; всего же причт получает до 2720 руб. сер. в год. Квартиры все члены причта имеют церковные. Собор не имеет ни прихода, на каких-либо оброчных статей, как то: домов, лавок, мельниц и т.п. Опись церковного имущества составлена в 1858 г. и хранится в соборе.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
В Лаврентьевской летописи говорится, что суздальский Богородице-Рождественский собор возвели на смену кафедральному Успенскому храму, «построенному Владимиром Мономахом и блаженным епископом Ефремом (впрочем, между упомянутым Успенским собором и Богородице-Рождественским собором был ещё один Успенский соборный храм). Соответственно, появился первый Успенский собор где-то в конце ХI века на территории суздальского кремля. Это была первая православная церковь в Суздале, население которого упорно сопртивлялось христианизации и достаточно долго придерживалось язычества. Храм вышел на славу — огромный и величественный. По одним данным, у него имелось шесть столпов, по другим — четыре. Собор строился из плинфы (тонкого кирпича). Фундамент, уходивший в глубину примерно на 60 сантиметров, сложили из валунов, опущенных в траншею и покрытых раствором извести — «цемянкой». Внутреннее помещение расписали фресками приглашённые из Византии мастера. Однако фундамент оказался недостаточно прочным для столь масштабного здания. Простояв примерно полвека, Успенский собор начал разрушаться. В 1148 году суздальский князь Юрий Долгорукий приказал разобрать старый храм и возвести на его месте новый. В итоге Суздаль украсил новый величественный собор, по своей архитектуре напоминавший Успенский собор Киево-Печёрского монастыря. Вероятно, с помощью подобного сходства князь Юрий Владимирович стремился показать, что его цель — вокняжение в Киеве. (Он её добился, заняв киевский престол в 1154 г.).
Второй Успенский собор в Суздале выстроили из тесаного белого камня — пористого известняка. Его поставили на более мощный фундамент, врытый в куда более глубокий, нежели у предшественника, котлован. Мощный шестистолпный четверик храма венчали три шлемовидные главы. Но и долгоруковский Успенский собор не оказался особенно долголетен. Уже в 1194 году владимирский князь Всеволод Большое Гнездо велел начать ремонт здания. Летописец отмечал в этой связи: «В лето 6702 (1194 год), месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем… и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов… а иже не ища мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити». Ремонт позволил второму Успенскому собору простоять ещё 28 лет, но и этот храм пришёл в негодность. В 1222 году владимирский князь Юрий Всеволодович повелел разобрать этот храм. Летописец сообщает, что церковь «учала бе рушитися старостью и верх ея впал… » Нового места для будущего храма решили не искать.
В течение всего трёх лет воздвигли уже третий по счёту главный собор Суздаля. Учитывая уровень технологий того времени, такой короткий срок строительства кажется чем-то невероятным. Мастера, работавшие над храмом, учли недостатки предыдущих зданий. Они позаботились о том, чтобы фундамент был максимально мощным. Нижнюю его часть опустили в специальный котлован, а верхнюю «подпёрли» искусственно насыпанным холмом. Изнутри стены белокаменного собора выложили плинфой и облицевали блоками известняка. Подобное сочетание плинфяной и белокаменной традиции не имело аналогов и отличало собор в Суздале от современных ему памятников Северо-Восточной Руси. С северной, южной и западной сторон к фасадам храма примыкали притворы, которые, помимо прочего, служили своего рода дополнительным укреплением. Западный притвор представлял собой двухэтажную башню с лестницей внутри её северной стены. С восточной стороны имелись три апсиды. Фасады «обегал» аркатурно-колончатый пояс из белокаменных балясин, южный и западный порталы покрыли резным орнаментом, собор также украсили фигуры животных и женские маски. Венчали храм три купола. Освящение собора состоялось 21 сентября (по новому стилю) 1225 года. Это был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории.
