Основанный в 1364 году Покровский монастырь не сохранил ничего от этой начальной поры. Все, что мы увидим в нем, создано в основном в первой половине XVI века и позднее. Чтобы яснее понять смысл его памятников, следует вспомнить об одной человеческой трагедии, послужившей причиной быстрой и богатой обстройки монастыря. Московский государь Василий III задумал неслыханное нарушение церковных правил. Заботясь о продолжении своей династии, он решил развестись со своей женой Соломонией из боярского рода Сабуровых, которую обвиняли в бесплодности, постричь ее в монахини и жениться вторично. Намерения Василия III волновали и феодалов, строивших на его бездетности свои планы в отношении московского престола. Вокруг этого дела шли очень неблагоприятные для Василия III разговоры и слухи. Противоречивые и полные злободневной остроты источники, сохранившие сведения об этой темной истории царского быта, говорят о Соломонии как о цветущей, энергичной и умной женщине. Она упорно сопротивлялась планам Василия III. Однако Василий был непреклонен в своем решении, которое он вынашивал с 1510—1518 годов, посылая щедрые дары высшим церковным авторитетам в Царьград и на Афон, чтобы добиться согласия церкви на развод и второй брак. В эти годы он дает пожалования Покровскому монастырю и богато его обстраивает.
Посвящение новых храмов Покрову, Благовещению и Зачатию св. Анны ясно говорит о связи этих построек с делом Соломонии. Так, еще задолго до роковой развязки над несчастной женщиной нависала черная тень монастырских стен. Видимо, уже тогда Василий наметил новую жену — прибывшую в Москву в 1507 году молодую красавицу — польскую панну Елену Глинскую. Дело, однако, затянулось, пока наконец московский митрополит Даниил, лукавый и беспринципный политикан, не санкционировал развода, обоснованного грязным «следственным делом» о «неплодии» Соломонии. В 1525 году Соломония была пострижена в Московском Рождественском монастыре. Рассказывали, что она билась, срывая монашеский куколь, кричала о совершаемом насилии и вероломстве мужа, так что участник этого дела ближний боярин и приспешник Василия III Иван Шигоня-Поджогин ударил ее плетью. Василий женился на Елене Глинской. Невольная монахиня «старица София» была сослана в дальний Покровский монастырь, который был давно готов скрыть ее в своих стенах. Народ откликнулся на эту мрачную историю печальной песней: «Уж что это у нас в Москве приуныло, Заунывно в большой колокол звонили? Уж как царь на царицу прогневился, Он ссылает царицу с очей дале, Как в тот ли во город во Суздаль, Как в тот ли монастырь во Покровский…» Ранее, осматривая собор Ризположенского монастыря, мы говорили о возможности его постройки боярином Иваном Шигоней. Он, видимо, «замаливал» свое участие в преступном деле пострига Соломонии сооружением храма в соседнем с Покровским монастыре… Но этим дело не кончилось. До Москвы дошли слухи, что Соломония-София в монастыре стала матерью сына, которого назвала Георгием. Было срочно наряжено следствие. Ребенку грозила смерть. Легенда уверяет, что Соломония спасла его, отдав сына верным людям и пустив слух, что ребенок умер, инсценировала его «погребение». Это народное предание, казавшееся занятной выдумкой, нашло неожиданное археологическое подтверждение. При ликвидации в 1934 году усыпальницы в подклете Покровского собора рядом с гробницей Соломонии было обнаружено маленькое белокаменное надгробие XVI века, под которым в небольшой деревянной колоде, обмазанной внутри известью, лежал истлевший сверток тряпья, — видимо, искусно подделанная кукла, одетая в дорогую шелковую рубашечку и спеленутая шитым жемчугом свивальником… Такова темная страница в истории «быта русских царей и цариц», связанная с памятниками Покровского монастыря… Ею, по понятным причинам, интересовался и наследник Василия III, сын Елены Глинской, Иван Грозный, затребовавший к себе архивные материалы следственного дела о «неплодии» Соломонии, впоследствии исчезнувшие. Покровская «обитель» играла не раз и позднее мрачную роль женской духовной тюрьмы. Здесь постригались почти исключительно представительницы знатных царских и боярских родов, они умирали в монастыре и погребались в усыпальнице под собором и около него. Здесь были гробницы Нагих, Горбатых, Шуйских и других. В монастырь стекались богатейшие вклады, росли его земельные владения.
