Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Лазаря Четверодневного и Антипы Пергамского.

С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская (1667 год) — одна из наиболее замечательных приходских церквей Суздаля. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века.
Антипьевская церковь (1745 год) по своим формам близка к типу деревянных клетских церквей. К ее западному фасаду примыкает нарядная шатровая колокольня с вогнутым шатром. Реставрация колокольни вернула памятнику прежнюю красивую расцветку фасадов.
Профессиональная информация по объекту Лазаревская ц. Адрес: г.Суздаль, ул.Старая.
Памятник архитектуры республиканского значения церковь Святого Лазаря 1667 г. в Суздале был впервые введен в научный и культурный оборот обмерами в 1956 году известным реставратором и ученым Алексеем Дмитриевичем Варгановым (1905-1977). Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30/08/1960г. церковь была взята на государственную охрану, затем передана в ведение Владимиро-Суздальского музея заповедника.
Судя по сохранившимся документам, из-за постоянной нехватки денежных средств ремонты 19 века выполнялись довольно грубо. За счет более примитивных и упрощенных решений кровли при ремонте 1912 года церковь значительно потеряла в своей красоте и выразительности облика. В этот же ремонт церковь штукатурилась новинкой того времени цементным раствором, который значительно навредил в дальнейшем, не давая кладке «дышать», т.е. избавляться от излишней атмосферной и каппилярной влаги.
В 1958 году была сделана бетонная отмостка вокруг церкви. Решение было ошибочное, неграмотное, за внешней красотой скрылась инженерная проблема, на которую впоследствии будет обращено внимание в учебниках по реставрационному делу. Между новой бетонной и древней глиняной отмосткой образовался метровой толщины грунтовый слой, как мешок накапливающий любые атмосферные осадки. Далее вода из него стала по каппилярам кирпичной кладки подниматься вверх по стенам, разрушая их.
В 1962 году А.Д. Варгановым был восстановлен красивый западный портал внутри церкви, соединяющий теплый притвор с основным объемом.
В дальнейшем здание практически не использовалось, либо служило как холодный склад, к середине 80х годов сильно обветшало, в особенности железная кровля. Кирпичи покрылись сединой высолов, которые уничтожили все росписи.
В 1987-88г.г. были проведены научные исследования и разработан проект реставрации церкви и приспособления ее под музейную экспозицию. Автор проекта Любовь Евгеньевна Шерстобитова. Исследованиями было доказано первоначальное наличие красивых кокошников на кровле, и предусмотрено их восстановление в первоначальном виде, как декоративного и нарядного обрамления закомар.
В ходе исследований и проектирования выявилось множество трудностей. Одна из основных, это подъем культурного слоя земли до полутора метров по сравнению с первоначальным. Церковь из-за этого не защищена от грунтовой влаги, и она поднимается на высоту до трех метров стен, стены сильно страдают из-за этого. Имелись также и сквозные трещины в стенах. Археологические раскопки показали наличие древней деревянной ограды из бревен рядом с церковью, церковь чрезвычайно затеснена окружающими гражданскими постройками и Антипьевской ц., поэтому какие-либо земляные работы затруднены, или вовсе невозможны.
Древние зодчие для легкости зрительного восприятия церкви сделали завал стен, сужение их кверху. Спустя столетия худая кровля дала протечки, и этот строительный прием, отлично себя зарекомендовавший со времен древней Греции, значительно ухудшил состояние стен, поскольку дождевая вода с легкостью стала замачивать наклоненные фасады.
В начале 90х годов реставраторы во главе с Андреем Ивановичем Нечаевым, директором Суздальского реставрационного участка, приступили к работе и сделали полностью ремонт и реставрацию кровель. Церковь обзавелась медными кровлями по ажурным тесаным журавцам стропил, новыми кокошниками второго яруса, приобрела исключительно нарядный вид.
После завершения основных работ церковь из ведения Музея была передана Суздальской Зарубежной церкви о.Валентина Русанцова, ныне Суздальской Русской Православной Автономной цекви, действующий храм.