Собор возвышался над низкими домами горожан, символизируя мощь православия и прочность власти владимиро-суздальских князей. В то же время это могучее сооружение было домом Божьим, где рядом с князьями и боярами мог молиться простой люд. Службы в Богородице-Рождественском соборе начались, когда работы по отделке храма ещё не завершились. В 1230 году три входа в него оборудовали уникальными по исполнению Златыми вратами. Русские мастера украсили их сценами из Священного Писания. Изображения фантастических животных на вратах до сих пор остаются своего рода визитной карточкой не только собора, но и Суздаля в целом. В том же году приглашённые из Византии мастера приступили к росписи стен собора. Работа шла три года, после чего в храме появилась фресковая живопись, фрагменты из которой сохранились в южной апсиде. В 1233 году пол собора покрыли разноцветной керамической плиткой, названной летописцем «моромором красным разноличным». Кроме того, в отделке внутреннего помещения использовали мозаику. Спустя восемь лет после освящения отделка храма закончилась. На исходе 1237 года на Русь обрушились полчища татаро-монголов. В начале 1238 года они разорили Владимиро-Суздальскую землю, сожгли и разграбили Суздаль. Удивительно, но Богородице-Рождественский собор сумел пережить свалившуюся на город напасть, и его не пришлось отстраивать заново. Впрочем, вышел он из испытаний с потерями — пострадали Золотые врата, со всех сторон. Отделку на западных и южных воротах удалось обновить, а северные двери просто исчезли.
В 1281 году в очередной раз от татаро-моногол пострадал Суздаль и этот храм. Во всяком случае, сохранились свдения о том, что в конце ХIII века его ремонтировали. ХIV век храм пережил относительно спокойно, но в следующем столетии, в 1445 году, Суздаль стал жертвой набега казанских татар. В ходе вероломного этого нашествия кафедральный собор загорелся, а его верхний ярус обрушился. Письменных свидетельств о тогдашнем ремонте не сохранилось. Но в 1938 году удалось обнаружить фрагмент настенной живописи второй половины ХV века, что косвенно подтверждает таковой ремонт. Тем не менее, к началу ХVI века здание пришло в крайне плачевное состояние. Существенная перестройка Богородице-Рождественского собора состоялась по указанию великого князя Московского Василия III в 1528-1530 годах. Старый собор разобрали вплоть до аркатурно-колончатого пояса, заменив белокаменные стены кирпичными. Верхняя часть храма получила совершенно иной облик — вместо прежних трёх глав собор теперь венчали пять. Под ними располагались высокие кирпичные световые барабаны. Стены фасадов прорезали узкие окна, больше похожие на щели. Практически в таком виде собор и дошёл до наших дней.
Важнейшей чертой убранства, как отмечал искусствовед А. Г. Мельник, с того времени стали карнизы, составленные из двух валиков. «Тонкие карнизы оформляют основания всех барабанов, но в основаниях сводов апсид карнизы отсутствуют», — писал исследователь. Он указывал, что данная система в общих чертах копировала соответствующие детали Архангельского собора в Московском Кремле. В то же время крестовые своды опирались не на подпружные арки, как в Архангельском соборе, а на особые стенки, нечто похожее можно обнаружить в Успенском соборе Ростова Великого. Особенность данной реконструкции заключалась в том. что новые стены и своды храма долго стояли «голыми». Процесс росписи не ускорил и пожар 1577 года, в котором Богородице-Рождественский собор вновь сильно пострадал. Такое положение вещей сохранялось более века.
В начале ХVII столетия, после пресечения династии Рюриковичей, Русское государство погрузилось в Смуту, чуть вообще не прервавшую его историю. Внутренними нестроениями пользовались крымские татары, шведы и поляки, то и дело совершавшие опустошительные походы на русскую землю. В ходе одного из таких рейдов поляки дошли до Суздаля и разорили город. Пострадало множество зданий, но сведений о том, что Богородице-Рождественский собор понёс ощутимый ущерб, до нас не дошло. С той поры иноземные захватчики ни разу не приближались к древнему городу. 1634-1636 годами датируется очередная серьёзная реконструкция собора, инициатором которой был епископ Серапион. По его распоряжению внутреннее помещение расписали фресками. К южному притвору пристроили апсиду, в результате чего образовался придел во имя святых мучеников Феодора и Иоанна. Близ собора на территории кремля воздвигли огромного размера колокольню с шатровым завершением, традиционным в русской храмовой архитектуре первой половины ХVII столетия. Не прошло и пятидесяти лет, как началась новая реконструкция, затянувшаяся на четверть века (1682-1798 годы). Велась она при деятельном участии митрополита Илариона.
