Главной достопримечательностью станицы служил большой пятиглавый собор, построенный в честь Казанской Божьей Матери в начале ХХ века. Храм был символом славы казаков, верой и правдой служивших на благо Отечества. Но собору не пришлось украшать родину долгие годы. На смену канувшей в лету Кавказской войне в России разгорелись Первая мировая и Гражданская войны. От страшных трагедий пострадала Суворовская, в которой развернулись трагические события эпохи перемен, произошедшие после двух революций 1917 года. Смена общественного строя, изменение мировоззрения жителей России не оставили шансов всенародно возведённому храму. С осени 1825 по осень 1827 г. казаков переселили на Карантинный редут из станицы Ставропольской, построенной северо-восточнее одноименной крепости, которую строил Таганрогский (Владимирский) драгунский полк с 1777 по 1780 гг. , под руководством командира драгунского полка полковника Николая Фёдоровича Ладыженского. Она была одной из крупнейших крепостей Азово-Моздокской линии.В 1780-х гг. казаки возвели в станице Ставропольской храм в честь Святого Георгия, в котором священник Тимофей Игнатьев приводил присягу у Хопёрского полка. Об этом писал С. Колмаков в книге «Крепостная церковь в г. Ставрополе», изданной в 1917 году. Далее в книге упоминается: «в 1793 году купцом Дмитрием Уткиным построена более обширная деревянная церковь в честь Казанской Божией Матери», возведённая в стиле русских шатровых церквей. На строительство церкви пошёл дубовый и ясеневый лес, произрастающий в окрестностях станицы. Храм дал название центральной площади станицы – Казанская. Со временем пользовались услугами церкви не только казаки, но и мещане, поселившиеся в образованном городе Ставрополе, расположившимся по соседству со станицей.
В начале XIX столетия, в связи с постройкой ряда новых укреплений в более южных районах, крепость утратила своё значение. 11 марта 1821 года Ермолов обратился к императору Александру I с предложениями об укреплении границы по реке Кубань несколькими станицами. В 1825-1827 гг. Руководство Кавказской области переселило казаков Ставропольской станицы на Куму в новую Карантинную станицу, при этом оставив Казанскую церковь на прежнем месте. Казаки и мещане долго судились и спорили за обладание храмом. Только спустя 12 лет после переселения, в 1838 году казакам станицы Суворовской разрешили перенести Казанскую церковь в новую станицу. В записках Преосвященного Иеремии, епископа Ставропольской епархии (1843-1849 гг.) сохранились воспоминания: «…По состоявшемуся соглашению, утварь церковная предоставлена была гражданам, а здание и святые иконы — казакам. Очевидцы этого события рассказывали, что горожане скорбели и плакали плачем, подобным плачу иудеев о пленении кивота Господня, а казаки ликовали и радовались радостию пророка Давида о перенесении скинии из Силоама в Иерусалим. Все вещи, несмотря на тяжесть их и немалое пространство (около 100 верст), несены были казаками, их женами и детьми на руках: а граждане далеко сопровождали драгоценную святыню. Утварь, доставшаяся гражданам, была передана в Спасский храм».Церковь возвели в центре станицы напротив казачьей управы. На вершине горы располагался Карантинный пост, вокруг которого обустроилась станица. Храм сместили к востоку горы. Описания убранства и внешнего вида деревянной Казанской церкви не сохранилось. Известно, что казаки обнесли церковь плетнёвым и земляным забором. Укрепления, возводимые вокруг храмов, служили последними цитаделями для обороны городов и сельских поселений. Все древние русские города имели собственные каменные или земляные стены. Со временем не только площадь вокруг церкви, но и весь холм, на котором обустроилась станица, получил название Казанская горка.