К XVIII веку монастырь имел 7427 крепостных. Сама могила Соломонии стала источником дохода: в бурной обстановке городских и крестьянских восстаний XVII столетия церковь стремилась поддержать свой авторитет созданием новых «святынь» и реликвий. В 1650 году патриарх Иосиф признал Соломонию святой, и ее гробница стала «источать чудеса», привлекавшие темный люд и обогащавшие монастырскую казну. Ограда Покровского монастыря была частично каменной уже в XVI веке, но существующая состоит из частей XVII и XVIII веков. Древние участки ограды сохранили обычную для настоящих оборонительных стен конструкцию: с внутренней стороны устроены глухие арки, являющиеся опорой для деревянного боевого хода вдоль стены; выше идет кирпичный парапет с узкими бойницами. Участок такой конструкции восстановлен в 1957 году А.Д.Варгановым в юго-западном углу ограды. Сохранившиеся в северной половине монастыря старые шатровые башни XVII века очень суровы, почти лишены какого-либо убора; боевой роли они не играли и были, в сущности, чисто архитектурными, декоративными элементами ограды. Однако любопытно, что за ними, внутри монастыря, лежит вторая линия стен, выделяющая особый внутренний дворик. Башни XVIII века наряднее: их восьмигранные столпы расчленены на ярусы горизонтальными тягами: в верхнем ярусе — ниши узких окон, производящие впечатление аркатурно-колончатого пояса. В этом, может быть, сказалось желание зодчего подражать богатому убранству главной башни Спасо-Евфимиева монастыря. Возможно, что башни XVIII века первоначально завершались деревянными шатрами, что связывало их со старыми шатровыми башнями. В южной стене ограды был главный вход в монастырь через Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные, как и другие здания монастыря, около 1518 года по заказу Василия III. Это один из лучших и своеобразных памятников суздальской архитектуры XVI века (реставрирован в 1958 г. А.Д. Варгановым). Большая арка проезда несколько сдвинута к востоку. В смежной стене помещена лестница, ведущая наверх. В центре возвышается маленькая надвратная церковка, крытая сомкнутым сводом. Ее трехчастные фасады, завершенные закомарами, с главой, поднятой на ярусе кокошников, возвышаются над кровлями окружающих ее с трех сторон узеньких папертей, открывающихся наружу своими арками. В восточных частях галереи помещаются приделы-молельни, оформленные в виде крошечных церковок, каждая со своими кокошниками и со своей главкой. Нечто игрушечное есть в этом интимном храмике, предназначавшемся, видимо, для частных служб, на которых присутствовало два-три человека. Трехглавие надвратной церкви вновь напоминает о древнем трехглавии кремлевского собора. Любопытно, что алтарные апсиды, столь существенный элемент культового здания, благодаря миниатюрности храма почти не выделены внутри, а снаружи они лишь намечены. Главный, южный фасад Святых ворот снизу доверху убран поясками поребрика, обрамленного валиками и ширинками различной величины. Они расположены с прихотливой свободой, словно зодчий не выкладывал их из кирпича, а резал из дерева. Эта примечательная особенность убранства здания сообщает его облику задушевную простоту и непосредственность. Входивший в ворота видел все главные здания монастыря, располагавшиеся одно за другим в середине двора, ограниченного по сторонам рядами келий. Уже в XVI веке часть келий была каменной. Каменными были и некоторые монастырские служебные здания — пивоварня, погреб, ледник. В юго-западном углу монастыря сохранилось реставрированное в 1957 году А.Д.Варгановым кирпичное здание начала XVII века, носившее название «судной» или «приказной» палаты, под которой находится подземная тюрьма. Подобное же частично реставрированное гражданское сооружение можно видеть в северо-западной части монастыря.