Внешний облик храма практически не изменился, но внутреннее убранство стало совершенно другим. Так, были разобраны огромные хоры, существенно затемнявшие помещение. На смену узким щелевидным окнам на фасадах пришли большого размера проёмы. Значительную часть гробниц убрали из-за того, что они создавали тесноту. Внутреннее пространство храма после этого заметно увеличилось. Отныне он напоминал двусветный зал, что характерно для господствовавшего тогда барочного стиля. Роспись подновили — над ней работали художники из знаменитой во второй половине ХVII века школы Симона Ушакова. В храме появились выносные кресты, большие хоругви, величественный Царь-фонарь и несколько светильников поменьше. В 1683 году собор заново освятили. В 1719 году значительная часть Суздаля сгорела в пожаре, пострадал и кафедральный собор. После этого барабаны обшили досками на восемь граней, а на некоторых из них вывели завершение «в десять глав с дугами» — дань украинской храмовой традиции. В 1748 году эти деревянные конструкции убрали, устроили четырёхскатную железную кровлю. Спустя два года храм обзавелся большими луковичными главами. До конца ХVIII века с северной стороны к суздальскому собору пристроили ещё два придела — в честь Вознесения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1794 году стараниями епископа Виктора в храме установили раки с позолоченными балдахинами для святых мощей. В них торжественно переложили сначала мощи святителя Феодора, а затем святителя Иоанна.
На протяжении ХIХ столетия храм также неоднократно перестаивали и ремонтировали. Так, в 1815 году возвели придел в честь Рождества Христова, а через год — паперть. В 1855-1856 годах на средства церковного старосты купца Романа Назарова и его помошника Ивана Жилина мастер Иван Быков из Шуи подновил настенную роспись. Впоследствии кресты заново позолотили, а главы украсили звёздами. В 1870 году, после покраски, здание стало красно-бурым. В 1890-е годы благоустройством храма энергично занимался его настоятель отец Михаил Херасков. В 1894-1895 годах в соборе устроили калориферное отопление, а в 1896-м — дубовые двери с тамбуром, которые стоят и поныне. По инициативе Хераскова при храме открыли церковно-приходскую школу.
В начале ХХ века собор имел четыре престола. В холодной его части располагались основной храм Рождества Пресвятой Богородицы, юго-восточный придел во имя святителей Феодора и Иоанна и северо-восточный — в честь Вознесения Господня. В отапливаемой части был северо-западный придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ещё один придел в честь Рождества Христова в то время упразднили. В таком виде Богородице-Рождественский храм встретил Октябрьскую революцию 1917 года.
В 1920 году власти передали собор общине верующих. Это не спасло храм от изъятия церковных ценностей. В период с 29 марта по 1 июня 1922 года из собора вынесли 7 пудов 16 фунтов 31 золотник серебра и 9 золотников 65 долей жемчуга. В 1923 году уездный исполком Суздаля издал распоряжение, в котором говорилось: «Рождественский собор с оградой, колокольней и бывшим архиерейским домом передаются в распоряжение музейного отдела вместе со всем находящимся в соборе имуществом». В 1933 году в нём начались исследовательские работы, которыми руководил искусствовед и реставратор А. Д. Варганов, ставший директором Суздальского музея. После Великой Отечественной войны были организованы Владимирские научно-реставрационные мастерские, сотрудники которых уделяли большое внимание изучению Богородице-Рождественского собора и поддержанию его в удовлетворительном состоянии. В 1950-1960-х годах реставраторы занялись освобождением от поздних пристроек, в итоге храму практически вернули тот вид, который он имел в ХVI веке. От более поздних времён оставили только луковичные главы со звёздами. На центральном барабане восстановили имевшие ранее кокошники.
В 1958 году собор стал частью Владимро-Суздальского музея-заповедника, и его открыли для посетителей. Уже в конце 1980-х годов в храме прошли работы по перекрытию глав и кровли собора медью, золочению крестов, звёзд и подзоров куполов. Вплоть до начала 1990-х годов храм исполнял исключительно музейную функцию: никаких богослужений в нём не проводилось. Картина изменилась в 1991 году, когда в соборе возобновились службы. Спустя год было подписано соглашение, согласно которому храм перешёл в совместное ведение Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Русской Православной Церкви. 10 сентября 1995 года торжественную службу в соборе совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году собор вместе с ещё девятью объектами музея-заповедника оказался включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». В 1998 году собор полностью закрыли для туристов. В течение последующих семи лет в нём отреставрировали фрески и заменили систему отопления. В августе 2005 года Богородице-Рождественский собор снова открыли для посещений. Бослужения в соборе совершаются по крупным церковным праздникам. В остальное время он работает как музей.
Длина храма составляет 24,5 метра, высота — около 33 метров. Большая часть нижнего яруса сложена из туфа. Для создания лопаток, профиля цоколя, полуколонн алтарных апсид использовался тесаный белый камень. Верхний ярус возведён из кирпича. Царь-фонарь Рождественского собора — крупнейший фонарь в мире. Он изготовлен из позолоченной меди и слюды. Высота фонаря превышает два метра, а весит он более 160 килограммов.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №31, 2013 г.