Суворовскую станицу окружал большой шестиметровый земляной вал и глубокий трёхметровый ров возведённый казаками на южной юго-восточной окраине станицы в тех местах, где склоны горы пологие. В станице были только одни ворота, через которые можно попасть внутрь. Деревянная Казанская церковь простояла в станице 54 года. Летом 1893 года в храм ударила молния. Здание сгорело до основания. Вместе с церковью сгорели архивные документы, находящиеся в храме: церковная библиотека, исповедальные росписи, метрические книги, которые вели псаломщики с 1827 года. Сохранились копии с метрических книг 1860-1866, 1883 и 1884, 1894, 1898, 1899 и 1902 гг., которые высланы из Ставропольской Духовной Консистории, также копии – с 1870 по 1893 гг. Казаки тяжело переносили утрату главной святыни станицы…На всенародном станичном сходе в 1894 году станичниками принято решение о возведении большого каменного собора. По мимо храма, начато строительство и церковно-приходских школ. На территории храма были возведены: молитвенный деревянный дом, крытый железом, поставленный на каменном фундаменте. Саманная сторожка с железной крышей, состоящей из двух просторных комнат в которых созданы школы: Женская одноклассная церковно-приходская школа. В ней обучались 73 девочки. Располагалась в собственном деревянном здании. Открыта в 1896 году. Мужская одноклассная церковно-приходская школа. В ней обучались 59 мальчиков. Располагалась в собственном деревянном здании. Открыта в 1888 году. В Реестре клировых ведомостей по IX благочинническому округу Кубанской области Ставропольской Епархии за 1911 года описано, что здание сторожки, расположенной возле кладбища, имело железную крышу и каменный фундамент. В ней обучалось 36 мальчиков и 9 девочек. Школа открыта в 1897 году. В 1903 году, рядом с ней, полковник Илья Васильевич Лобов возвёл небольшую Софийскую церковь.
К 1900 году в станице появился большой пятиглавый Казанский собор, равного которому не было в Баталпашинском округе. Каждая семья выделяла по одному-двум работникам и платила десятину на строительство и украшение храма. Глину для храма добывали из местных карьеров, изготавливали «отмывным способом» — так указано в брошюре «Казанский собор – история бытия» выпущенной в 2004 году благодаря стараниям казачьего клуба ГОУ Суворовской СОШ №2 и его руководителем Еленой Асановой. Шесть лет станичники возводили храм. Служащие в конвое Императора Николая II Свидины заказали в Петербурге колокола. Казаки собрали всё золото, которым располагали для оплаты колоколов и позолоты крестов. Весной 1901 года из Петербурга в станицу прибыл курьер, сообщивший о выполнении заказа. Казаки выдвинули 60 подвод для перевоза церковной утвари. Станичники приготовили изделия ручной работы: наволочки, полотенца, скатерти, занавеси, покрывала для расплаты с мастерами. Подводы украсили для перевоза церковных снастей. Также на одной из подвод изготовили походную часовню. Поход в столицу за колоколами длился полгода. К осени казаки вернулись на Родину. На въезде в станицу и при храме были отслужены молебны. Колокола поднимали на колокольни лебёдками. УбранствоПо определению Епархиального Начальства, храм освящён Благочинным священником Матвеем Белоусовым 4 ноября 1902 года в честь второго празднования Казанской иконы Божьей Матери. В день освящения собор принял несколько тысяч человек. По завершении божественной литургии проведён крестный ход. Стены церкви были розово-красными, увенчанные золотыми куполами и крестами. Храм был виден практически со всей станицы. Ограда построена каменная, из известняка, добываемого между станицами Суворовская и Бекешевская. Здание кирпичное, построенное на каменном фундаменте, покрыто позолоченным железом. Колокольня стоит на 6 деревянных столбах, покрыта позолоченным железом. Перед входом положены белые мраморные ступени, а за высокими дубовыми дверьми дорогое внутреннее убранство. Многоярусная алтарная стена украшена золочёной резьбой в виде виноградных листьев и кистей.
В Казанском соборе было три предела: в честь Казанской иконы Божьей Матери, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Стены украшали иконы, написанные маслом, эмалевые с позолоченными и серебряными окладами, полотна икон инкрустированы бисером, белым, розовым и чёрным жемчугом. Винтовая, чёрная кованая лестница с растительным орнаментом на периллах и позолоченными цветами поднималась на высокие балконы. Аналои изготовлен из резного дерева, покрытого позолотой. Тканевые покрывала с наличием бахромы и рюшами выпол¬нены из дорогих шёлковых и парчовых тканей, преимущественно привезённых из походов по Турции и Персии. На полу лежали красные персидские ковровые дорожки с высокой мягкой ворсой. Светлый храм со множеством больших окон позволял выращивать тропические лимоны. В больших кадках, расставленных по углам, росли плодоносящие деревья, привезённые специально для собора из Персии. Лимонный аромат заполнял храм, придавая ощущений райских благ, уготовленных праведным христианам.
