Храм над Святыми вратами монастыря построен великим московским князем Василием III в 1515 году. В старину церковь имела два придела – в честь Святой Троицы и Архангела Михаила. В течение веков она много раз перестраивалась. Благовещенский храм стал местом молитвенных трудов двух государынь-инокинь — прп. Софии Суздальской и царицы Евдокии Лопухиной, в монашестве Елены, супруги Петра I. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция. Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года. 21 октября 2006 года церковь была освящена. В день престольного праздника — 7 апреля в храме всегда совершается Божественная литургия и праздничный молебен. В 2015 году надвратному Благовещенскому храму исполнилось 500 лет.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-pokrovskiy-suzdalskiy-zhenskiy-monastyr/
Стены этой церкви были свидетелями трагедии: здесь на жертвеннике 10 февраля 1718 года была найден поминальный список, в котором рядом с Петром I была указана Евдокия Федоровна, а не вторая жена царя – Екатерина I. Это обстоятельство, громко провозглашенное Манифестом от 5 марта 1718 года, послужило одним из важнейших доказательств виновности царицы в антигосударственном заговоре. В результате монахиня Елена (Евдокия Лопухина) была перевезена Успенский монастырь, где была обречена на обет молчания, а игуменья Покровского монастыря Марфа, казначея и несколько монахинь были казнены на Красной площади в Москве.
Но еще прежде этот храм был связан с именем преподобной Софии Суздальской. По преданию, в 1609 году, во время нашествия поляков, отряд под предводительством пана Лисовского направилось к Покровскому монастырю. Но ему не суждено было овладеть обителью: польскому военачальнику внезапно явилась преподобная София в схиме и с горящей свечой в руке. Монастырское предание гласит: она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».
Храм над святыми воротами обители уникален – это одновременно и мощная крепостная башня, и старейшая церковь Суздаля. Построенная в XVI веке по приказу Василия III, она стала одним из первых каменных зданий в городе. Несмотря на обычай царей и многих членов аристократических фамилий ссылать неугодных жен именно в этот монастырь, Благовещенский храм наиболее связан с историей Евдокии Лопухиной, чем с именами остальных знатных и знаменитых инокинь. Именно здесь подле святых ворот, на юго-восточной стороне монастыря находилась ее келья.
По записям из монастырских рукописей установили: кроме церкви Благовещенья над святыми воротами имелся комплекс из трех церквей, две из которых были утрачены, а также двухэтажные брусчатые покои государыни. Святые ворота открывались только по большим праздникам, службы в храме Благовещенья совершались очень редко, он был небольшим: 6 метров в длину и 5 метров в ширину, «с бедным алтарем и двумя-тремя старыми образами». Основным местом молитв и покаяния инокини Елены была небольшая церковь Михаила Архангела, слева примыкавшая к Благовещенскому храму, ныне утраченная. Она именовалась не иначе как «церковь заточенной царицы», ибо молиться в общем храме Лопухиной было запрещено. Для нее был сооружен отдельный вход над святыми воротами, о котором свидетельствует арка напротив алтаря, ведущая в маленький, тесный коридорчик, дверь которого заложена кирпичом. Справа от алтаря был сооружен еще один ход в упраздненную в 1889 году Троицкую церковь.
За время существования монастыря храм Благовещенья Пресвятой Богородицы неоднократно перестраивался. В советское время был полностью разорен. И лишь реставрация 1958 года, проведенная под руководством искусствоведа, архитектора–реставратора и музейного деятеля Алексея Дмитриевича Варганова, вернула храму первозданный облик.
Массивный четверик с двумя арочными проемами, увенчанный тремя главами, повторяет композицию Покровского собора, основного храма обители. Фасад украшен затейливым узором, напоминающим резьбу по дереву. Сохранен и расчищен проход в храм, внутри располагается обновленный иконостас, написанный в Троице-Сергиевой лавре специально для Покровской обители. Сохранились также старинное деревянное место для певчих и печь, что отапливала соседний храм Михаила Архангела.
https://www.rusroads.com/place/14732-nadvratnyy-hram-blagoveshcheniya-presvyatoy-bogorodicy-svyato-pokrovskiy-monastyr
Благовещенская надвратная церковь относится к наиболее ранним сооружениям Покровского монастыря вместе с колокольней и собором (не позднее 1515 г.). Надвратная церковь — замечательное произведение древнерусской архитектуры. Архитектура этого здания представляет собой комбинацию крепостной башни и церкви. Двухпролетная башня, имеющая прямоугольную форму со стоящей на ней миниатюрной, практически игрушечной церковью, копирует по своему типу формы обычных больших соборов. В ней есть центральная часть (с размерами 5х4 м), алтарь и галереи, как у настоящего большого храма, из которых внутрь ведут перспективные порталы. В юго-восточной части расположено помещение, предназначенное для отдельного престола. Этот придел настолько мал, что в нем еле-еле могут поместиться два человека. По монастырским легендам, здесь располагалась моленная великой княгини Соломонии, сосланной в монастырь и получившей имя Софии.
В северо-восточной части – квадратное помещение, которое отделено от центрального алтаря, раньше оно соединялось с галереей. Оно представляет собой отдельный придел с престолом во имя архангела Михаила. В период пребывания в суздальском Покровском монастыре ссыльной Евдокии Лопухиной, придел этот был нарушен и превращен в моленную. В этом помещении располагалось ее кресло, украшенное гербом на спинке и обтянутое сукном темно-зеленого цвета (в настоящее время оно представлено в местном музее). На потолке висела люстра из венецианского хрусталя, на которой была позолоченная надпись «Царицина» (сегодня также представлена в музее).
Из-за устройства моленной интерьер помещение церкви был переделан, а угловые главы приделов над престолами разобраны. Открытые аркады галереи заложили, а саму галерею разделили на отдельные помещения. В арке западной части устроена дверь, соединяющая церковь деревянными переходами с кельей монахини Елены, ссыльной царицы. В галерее для устройства печей были пробиты дымоходы для отопления помещений, предназначенных для пребывания здесь московских тайных связных.
Южный фасад надвратной Благовещенской церкви украшен валиками и поребриком, заключенным между ними, а также ширинками. Это все напоминает народную резьбу по дереву. Это один из первых примеров применения в архитектуре Суздаля элементов народного творчества.
Благовещенская надвратная церковь – это всецело творение местных строителей. Церковь находится в цепи стен на южном фасаде Покровского монастыря и лицом обращена к Москве, на «стромынку», главную московскую дорогу, по которой из столицы проходил путь в Суздаль. По дороге этой приезжали сюда гости из Москвы. Ездил по ней и Иван Грозный на празднование Покрова и на поклон своим предкам, привозя сюда с собой драгоценные подарки, которые пополняли и без того богатую ризницу Покровского монастыря.
Сегодня церковь восстановлена в своем первоначальном виде по проекту архитектора А. Варганова.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12881