Древнейшим сооружением Кремля во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике является Богородице-Рождественский собор ХII-ХVI в.в. Первым храмом на этом месте была деревянная церковь Успения Богородицы «из дубового леса,об одном верхе», построенная по приказу киевского князя Владимира во время его посещения Суздальской земли в начале последнего десятилетия Х в.
В 1096 г., во время войны между черниговским князем Олегом и сыновьями Владимира Мономаха Изяславом и Мстиславом, Суздаль сильно пострадал — полностью выгорели все постройки, расположенные в излучине Каменки. В 1222 г. сын Всеволода Георгий разобрал верхнюю часть сильно обветшавшего и грозившего обрушением Рождественского собора и надстроил его, используя белый камень.
Фасады были украшены рельефами, женскими масками и орнаментированным архитектурно-колончатым поясом, южный и западный порталы украшены резьбой. В 1233 г. интерьер здания вновь украсили фресками, а полы вымостили терракотовыми плитками. Рождественский собор приобрел большое значение.
В 1229 г. его строитель Георгий Всеволодович предложил помещение собора для съезда князей. Собор горел в 1445 г. во время набега казанского хана, своды здания обрушились. Лишь в 1530 г. собор восстановили по приказу царя Василия III.
Здание разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили кирпичом, завершив пятью барабанами с узкими щелевидными окнами.В середине ХVIII столетия главы приобрели луковичную форму, а позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей. Реставрационные работы,проведенные в 50-70 г.г. ХХ в., вернули древнему памятнику простые и выразительные формы ХIII-ХVI в.в.
В 2012-2013 г.г. проведены работы по реставрации живописи. В 2016 г. был проведен текущий ремонт системы теплоснабжения. В 2017-2018 г.г. проведены противоаварийные работы по установке люка на главе собора, а также проведение работ по сохранению монументальной живописи.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Отмечая под 1222 г. закладку церкви Богородицы в Суздале, летописец записал, что церковь эта была основана на месте более древней: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом» [ЛЛ, 6730]. Таким образом, первая суздальская церковь Богородицы была построена Мономахом, вероятно, во второй его приезд в Ростово-Суздальскую землю, т. е. в 1101-1102 гг. или во всяком случае до 1105 г., когда епископскую кафедру занимал уже не Ефрем. В Печерском Патерике имеется указание на то, что церковь в Суздале была построена «в ту же меру», как Успенская церковь Киево-Печерского монастыря [Патерик киевского Печерского монастыря. СПб., 1911, с. 9]. Существует предположение, что ранняя суздальская церковь, как и печерская, называлась Успенской, хотя собор, построенный здесь в 1222 г. именовался уже церковью Рождества Богородицы.
Археологические раскопки 1936-1940 гг. (А.Д. Варганов, А.Ф. Дубынин) показали, что церковь XIII в. стоит не вполне точно на старом основании, а несколько сдвинута к северу и слегка повернута по оси. Судя по вскрытым участкам — западному участку южной стены и южной апсиде, — первоначальный храм был шестистолпным и, по-видимому, имел выделенный нартекс. По размерам храм, вопреки сведениям Патерика, не совпадал с киевским собором. Общая длина суздальского храма примерно около 25 м. Возможно, что собор имел притворы, поскольку в летописи под 1194 г. отмечен ремонт здания, когда собор покрыли «оловом от верху до комар и до притворов» [ЛЛ, 6702].
Фундаменты первоначальной церкви сложены из булыжников на растворе с цемянкой. Глубина их 1.6-1.7 м. Найденные незначительные участки стен показывают, что они были сложены из кирпичей в технике со скрытым рядом и с прослойками крупных камней. Размер кирпичей 3-4X20-24X28-32 см; некоторые близки к квадратным (23X24 или 24X25 см). Встречены также узкие — 13X24 см. Все кирпичи грубой выделки. Фасадные поверхности стен выполнены тщательно, а середина забутована кирпичным боем и камнями. Раствор известковый, с цемянкой. При раскопках обнаружены обломки голосников и фрагменты фресковой росписи. Пол собора был выстлан кирпичом, а поверх затерт розовым раствором.
Под 1148 г. в летописи отмечено вторичное освящение собора [НПЛ, 6656]. Возможно, что это связано с какими-то работами по ремонту здания. По А.Д. Варганову, собор был в 1148 г. полностью перестроен и нижняя часть существующего здания относится именно к этому времени. Однако такое предположение не подтверждается достаточно убедительными данными. В 1194 г. церковь подверглась капитальному ремонту: «Обновлена бысть церкы святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем… и покрыта бысть оловом от верху до комар и до притворов… а иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих, иных олову льяти, иных крыти, иных извистыо белити» [ЛЛ, 6702].