Центральным зданием монастырского ансамбля является Покровский собор. Еще недавно он выглядел иначе, чем теперь. Позднейшее время меняло его облик. Чтобы собор занял подобающее место в усложнившейся панораме Суздаля, его короткие главы надстроили дополнительными барабанами с вытянутыми луковицами новых легких глав; устройство четырехскатной кровли закрыло основания древних глав; затем последовала закладка арочных проемов галереи, пристройка новых крылец с легкими, украшенными изразцами столбами: все это сильно исказило постройку 1510—1518 годов. Ее реставрация в 1962 году И.А.Столетовым вернула памятнику его первоначальный облик. Это большой четырехстолпный храм с тремя мощными апсидами, поднятый на высоком подклетном этаже, в котором помещалась усыпальница знатных монахинь. В ее юго-западном почетном углу стояла гробница Соломонии. Фасад усыпальницы совершенно лишен декоративной обработки, лишь проемы небольших окон темнеют на его белой плоскости. С северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестничные всходы, угловые арки которых опираются на мощные круглые столбы. Сквозь открытую аркаду галереи (илл. 89) хорошо видны пышные порталы собора, а над ее кровлями вздымается массив храмового куба, расчлененный плоскими лопатками и украшенный аркатурно-колончатым поясом, напоминавшим убранство древнего Рождественского собора кремля. Видимо, тем же «образцом» XIII века навеяна асимметричная композиция торжественного трехглавого верха. Особенно внушительна средняя глава, поднятая на могучем цилиндрическом постаменте с большими кокошниками. Своим величием и строгостью собор резко контрастирует с интимностью и нарядностью надвратной Благовещенской церкви. Это не только главный храм царского монастыря, духовной тюрьмы для знатных женщин. Это прежде всего их усыпальница, величественный мавзолей. Отсюда подчеркнутая скупость его убранства, обнаженность его стен и тяжесть глав, словно вытесанных из огромных глыб камня. Столь же суров интерьер собора с его могучими столбами и широкими сводами, словно сжавшими и уплотнившими неподвижный воздух. Реставрационные работы раскрыли любопытные подробности внутренней архитектуры собора. Его пол был вымощен черными керамическими плитками, стены не имели росписи. Внизу стен были сделаны небольшие нишки — «печуры», предназначенные для складывания молитвенных принадлежностей монахинь: у каждой было свое, строго определенное место в храме. Какие-то опасения заставили подготовить собор к обороне, о чем говорят открытые реставраторами бойницы под окнами в восточной части храма. Видимо, строитель монастыря Василий III предполагал возможность каких-то тревожных обстоятельств и готовил монастырь Соломонии к вооруженному сопротивлению.
Против юго-западного угла собора стоит шатровая колокольня, связанная в XVIII веке переходом с соборной папертью. Это очень важный в истории древнерусского зодчества памятник. Его нижняя двухъярусная часть с широкими угловыми лопатками с полуколонками, простыми арочными окнами и щелевидными, похожими на бойницы оконцами очень пластична и мощна. Она старше верхней и относится к 1515 году. Этот широкий восьмигранный столп в нижней части был также использован как усыпальница, а в верхней помещалась еще более «игрушечная», чем над воротами, церковка. Вышележащий восьмерик с ярусом звона и несколько тяжеловесным шатром надстроен в XVII веке и отличается по своим деталям от нижней части. Однако лестница внутри ее стены идет выше, и первоначально столп, видимо, также завершался ярусом звона и, может быть, был одним из древнейших образцов каменного шатрового храма «под звоном». На нем висели три больших колокола и три колокола «зазвонных». В северо-восточной фасадной грани второго яруса устроена ниша для помещения отдельного небольшого колокола, подвешенного на деревянном брусе. Возможно, что это и был один из «зазвонных» колоколов, которым за веревку, прямо с земли, подавался сигнал для начала звона. К северу от собора находится Зачатьевская трапезная церковь (памятник реставрирован в 1958 г. Е.