Церковь Воскресения Господня находится на базарной площади, близ торговых рядов. В описи г. Суздаля 1617 г. Воскресенская церковь записана так: «позади рядов церковь приходная Воскресения Христова, деревянный верх да церковь с трапезою Леонтия Ростовского чудотворца… у Воскресения служит поп Семен Иванов».
Обе деревянные церкви стояли до 1719 г., а в этом году во время бывшего в Суздале пожара сгорели. Вместо них построены две каменные церкви: холодная – в честь Воскресения Господня, а в 1739 г. теплая – в честь Казанской иконы Божией Матери с придельным престолом во имя Архистратига Михаила. В 1728 г. Леонтьевская же церковь после пожара не возобновлялась.
В Воскресенской церкви находится местно чтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери. История этой иконы следующая: Шартомского Николаевского монастыря (в Шуйском уезде) инок Иоаким, живший в XVII ст. и занимавшийся иконописанием, написал сию икону, вследствие явления ему Божией Матери в сновидении по тому образу, какой есть в Казани, и по повелению самой Божией Матери принес и поставил оною икону в этой церкви. Инок Иоаким, между тем, уже не возвращался в Шартомский монастырь, а жил близ сей церкви, в устроенной им небольшой хижине, до самой смерти, где и погребен. В 1728 г., копая рвы под фундамент Казанской церкви, нашли гроб его целым и неповрежденным, сказали об этом епископу Иоакиму Суздальскому. Преосвященный, будучи суздальским уроженцем, знал по преданию, чей это гроб и кто в нем похоронен, и потому приказал, не трогая его, оставить на том же месте. Таким образом, прах благочестивого инока Иоакима покоится под западной стеной теплой церкви Казанской Богоматери, образ которой он сподобился написать по откровению свыше.
В церкви церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1800 г.; опись церковного имущества составлена в 1889 г., хранится. Церкви принадлежат две прикладные земли 1000 кв. саж. и 490 кв. саж., с коих получает часть арендной платы 12 руб. 50 коп. и 4 руб. 50 коп., остальные арендные деньги получает причт. Церковь имеет 8 лавок и за них получает 494 руб. 50 коп.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получает на свое содержание годовой доход: проценты с капитала гос. бумаг, от служб и требоисправлений и земли – всего около 1500 руб. Дом у причта церковный, деревянный. В приходе значится 57 дворов, душ муж. пола 186, а жен. 206 душ.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
Воскресенская церковь на торгу (1720 г.) выстроена на месте старой деревянной церкви, уничтоженной пожаром 1719 года, после которого посадские жители восстановили сгоревшую часть города по своему вкусу. Это отразилось и на архитектуре Воскресенской церкви. Основной объем храма строг, почти лишен какого-либо декоративного убранства, за исключением парадного крыльца с арками и круглыми столбами, и неширокого карниза из мелких арочек. Даже окна храма обошлись без наличников.
Центральной для большой торговой площади является колокольня. Изначально она была невысокой, с невысоким восьмериком на четверике. Поэтому ее пришлось надстраивать, одновременно богато украсив карнизами и разноцветными изразцами. В верхнем ярусе были сделаны новые высокие арки звона, а старые заложили; их следы до сих пор видны примерно на уровне середины колокольни, так что можно представить, какой высоты она была прежде. Высокий шпиль колокольни – свидетельство влияния петербуржской архитектуры: эта черта во многом напоминает колокольню собора Петропавловской крепости.
http://suzdal.org.ru/Arhitect/voskresen.htm
Расположен на главной в городе Торговой площади, напротив Гостиного двора и торговых рядов, непосредственно к югу от зимней (тёплой) Казанской церкви. С колокольни открывается обзор большей части города. Точная дата основания храма Воскресения Христова на торгу неизвестна, но о его древнем происхождении свидетельствует надпись на сохранившемся колоколе: «Лета 1592 лит сей колокол в град Суждаль в церкви Воскресения Христова что за рядами». Около начала XVII века близ церкви поселился и впоследствии был погребён преподобный инок Иоаким Шартомский. В описи Суздаля 1617 года Воскресенская церковь записана так: «позади рядов церковь приходная Воскресения Христова, деревянный верх да церковь с трапезою Леонтия Ростовского чудотворца… у Воскресения служит поп Семен Иванов».