В городе Суздаль на территории Торговой площади, а именно вблизи от Ризоположенского монастыря, расположены две именитые церкви: Лазаревская и Антипиевская.
Лазаревская церковь, или храм Лазаря Праведного Воскрешения — это пятиглавый храм, который является наиболее ранней православной постройкой всего городского посада. Церковь была выстроена в 1667 году, а спустя некоторое, время рядом с ней возвели Антипиевскую зимнюю церковь. Лазаревский храм был сооружен на месте ранее существующей деревянной церкви, выстроенной еще в 15 столетии. Самые первые упоминания о церкви относятся к 1495 году, когда о нем было написано в грамоте, полученной от Ивана Третьего Спасо-Евфимиевым монастырем. В описи города Суздаль имеются записи, повествующие о том, что в 1667 году деревянная церковь была заменена на каменную при материальной поддержке посадских людей.
Основной объем представлен четвериком, искусно украшенным наличниками, широким карнизом, оснащенным изразцовым поясом и подковообразными кокошниками. Со стороны востока к зданию пристроены три апсиды. Украшение световых барабанов сделано в виде аркатурно-колончатого пояска, все углы которого выставлены на кокошники, представленные в виде подковок. Важным отличием Лазаревской церкви от других суздальских храмов является то, что угловой храм не глухой, а имеет оконные проемы, что говорит о редко применяющейся конструкции здания.
Во внутренней части здания имеется два больших столба, служащих в качестве опоры для коробовых сводов, которые формируют световые отверстия возле углов барабана и у его центральной части.
Важно отметить, что именно Лазаревский храм стал родоначальником традиции так называемого «священного пятиглавия» — в этом деле важную роль сыграл патриарх Никон, который посчитал, что именно такое завершение храма является надлежащим для церквей, а не простое шатровое покрытие.
В 1745 году при храме Праведного Лазаря была выстроена зимняя Антипиевская церковь, с появление которого образовался парный тандем церквей. Она расположена буквально «в двух шагах» от Лазаревского храма. Сначала церковь находилась на месте Сретенского деревянного храма, но позднее здесь был выстроен храм Священномученика Антипа, который жил еще во времена Нерона. Святой Антип прославился невероятным подвигом – он отказался поклоняться языческим божествам, по причине чего умер страшной мученической смертью – он был выброшен в раскаленную печь при храме Артемиды, в которой чаще всего приносили идолам жертвы. После этого Антип был причислен к лику святых.
Антипиевская церковь, как и большинство зимних храмов города Суздаль, имеет не столь большие размеры, лаконичную конструкцию, а также скромное декоративное оформление. Он представляет собой вытянутый к восточной части и довольно низкий прямоугольник, перекрытие которого осуществлено в виде двускатной крыши; венчание сделано в качестве одного купола, помещенного на тонком барабане. Со стороны востока к главному объему относится сделанная в форме полукруга апсида; с западной стороны располагается колокольня, являющаяся одним из самых высотных строений Суздаля. Именно по причине наличия столь величественной колокольни ансамбль Лазаревской и Антипиевской церквей относится к числу наиболее узнаваемых во всем городе.
В плане Антипиевской звонницы на четверик выставлен восьмерик, который завершается несколько вогнутым шатром, оснащенным несколькими рядами округлых слуховых оконных проемов. Фасады колокольни украшаются рустованными цветными столбами, а также изящными ширинками.
В начале 1959 года были проведены масштабные реставрационные работы, касающиеся всего ансамбля в целом. Ответственным за все мероприятия был назначен А. Д. Варганов. По результатам проведенных реставрационно-ремонтных работ внешняя расцветка колокольни была переделана в соответствии с предпочтениями посадских людей 17 столетия.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1695

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?