Суздаль. Ризоположенский монастырь. Собор Положения ризы Божией Матери.

Трёхглавый Ризоположенский собор (1520-1560 гг.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь.
Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 г., отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX в. заменены луковками, в 1929 г. барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в кон. 1960-х гг. в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.
По материалам: http://dic.academic.ru/dic.nsf/

Трёхглавый каменный собор в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стоит близ от Святых ворот. Собор датируется XVI веком — некоторые относят его к первой половине столетия, другие — к 1560 году.
По одной версии, его построил в 1520-х годах ближний боярин великого князя Василия Иоанновича Иван Шигоня-Поджогин. Собор сравнительно невелик и является одним из ранних в среднерусской архитектуре бесстолпных храмов, крытый сомкнутым сводом с распалубками, что было отражено в фасадах, завершенных закомарами. Гладкие фасады, прорезанные простыми амбразурами окон, опоясывает фриз из крупных пятигранных ниш, ограниченный горизонталями тонких профилей. Сходный мотив из спаренных нишек украшает верх барабанов глав. Поскольку собор Ризоположенского монастыря бесстолпный, главы потребовалось существенно облегчить, в результате чего были созданы необычные, узкие и высокие барабаны, увенчанные шлемовидными завершениями.
В 1586 году к собору был пристроен северный придел. В 1688 году, одновременно с постройкой Святых ворот, зодчие Иван Мамин, Андрей Шмаков и Иван Грязнов окружили древний храм с юга и запада богато украшенной галереей. Особенно щедро убрана главная западная стена паперти, снабжённая выразительными пилястрами, роскошным порталом, а также изразцами с белой, зеленой, желтой и коричневой поливой.
После пожара 1769 года внутреннее убранство собора было полностью обновлено. По словам В. Т. Георгиевского, в 1900 году: Время и пожары уничтожили всё древнее, и иконостас, и иконы. Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах XIX столетия четырёхъярусный, с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы… 
В XIX веке шлемовидные главки храма заменили луковичными. В 1929 году барабаны вовсе снесли, поскольку в соборе расположилась электроподстанция. Исторический облик храма был по возможности восстановлен в ходе реставрации О. Г. Гусевой в 1964 году. На рубеже тысячелетий собор снова стал действующим, а в 2015 году в него вернулась главная святыня — мощи преподобной Евфросинии Суздальской.
https://drevo-info.ru/articles/13678727.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?