А. Архиповым), построенная взамен деревянной в 1551 году. Она, как и собор, также сильно изменила свой первоначальный облик. Ее основу образует расположенный во втором этаже обширный квадратный двухсветный зал трапезной одностолпной палаты. С востока к ней примыкала сдвинутая к югу, меньшая по площади, прямоугольная часть собственно трапезной церкви (существующая апсида пристроена в XVII веке). С запада с залом соседствует симметричное восточному помещение келарской палатки. Таким образом, здание обращалось во внутренний двор монастыря своим продолговатым фасадом. Видимо, вдоль него и шел первоначальный лестничный вход в палату. В подклетном этаже была хлебопекарня, поварня и другие, уже служебные, помещения. Трапезная отличается от других зданий монастыря необычным для русского зодчества идущим по карнизу поясом из зубчатых красных на белом фоне ромбов, а также особой техникой кладки стен и сводов из мелкого кирпича. Подобные пояса известны в ряде памятников Польши. Весьма вероятно, что строителем трапезной церкви был какой-либо польский зодчий, приглашенный при посредстве Елены Глинской или ее зарубежной родни. Это вновь бросает косвенный свет на причастность семьи Глинских к подготовке заточения Соломонии.
К юго-западному углу трапезной в XVI веке пристроена звонница (часозвоня), редкая по своим формам. Ее высокий нижний четверик переходит не в восьмерик, как было бы обычно, но в неправильный шестигранник. Над ним идет меньший шестерик с полуколонками на углах, розетками и ширинками на гранях, плоскими арками звона и коротким шатром. Об этой постройке монастырская опись XVI века говорит: «а у трапезы колокол а в нево в великое говейно [пост] часят, да часы с перечасьем». Шестигранная форма башни известна в деревянном крепостном зодчестве, откуда она. видимо, и заимствована мастером, Грубоватая техника кладки звонницы из крупного кирпича очень близка кладке надвратной Благовещенской церкви. Весьма вероятно, что строителями обоих зданий были местные суздальские зодчие, может быть, недавние плотники, учившиеся кирпичной стройке и внесшие в свои сооружения дух и навыки деревянной архитектуры. Таким образом, над созданием архитектурного ансамбля монастыря XVI века работало несколько мастеров или строительных артелей. Одними построен собор, другими — трапезная церковь, третьими — надвратный храм и часозвоня при трапезной.
По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»
Суздальский-Покровский монастырь, 1 класса, в городе Суздале. Основан в 1364 году князем Андреем Константиновичем Суздальским. В Покровском соборе покоится заключенная в монастырь после развода царица Соломония, в иночестве София, первая супруга великого князя Василия Иоановича. В ризнице сохраняются древние вещи, жертвованные Иоанном Грозным и другими лицами. При монастыре богадельня для престарелых и больных монахинь.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Покровский монастырь был основан в 1364 г. на низком берегу Каменки, и со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского. Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву.
В XVI веке князь Василий III жертвует монастырю большие суммы; на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церковью и колокольня. Вероятно, тогда же были построены кельи и ограда, которая не сохранилась. Существующая в наши дни ограда была построена в XVII веке. Во времена Василия III монастырь переживает наибольший подъем. Великий князь не напрасно оказывал ему такую поддержку: в 1525 г. его первая жена, Соломония Юрьевна Сабурова, которую он обвинил в бесплодии, была насильно пострижена в монахини и под именем старицы Софии водворена в Покровский монастырь, а Василий женился на Елене Глинской (в будущем – матери Ивана Грозного).По слухам, дошедшим вскоре до Москвы, Соломония родила сына, которого назвали Георгием. Так как мальчику грозила опасность, по легенде, Соломония отдала его на воспитание, а для прибывших из Москвы дьяков инсценировала погребение ребенка.
