Покровская церковь-замок, XIV-XV, XVIII вв. Построена как оборонительное сооружение. В 1476 г. перестроено под церковь с устройством в первом ярусе кирпичных сводов на нервюрах и готических щипцов над вторым ярусом центрального объема. Во второй половине XVIII в. над притвором была поставлена двухъярусная деревянная колокольня с барочной главкой. В 1894 г. сооружение подверглось переделке с разборкой щипцов, после чего утратило древние готические и барочные формы.
По объемно-планировочному решению относится к типу четырехконховых сооружений: с центральным объемом (10X11 м) и четырьмя примыкающими к нему полукружиями. Западное полукружие по фасаду и на всю высоту стен раскреповано прямым участком в 3,8 м. Стены каменные толщиной 1,5-1,6 м. Перекрытия над первым ярусом представляют собой систему кирпичных коробовых и конховых сводов с распалубками на нервюрах. В центральном объеме они опираются на столб, образуя по его углам пучок расходящихся нервюр; в полукружиях, отделенных от центрального объема подпружными арками, подобие звездчатого свода. В местах опирания нервюр заложены консольные блоки различного рисунка, в шелыге — замковые камни с геральдическими щитами. Лестница на второй этаж внутристенная, каменная. Фасады первоначально были покрыты затиркой охристого цвета с добавкой толченого кирпича.
Памятник является произведением строительного искусстве XIV-XVIII вв., не имеющим аналогов по своему архитектурно-планировочному решению.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 233-234, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 г.
«В 1407 году, — пишет Г.Г. Павлуцкий в своём исследовании «Деревянные и каменные храмы» (1905), — великий князь Витовт пожаловал венгерскому выходцу Хотьку Кроату Ярмолинцы с окружающими сёлами, в числе которых были Сутковцы; принадлеже имения между наследниками… Сутковцы достались на долю Федора, от которого пошёл дворянский род Сутковских». Именно Сутковские выстроили в своём селе (которое, кстати, было очень невелико, насчитывая к концу ХV века всего семь дворов) Покровскую церковь-замок. Существует мнение, что первоначально она возводилась именно как крепостное сооружение, а уже потом, с постройкой на некотором отдалении особого замка — от него теперь остались одни руины, — здание переоборудовали под храм. Если и так, то произошло это событие достаточно рано: по левую руку от входа в Покровскую церковь сохранился надгробный камень последнего из рода Сутковских — Ивана Дахновича (1593). Естественно, хоронить его должны были в церкви, а не в крепости, так что по крайней мере в 1590-е годы Покровский храм уже существовал именно как храм. Есть вероятность, что домом Божием Покровская церковь являлась с момента своего основания. Косвенным указанием на дату постройки храма служит приведённая Г.Г. Павлуцким надпись на одном из его колоколов, где фигурирует 1476 год.
В описываемую эпоху православное население Подолья оказалось между молотом и наковальней. Первый шаг к окатоличиванию и ополячиванию Великого княжества Литовского (а в его составе — и Подолья) был сделан в 1413 году, когда Витовт подписал со своим кузеном, польским королём Владиславом, Городецкую унию, согласно которой литлвские шляхтичи, принимая католичество, получали все привилегии, установленные для польской шляхты. Подолье, постоянно терзаемое раздорами, восстаниями, набегами татар, выработало в это время свою архитектуру, и главной её чертой стала устойчивость к внешним воздействиям. И если феодалы укрепляли собственные жилища, выстраивая их в виде «фортеций», то простолюдины чаяли найти спасение (во всех смыслах) в храме. Так появились церкви оборонного типа. О Сутковцах известно, что они неоднократно подвергались разорению. В 1569 году, к примеру, опись показывает, что в селе осталось всего 4 двора, тогда, как в 1565 году их было 12. Уменьшение числа жителей скорее всего связано с принятой в 1569 году Люблинской унией, либо с татарскими набегами, коих здесь было предостаточно. В 1593 году умер последний представитель фамилии Сутковских, Иван Дахнович. Село унаследовала его дочь Варвара, и вместе с другим приданым оно позже перешло во владение её мужа Александра Балабана. Балабаны сохраняли верность православию, из чего можно заключить, что сутковецкий храм не знал униатского пленения. И это фактически уникальная ситуация, поскольку к этому времени практически все крупные землевладельцы, даже православные по происхождению, перешли в латинскую веру. Вообще же к концу ХVI века, вследствии принятия Брестской унии, православные жители Речи Посполитой фактически оказались вне закона.