Коренная перестройка собора была начата в 1222 г., после того как был сломан Мономахов собор. В 1225 г. летопись отметила: «Создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть» [ЛЛ, 6733]. В 1230 г. собор начали расписывать: «Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали. .. юже бе рушил велики князь Юрги и опять созда краснейшю первыя» [ЛЛ, 6738]. К 1233 г. роспись и украшение интерьера были закончены: «Написана бысть церкы. .. и измощена моромором красным разноличпым» [ЛЛ, 6741]. Более двух столетий здание стояло без существенных повреждений. В 1445 г. церковь рухнула — «падеся» [ПСРЛ, VIII, 6953]. В 1528 г. началось восстановление храма; его разобрали до половины высоты и к 1530 г. надстроили вновь из кирпича, завершив пятью главами. Позднее собор неоднократно ремонтировали, пристроили приделы, уничтожили хоры, расширили окна. В настоящее время большая часть поздних построек разобрана.
Собор XIII в. — шестистолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами. Размер собора (без притворов): ширина около 18 м, длина 27 м, азимут 45°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах (кроме западной) им отвечают лопатки. Наружные лопатки плоские, одноуступчатые. Северный и южный притворы одноэтажные, полностью открытые внутрь здания. Западный притвор примыкает к наружной стене, имеющей портал. Этот притвор был двухэтажным, и в его северной степе находилась лестница для подъема на второй этаж. Со второго этажа западного притвора через проем в западной стене храма входили на хоры. Хоры, видимо, имели очень большую площадь, достигая подкупольного пространства, о чем можно судить по следам стесанных арок на обеих западных парах столбов храма. Во всех притворах и в западной части храма в стенах есть аркосольные ниши. Судя по не вполне достоверному позднему источнику, собор XIII в. был трехглавым. По середине высоты здания проходил аркатурно-колончатый пояс. Выше него кладка древнего здания частично сохранилась лишь на западном фасаде, а с остальных сторон полностью переложена в XVI в. Закомары северного и южного притворов килевидные. Северный портал оформлен простыми прямоугольными уступами, а западный и южный — перспективные, богато украшенные резьбой. Стержни колонок южного портала прерваны бусинами. В восточном членении южного фасада и, согласно старому рисунку, на южной апсиде имелись узкие окна с полукруглым завершением и колонками по бокам.
При строительстве собора XIII в. были широко использованы строительные материалы разобранного более древнего здания. Новый материал — тесаный камень — употреблялся главным образом для облицовки стен, а внутри стен в большом количестве имеются плинфы. Местами в нижних частях стен встречены даже целые блоки кирпичной кладки Мономахова собора. Уровень пола собора XIII в. на 2.15 м выше пола собора Мономаха.
Основной строительный материал собора XIII в. — слегка кремовый по цвету туф. Поверхность стен, по-видимому, промазывали с фасада известковым раствором. Более плотный известняк предназначался для цоколя, лопаток, полуколонок, апсид, порталов, аркатурно-колончатого пояса, т. е. частей здания, требующих точной и чистой обработки. Очевидно, значительное количество резных деталей имелось в несохранившейся верхней части здания; некоторые фрагменты этой резьбы были найдены использованными в XVI в. при ремонте цоколя собора. Полы храма были выстланы поливными керамическими плитками. В соборе уцелели фрагменты фресковой росписи, законченной в 1233 г. В западном портале собора и в портале южного притвора сохранились «писанные золотом» врата, сделанные в XIII в.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 27-32; т. 2, с. 19-42; Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. — М., 1975; Дубинин А.Ф. Из истории изучения Суздальского собора. — СА, 1972, № 2, с. 139-148; Власов И.И. Живопись 1233 г. в диаконнике Рождественского собора Суздаля и ее реконструкция. — СА, 1976, № 1, с. 220; Варганов А. Д. 1) Еще раз о Суздальском соборе. — СА, 1977, № 2, с. 249-255; 2) История одного здания. — В кн.: О крае родном. — Ярославль, 1978, с. 19-29; 3) Отчет о работах в Суздале. — Арх. ЛОИА, ф. 35, on. 1, 1940, № 20; Афанасьев К.Н. Построеппе архитектурной формы…, с. 182-184; Овчинников А.Н. Суздальские Златые врата. — М., 1978.
Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. — Ленинград: Наука, 1982. – 136 с. – (Археология СССР. Свод археологических источников. – Вып. Е1-47