🏛 «Церковно-археологический музей в полном смысле этого слова» — называл Милий Достоевский Богородице-Рождественский собор Суздаля.
ЮНЕСКО включила упомянутый собор в список всемирного наследия в 1992 году. А что получил мир в наследство из того, что помнят стены храма, или хотя бы из того, что видел Милий Достоевский? Он писал:
✍ «Шедевры суздальской иконописи «классическаго» периода чередуются здесь с великолепными вышивками золотом, серебром и самоцветными камнями…»
✍ «В суздальском соборе Рождества Богородицы … находятся пять икон работы знаменитого Симона Ушакова…»
✍ «С точки зрения церковной археологии интересен ещё образ Нерукотворного Спаса, писанный на полотне и принесённый по преданию суздальским просветителем из Греции в 990 году. Гордость Богородице-Рождественского собора…»
✍ «… обратим внимание на два Евангелия, колоссального исторического и художественного интереса, из которых одно по преданию пожаловано царевной Софьей Алексеевной, а другое её братом Феодором. Последнее является частью большого «вклада на поминъ» 1677 года, внесённого, судя по надписи, вместе с кадилом, архиерейской шапкой и церковной утварью «повелѣнiемъ отца своего блаженной памяти Великаго Государя, царя и великаго князя Алексѣя Михайловича».»
Что можно посмотреть сегодня?
✔️ Любезные женщины, работающие в соборе, ничего не слышали о Спасе Нерукотворном, вообще считают, что мы что-то напутали, какой такой Спас, не было тут Спаса. Спасибо, Милий Федорович, фотку вклеил в книгу, будем знать!
✔️ С Ушаковым и Евангелиями чуууть-чуть оптимистичнее.
✔️ Об Ушакове работники слышали, что есть его икона в музее, расположенном в Арихиерейских палатах по соседству с собором, Евангелие, кадило, шапка… возможно, где-то в музеях. И как-то сразу веет в соборе сквознячком. Будем надеяться, музеи и вышивки хранят хоть какие-то.
✔️ Одна икона Ушакова действительно выставлена в музее по соседству, правда, ее название отличается от всех пяти упомянутых М. Достоевским.
✔️ Радуют сохранившиеся ворота, о которых М. Достоевский писал:
✍ «В соборе особое внимание обращают на себя западная и южная входные двери, известные под именем «корсунских». Двери представляют собою замечательный памятник древнерусского искусства XIII века и по мнению академика Н. П. Кондакова поставлены, может быть, самим строителем собора князем Юрием. Они двустворчатые, колоссальных размеров, состоят из массивных досок, снаружи обитых железом, а изнутри медными листами, образующими на каждой двери 28 квадратных пластинок или «тябелъ» украшенных живописью… Рисунок выполнен золотой насечкой по красной меди, от времени принявшей цвет тёмной бронзы.»
М.Достоевский подробно описал все сцены (но одно тябло утрачено):
#суздаль #литература #наследие