Нормальная церковная жизнь в Подолье начала восстанавливаться только с 1793 года, когда оно по второму разделу Речи Посполитой оказалось в границах Российской империи. Именно к этой поре относятся первые документированные упоминания о ремонтах сутковецкой церкви-замка. Известно, что в конце ХVIII века над её входом появилась деревянная «колокольница», а к 1829 году относится устройство нового иконостаса. В начале ХХ века Покровский храм, уже получивший к тому времени известность среди исследователей церковной старины, пережил более серьёзный ремонт, причём вследствие этого ремонта, по сетованию Павлуцкого, «все характерное, типичное пропало». «Гонтовые крыши, — продолжает он, — заменены железными, высокая двускатная кровля с барочной главой над ней и каменными фронтонами совершенно уничтожена и заменена деревянным многоугольным барабаном с шатровым верхом в новейшем вкусе: деревянная колокольня… обшелевена (обшита тёсом) и утратила свои оригинальные красивые формы малорусского стиля, крыша её даже несколько изменена; снаружи церковь оштукатурена». С приходом советской власти в Подолье начались новые гонения на Церковь, которые длились, с перерывом на фашистскую оккупацию, вплоть до конца 1980-х годов. К 1964 году из 452 храмов епархии оставались открытыми лишь 139. Закрытой оказалась и Покровская церковь (сначала с 1932 по 1941 год, затем — с 1948 по 1989-й). Более того: в 1960-е годы её хотели вычеркнуть из реестра памятных сооружений Украины, т.е. снять с охраны, на которую церковь была поставлена в 1948 году. Понятно, что за этим последовало бы либо нецелевое использование здания, либо — его полное разрушение. К счастью, здравый смысл возобладал, церковь-крепость оставили в покое, и она прочно прописалась в путеводителях как «произведение строительного искусства ХIV-ХVIII вв., не имеющее аналогов по своему архитектурно-планировочному решению».
В плане сутковецкая церковь представляет собой равноконечный крест со скруглёнными концами. Восточное полукружие занято алтарём. Стены храма сложены из известняка местного происхождения. Кирпич использовался только при сооружении сводов, оконных перекрытий и машикулей. Церковь имеет два этажа, из них в первом находится собственно храм, а второй служил для ведения обороны. В нижнем ярусе, правда, тоже когда-то имелись бойницы, но затем, когда нужда в них отпала, их заложили и заштукатурили, и они приобрели вид декоративных нишей. Снаружи стены были покрыты охристого тона затиркой, приготовленной с применением кирпичной крошки (цемянка). Изначально проход на второй ярус был сделан в толще стен церкви, т.е. попасть туда можно было только изнутри (что логично). Впоследствии, когда необходимость обороняться от кого бы то нибыло отпала, внутренние ходы почему-то закрыли, и на второй ярус (а также и на колокольню, которая помещалась над входом) стало можно ходить только через эту дверь — по приставной лестнице. Теперь лестницу убрали, после чего осталась «дверь в никуда». Сейчас храм покрыт гонтом — тонкими деревянными пластинками, своего рода «деревянной черепицей». В Великороссии подобное покрытие мы встречаем под названием «дранка» или просто «щепа». Церкви же покрывались особым образом выработанными дощечками лемехом. Гонтовое покрытие Покровской церкви восстановлено всего несколько лет назад. До того на протяжении ста лет она имела железную кровлю. Уникальность архитектурного решения церкви заставляла исследователей подыскивать ей родственников и предшественников в самых разных уголках Европы. Г.Г. Павлуцкий писал, папример: «Несомненно, образцом для этой церкви-замка послужили готические замки Западной Европы, вроде замка Шомон во Франции».
Церковь внутри производит впечатление довольно тесной. Входя, вы тут же упирайтесь взглядом в центральный столп, котрый вкупе со стенами и держит на себе всю конструкцию сводов, а сами своды находятся так низко, что кажется, будто до них можно достать рукой. Достать, конечно, нельзя, однако потолок действительно весьма низок — всего около пяти с половиной метров. Храм частью побелён, частью окрашен. Местами сохранилась масляная живопись рубежа ХIХ — ХХ веков. Иконостас — самый примитивный, временный. В церкви довольно сумрачно: оборонная архитектура не предполагает устройства больших и светлых окон, и в толще стен пробиты лишь маленькие круглые окошки. Слева от входа (если стоять к нему спиной) — лестница во второй ярус. По всему периметру его идут бойницы, имеющие резко скошенные подоконники для наиболее эффективного обстрела противника. Боковые — северное и западное — помещения отделены от центрального каменными стенами. Над входом в храм устроен выступ, в котором также есть амбразуры. Центральный объём храма имеет площадь 10х11 метров, к нему примыкают четыре полукружия. Толщина стен — ок. 1,6 метра.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №53, 2013 г.