В 1935 г., когда белокаменную плиту над могилой в усыпальнице Покровского собора сняли, А.Д. Варганов обнаружил под ней детский гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Может быть, Соломония таким образом пыталась доказать, что не бесплодна, а может быть, и в самом деле скрыла своего сына. Тайна рождения и жизни ребенка от первой жены Василия III так и осталась нераскрытой.
Кроме Соломонии Сабуровой, в Покровский монастырь Суздаля ссылали и других знатных женщин, попавших в опалу. Их имена сохранились в усыпальнице монастыря. Среди инокинь и стариц, живших здесь, кроме жены Василия III, были дочь и племянница Ивана III, носившие в иночестве имя Александра; Евпраксия, жена князя Владимира Старицкого; Евдокия Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна Соловая, жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова, одна из жен Ивана Грозного; вторая жена царя Василия Шуйского — Мария Петровна Буйносова-Шуйская; Евдокия Федоровна Лопухина, жена Петра I, постриженная под именем Елены. Евдокия Лопухина оставила после себя придел стоящей рядом с монастырем Никольской церкви в память о своем сыне, царевиче Алексее.
Здания монастыря сгруппированы вокруг площади у южной стены собора. Такая композиция встречается и в Спасо-Евфимиевом монастыре, и в других русских монастырях того времени. Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь, построенная несколько позднее, когда на Руси уже формировались другие принципы монастырской застройки.
Покровский собор (1510-1514 гг.) — главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками. Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы. Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором — высокими узкими окнами и карнизом — повторяют внешний вид храмовых апсид.
Интерьер собора не менее аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье. При реставрации собора в 1962 г. (руководитель – И.А. Столетов) были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь.
Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, — словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962 г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.
С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 г. – XVII в.) — интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 г.; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн — слуховых отверстий.В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками и пилястрами с рустовкой.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518 гг.) — своего рода крепостная башня с двумя арками — большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик — уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Как и собор, надвратная церковь перестраивалась, и в 1958 г. реставрация по проекту А.Д. Варганова возвратила зданию первоначальный облик.
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком — в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви — большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения. В XVI веке к западному углу церкви была пристроена небольшая звонница с шестигранным шатром, характерным для деревянного зодчества. Шатер небольшой, с одним рядом слухов, опирающийся на арочный ярус звона.
Рядом с трапезной церковью располагались подсобные здания: ледники, складские помещения, сохранившаяся до наших дней и значительно реставрированная поварня (конец XVII в.). В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVII в.), в которой сейчас открыт филиал музея. В подземелье под каменным зданием находится каменный мешок, где содержались узницы.
Окружающая монастырь ограда с башнями (XVII-XVIII вв.) уже в XVI веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в ХХ веке реставрирована под руководством А.Д.Варганова. Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные черты стен, приспособленных для оборонительного боя: узкие бойницы, с внутренней стороны – глухие арки – опоры для деревянных подмостков боевого хода.
В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII века, почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик. Восьмигранные башни XVIII века наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями. Стены их украшены рядом окошек с наличниками, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.
В монастыре долгое время размещалась гостиница «Покровская», устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов. Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт.Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.
http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html
Покровский женский монастырь расположен на правом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Современный вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.
Расположен через реку Каменку против Спасского. Основан он в середине XIV века князем Андреем Константиновичем. Первые каменные здания в монастыре были построены в начале XVI века по велению царя Василия III. Так, главный монастырский Покровский собор построен в 1510—1514 гг. Этот трехглавый собор с открытыми широкими галереями поставлен на подклети, в которой находится усыпальница великих княгинь и боярынь. В подцерковном склепе захоронен прах Соломо-нии Сабуровой, первой жены Василия III, Александры, дочери Ивана III, великой княгини Анны Васильчиковой — жены Ивана IV и других лиц известных в истории фамилий начала XVI и XVII веков.
Среди памятников Покровского монастыря особое место занимает Благовещенская надвратная церковь, построенная в 1510 году. Здание представляет комбинацию башни с пролетами, над которыми поставлена миниатюрная церковь с галереями, как бы копирующая собор. Здание завершено трехглавием, что является уникальным для XVI века. По монастырским сказаниям, здесь находилась моленная княгини Соломонии, а в XVIII веке моленная Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I.