В 1628 году в Писцовой книге было зафиксировано более подробное описание: «На Большей улице церковь во имя Воскресения Христова с трапезою деревяны клетски, да придел Рождество Христово, третий придел Пречистыя Богородицы Казанския … а у тех же церквей трапеза теплая во имя Леонтия Ростовского Чудотворца».
В 1719 году старый деревянный храм сгорел, от старого храма сохранился лишь вышеупомянутый колокол. В следующем году на том же месте на средства посадских жителей был возведён каменный одноглавый храм. Первоначально колокольня Воскресенского храма была невысока, но затем её надстроили ещё одним ярусом и снабдили новым полусферическим навершием. В 1728 года, когда при Воскресенской церкви началось строительство тёплого Казанского храма, было обретено и обложено камнем погребение преподобного Иоакима Шартомского. В 1739 году строительство зимней Казанской церкви было завершено и образовался парный ансамбль храмов прихода.
В конце XIX века ансамбль двух храмов был обнесён каменной оградой со Святыми воротами. За оградой на средства приходского причта были построены восемь каменных торгово-складских помещений. До Октябрьской революции 1917 года они были собственностью прихода и состояли в ведении Синода. Также в этот период в распоряжении прихода имелся деревянный дом для причта.
В дореволюционный период Воскресенская церковь занимала первенствующее положение среди городских церквей, отчего все прибывавшие на суздальскую епархию архиереи первым делом останавливались в этой церкви, и уже из нее торжественная церемония с крестным ходом направлялась в городской Рождественский собор, где и совершалось молебствие.
Вероятно, храм был закрыт в 1920-1930 г.г., а в конце XX века — возвращён Церкви. По возрождении в них богослужебной жизни, Воскресенский и Казанский храмы снова вошли в ведение единого прихода. Не позднее 2008 года Воскресенский получил статус второго кафедрального храма в составе Владимирской епархии.
В конце XIX в. — в приходе 57 дворов, 186 мужчин и 206 женщин; церкви принадлежат две прикладные земли — одна мерою 1.000 кв. саж., другая — 490 кв. саж.; также церковь имеет восемь лавок; положенный по штату причт — священник и псаломщик; годовой доходъ причта — до 1,500 руб.
Архитектура
Белый каменный одноглавый храм. Декор Воскресенской церкви лаконичен и строг. Гладкие стены четверика оформлены угловыми пилястрами, окна лишены наличников, и лишь в верхней части здания имеется ажурный карниз из килевидных кокошников. К южному фасаду пристроено парадное крыльцо, перекрытое кровлей на два ската. Крылечко опирается на два круглых столба, завершённых фронтом. Между арками под фронтоном размещена каменная бусина. С запада размещается прямоугольная паперть, декорированная полосой из керамических балясин. Четырехскатную кровлю основного объёма венчает один барабан, украшенный наличниками и треугольными фронтонами. На барабан поставлена небольшая луковичная главка.
Внутренний объём являет редкий образец двухстолпного кубического храма. Основу церкви составляет высокий четверик, своды которого покоятся всего на двух столбах. Такая конструкция сводов освобождает интерьер от давящего чувства тяжести перекрытий, делая его более просторным и светлым. Алтарь помещён в полукруглую апсиду. На стенах и столбах храма сохранились фрагменты росписей XVIII-XIX веков.
К северо-западному углу паперть пристроена удлинённая колокольня. На низенький четверик водружён высокий восьмигранник, включающий старую нижнюю часть (старые арки звона заложены, декорированы карнизами и ширинками с поливными изразцами) и верхний ярус более поздней постройки. Вместо традиционного для суздальского зодчества шатра, колокольню завершает полусферический колпак с высоким шпилем по образцу петербургских храмов той эпохи. Каменная ограда вокруг храма утрачена.
Настоятели: Семён Иванов (упом. 1617); …; Димитрий Лётка (упом. 2009 — упом. 2014); Леонид Перебаев (упом. 3 ноября 2017 — упом. 21 июня 2018). Святыни: около конца XIX в. местночтимый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери — написан прп. Иоакимом Николо-Шартомским веке после явления ему Божией Матери.
https://drevo-info.ru/articles/13678079.html