Во время больших богослужений в литургиях принимали участие «правый» и «левый» хоры. Название произошло из-за расположения хоров на двух балконах, располагавшихся на верхнем ярусе здания. В «правом» хоре участвовали станичники, в «левом» — приезжие епархиальные хоры. Крупнейший колокол «Бугай» остался от сгоревшей церкви. При падении во время пожара от него откололся кусок, но звучание не потерялось. Поэтому его прозвали «Щербатый». Колокол возвещал благовест на новой звоннице, разнося его по округе на десять километров. По записанным Людмилой Асановой воспоминаниям станичников, «звук был настолько сладок и приятен, что в народе его прозвали бархатным». Другой колокол именовали Свидин-колокол, по фамилии заказчиков. После разрушения храма, колокол уцелел и был закопан станичниками в землю, но до сих пор не найден. По всей видимости тех, кто закапывал колокол либо выслали из станицы в Среднюю Азию или Сибирь. Тайну они увезли с собой. Также одно время ходил слух, что колокол закопан на Пьяном кургане близ посёлка Новый (Прикубанский район КЧР). В штате собора до 1911 года служили два священника, дьякон и два псаломщика. Священник Иоанн Крылов, священник Александр Залеский, диакон Василий Нестеров, псаломщик Георгий Архангельский, псаломщик Михаил Светлов. Построенная в 1902-1903 годах полковником Ильёй Васильевичем Лобовым Софийская церковь также была в подчинении Казанского собора. Здание храма стояло на каменном фундаменте, покрыто железом, под храмом располагался склеп, в котором был похоронен Лобов.
1917 год изменил жизнь в России. После установления советской власти упразднили церковь. Пострадали священники, служившие во время революции. Священника Иоанна Крылова и его жену расстреляли. Похоронен священник на суворовском кладбище. Состарившегося Иоанна Соловьянова избили в собственном доме, увезли в станицу Боргустанская, где привязали к пушке и стреляли из неё. После истязательств привезли домой. Через несколько дней священник умер. Священника Александра Багриенко отправили в ссылку. Там он тяжело заболел и в предсмертном состоянии его родители привезли его домой в Ставрополь. После похоронили.17 лет храм простоял в запустении. Последние службы прошли в 1918 году. После установления советской власти храм использовался как конюшня и зерносклад. В 1935 году Суворовский районный совет принял тайное решение о сносе собора. Обманным путём был проведён сбор подписей о сносе храма. Станичникам обещали в обмен на поставленные подписи оказывать материальную помощь нуждающимся, также станица остро нуждалась в больнице, общественной бане, здании новой школы и библиотеке. Когда райсобес собрал подписи, жителям объявили о сносе Казанского собора. Храм взрывали, но здание выдержало три взрыва. Крупнейший колокол, оставшийся со времён деревянной церкви, разбился при падении с колокольни. Один из колоколов долго служил в пожарной службе. С него были стёрты лики святых и слова молитвы. Сейчас он находится на колокольне Софийской церкви. Станичники смогли выкрасть только колокол Свидиных, который был закопан в землю. Вопреки гонениям, прихожанами сохранена небольшая часть кирпичей от старинного разрушенного собора. Несколько икон вынесены женщинами по своим домам.
Люди прятали церковную утварь. Из кирпича бывшего собора выстроены: новое здание ближайшей школы, общественная баня, расположенная у восточного склона горы, на улице Карла Маркса, здания старой больницы, располагавшейся напротив здания почты, корпус больницы находился южнее современного воинского мемориала между частными домами по улицам Золотова и Советской, пристроены помещения к клубу, располагавшегося на месте нынешнего магазина возле памятника Георгию Захаровичу Левчишину.
В начале 200-ых годов в станице заговорили о возрождении храма. 4 ноября 2001 года был освящён поклонный крест. В октябре 2003 года инициативная группа подала прошение епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану о благословении на восстановление собора. 6 февраля 2014 года пришла резолюция владыки, в которой разрешалось восстановление. На проведённом кругу были собраны первые 8400 рублей. С тех пор прошло 14 лет…
В начале 2018 года под руководством главы суворовского муниципалитета Фёдоровым Олегом Алексеевичем была оформлена и передана Русской Православной Церкви земля под строительство храма. Снова необходимо создавать общественный совет и инициативную группу людей, способную проводить сбор пожертвований.
По материалам: https://vk.com/topic-47974093_39124882