Трапезная Якиманская церковь построена по велению Ивана Грозного около 1551 года в память своей дочери Анны. Здание церкви полугражданско-го типа — простое двускатное, с одной главкой. В нижнем этаже размещались хозяйственные помещения, а во втором — богатый одностолпный зал служил монастырской столовой.
На территории монастыря до 1972 года стояли деревянные домики — старые монастырские кельи, составлявшие собой как бы деревню, обнесенную каменной оградой с башнями. На протяжении почти всей своей истории монастырь был местом ссылки опальных женщин самого высокого в государстве положения — цариц, княгинь и боярынь.
Источник: Итересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973 г.http://book33.ru/suzdal-monastyri-cerkvi/pokrovskij-monastyr-suzdal.html
Приказная палата Покровского монастыря
Приказная палата расположена в юго-западном углу Покровского монастыря. Здание является памятником гражданской архитектуры города Суздаль. Дата его постройки точно неизвестна, вероятно, это начало XVIII столетия. Именно сюда, в Приказную избу, из Москвы приходили жалованные грамоты, царские распоряжения и указы, грамоты суздальского митрополита Илариона о присылке мастеров для возведения Иорданской сени и так далее. Отсюда шли челобитные о беспошлинном провозе камня на обительское строительство, о невзыскании с монастырских деревень посошных, конных и пеших людей, грамоты о доставке в Москву колодников (арестантов в колодках), рыбы, хлеба на жалованье московским стрельцам и другие. Здесь проводилось управление огромным и непростым монастырским хозяйством. Сюда доставлялись крестьяне за не уплаченный вовремя сбор (налог) и другие прегрешения. Также здесь наказывались провинившиеся монахини, их сажали в кирпичный подвал «на хлеб и квас».
Есть предположение, что в Приказной избе вел сыск московский капитан-поручик Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев по «суздальскому розыску». Дело было связано с заточением в Покровской обители последней венценосной узницы Евдокии Лопухиной, жены Петра Великого, которая обвинялась в заговоре против императора. Не случайно за Приказной избой закрепилось и другое название — Судный дом.
После распоряжения императрицы Екатерины Великой о секуляризации обительских вотчин монастырь лишился земель и крестьян, а Приказная изба, утратив свое значение, использовалась в хозяйственных нуждах. Так, например, в 1796 г. Суздальской духовной консисторией было написано, что строение использовалось для хранения соли. Постепенно Приказная изба ветшает, ее многократно восстанавливают и перестраивают. В 1970 г. здесь был воссоздан интерьер Приказной избы XVIII столетия с привлечением подлинных экспонатов, датируемых XVII-XIX в.в., а также раскрыта история Покровского женского монастыря, являющегося одной из самых древних и аристократических русских обителей.
Судьба Покровского монастыря необычна. В XVI-XVII столетиях обитель стала местом пребывания аристократических узниц. Среди его монахинь и стариц были: племянница и дочь Ивана III (в иночестве обе носили имя Александра), Соломония Сабурова – супруга Василия III (в иночестве — София), Евпраксия — жена князя Владимира Старицкого, Евдокия — супруга царевича Ивана, Анна Васильчикова – одна из жен Ивана IV Грозного. Почти 20 лет жила в монастыре Евдокия Лопухина — I жена Петра Великого (в монашеской жизни — Елена). Усыпальница в подклете Покровского храма монастыря хранит печальную память о пожизненных узниках обители — здесь находится прах более двадцати именитых инокинь.
В настоящее время в Приказной избе функционирует экспозиция «История Покровского монастыря. Интерьер Приказной избы». В древнем здании — 3 помещения, имеющие отдельные входы. В одной комнате воссоздана обстановка вотчинной канцелярии начала XVIII в., в другой — архив, в третьей — «каменный мешок» 2х4 метра (подвал со сводами из кирпича и люком, в котором содержались узницы).
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13221