Первые староверы-безпоповцы в Сувалкско-Сейненском и Августовском регионе современной Польши (тогда – Речи Посполитой) появились в последней трети XVIII в. Сначала староверы-безпоповцы принадлежали к федосеевскому согласию или, как неточно писали в светских документах, «филипповскому», «пилипонскому». Процесс постепенного перехода общин к брачному поморскому течению окончательно завершился к 1920-м гг. В настоящее время в Польше действуют четыре поморские общины: Сувалкская, Габово-Грондская, Водзилковская и Войновская с общим количеством верующих до 2,6 тыс. человек.
Центральный в Польше поморский храм в Сувалках представляет собой монументальный сруб с высокой двускатной крышей, к которому пристроена не менее монументальная двухярусная колокольня. Над солеей установлена более крупная глава с крестом, над колокольней – невысокий шатер с маленькой главкой и крестом. В помещении моленной – плоский потолок, а над солеей – высокий деревянный свод, вписанный в пространство чердака. В конце XX века при храме построено вспомогательное здание с конференц-залом и квартирой наставника.
Источник информации
Этот храм принадлежит общине староверов-беспоповцев поморского согласия. Самоназвание объединения четырех польских общин — Древлеправославная Поморская Церковь Польши.
Свято-Никольская моленная в Сувалках построена в 1910-1912 годах на пожертвования прихожан. Указ 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» позволил староверам строить храмы, по всей империи началось массовое строительство моленных. Крупную сумму Сувалкская община получила в дар от императора Николая II. Новый храм получился очень представительным и стал главным храмом староверов Польши.
Планировочное решение моленной очень интересно. Монументальные внешние формы деревянного сруба в интерьере раскрываются анфиладой канонических пространств, которая строго соответствует традициям Выга и древним символическим смыслам восточного храмостроительства. Древние традиции были сохранены староверам в годы гонений и в окружении инородной культуры.
После крыльца (оно пока не восстановлено) входящий попадает в сумрачный притвор («папертные сени», как называли его на Выге), где нет окон. Контраст освещенности после яркого уличного света помогает ощутить себя омраченным грехами. С южной стороны притвора перегородкой отделено помещение «прощальной», где исповедь может принять наставник. Единственное окно прощальной выходит на южный фасад моленной. Из притвора поднимается лестница на колокольню.
После исповеди можно пройти в предхрамие (или трапезную часть), где устроены два окна с северной и южной стороны. Согласно поморской традиции, предхрамие отделено от молитвенного зала остекленной перегородкой, которая позволяет видеть и слышать богослужение тем, кто несет наказание за свои грехи. Здесь же могут присутствовать иноверцы.
Далее следует молитвенный зал (символически — очищенный от грехов мир земной) или «певчая», как называли его на Выге, — квадратный в плане, просторный, хорошо освещенный. В нем по три окна с двух строн, потолок плоский, в центре потолка – изображение Солнца Правды. Над солеёй, где душа поднимается к миру Небесному, поднимается деревянный свод. Солею освещают два окна. Внешне свод солеи акцентирован большой главой – символом Господа Вседержителя. На восточном конце конька крыши установлен крест – Знамя Христово.
Как принято у поморцев, отделка моленной аскетична, скромный орнамент по верху стен – единственный декоративный мотив, но впечатляет монументальность и пространственное развитие интерьера. Идея храма выражена ясно и просто, исключительно средствами архитектуры (освещенность, фактура поверхностей, ритм пространств), это прекрасный образец народной архитектуры, и нет сомнений, что строители моленной сознательно, с пониманием дела решали поставленную перед ними художественную задачу.
Прошло 100 лет. В храме продолжается ремонт, работы ведутся очень тщательно. Установлена триумфальная арка на солее, затейливые балясины. Прихожане хотят украсить свою моленную. Но отсутствие крыльца, белый потолок в притворе (чтобы не было мрачно), отсутствие ставен и наличников на новых окнах – эти и другие детали указывают на то, что символические смыслы могучей красоты этого храма постепенно забываются.