Основание монастырю было положено старцем-пустынником Никоном (+ 1844). После его смерти, в пещере поселилась старица Параскева Ивановна Шапошникова, к которой стали собираться девицы из соседних селений, желавшие пользоваться ее наставлениями в духовной жизни и участвовать в ее подвигах.
В 1858 году в Сушках была утверждена женская община, за которой была укреплена пожертвованная Шапошниковой земля. В 1859 году в общине усердием Екатерины Гавриловны Рыковой было положено основание Троицкого храма. Община была обнесена с восточной и северной сторон каменной оградой с 2 башнями. В 1860 году были устроены настоятельские кельи. В 1869 году был построен двухэтажный каменный корпус для сестер общины. В 1870 году община была преобразована в общежительный монастырь. В этом же году иждивением купчихи Е.А. Белозеровой была устроена колокольня. В 1876 году был устроен двухэтажный каменный корпус, в нижнем этаже которого помещались трапезная и кухня, а в верхнем — сиротовоспитательное училище для девиц духовного звания. За монастырской оградой имелась двухэтажная гостиница для богомольцев. В причте обители состояли священник и диакон. В 1923 году монастырь был закрыт и превращен в лечебное заведение.
Храмы монастыря: Троицкий. Был заложен в 1859 году, в длину имел 33 сажени. В 1881 году была окончена кладкой и покрыта трапезная часть храма. Никоновский. В 1864 году на месте подвигов старца Никона, на пожертвования Е.Г. Рыковой, был устроен небольшой каменный храм во имя прмч. Никона. Алексеевский. Двухэтажный каменный храм во имя прп. Алексия, человека Божия был построен в 1871 году иждивением купчихи Е.А. Белозеровой. В нижнем этаже храма находились кельи.
Источник: http://drevo-info.ru/articles/21473.html
Старинное село Сушки, что в 60 верстах от Рязани, впервые упоминается как починок (починками на Руси когда-то назывались возникающие сельские поселения) в 1568 году в числе вотчин рязанских архиереев. Спустя век в переписной книге за 1678 год там значилось шесть крестьянских да двенадцать бобыльских дворов — всего 42 души.
В 1680 году митрополит Рязанский и Муромский Иосиф построил в Сушках Воскресенскую церковь, где отправлял службы во время посещений своей вотчины. Когда же сгорела церковь в близлежащем селе Засечье, Воскресенская была обращена в приходскую. В 1752 году сушкинский иерей Петр Абрамович и прихожане в ответ на свое ходатайство получили дозволение вместо обветшавшей построить новую деревянную церковь «в прежнее храмонаименование», но за неимением средств строительство так и не началось. В 1789 году новый настоятель иерей Феодор Семенов испрашивал разрешения на перенесение церкви в более удобное место: «Воскресенская церковь стоит вполне одна, без жилья, почему она окрадена была неоднократно, паперти около оной обветшали так, что и взойти едва можно, она ж залита водою, а мостов не имеется».
Присланный в Сушки для освидетельствования храма иерей Петр писал в Консисторию: «Минувшего августа дня 1789 г. был я в селе Сушках дляосмотра церкви Божией, в которой оказалось все благополучно, только она, церковь, требует починки внешней и стоит в отдалении в поле и во время разлития воды священноцерковнослужителям и приходским людям к той церкви ходить почасту невозможно, сухим путем версты четыре или пять, а моста для хождения в церковь Божию сделать не можно, а потому в церкви Божией совершается божественная служба не почасту и приходских людей бывает мало, ездят в малых суднах, а иногда и оных сыскать невозможно». Но перенос церкви не состоялся. Через несколько лет лишь обновили кровлю, в 1829 году исправили иконостас, а в 1831-м отлили новый колокол.
И вот в начале XIX века в Сушках появился Никон Андреевич Щербаков — будущий старец Никон Сушкинский. Какое-то время он жил при храме, потом в деревянной келье, а когда она сгорела, вырыл себе неподалеку пещеру, в которой провел 24 года в посте и молитве. Он носил тяжелые железные вериги с ошейником, а на груди — медный складник, состоявший из литых икон Спасителя. Помимо суровой отшельнической жизни, Никон собирал деньги на благоукрашение храмов, много сил положил на помощь не только Воскресенской церкви, но способствовал храмостроительству в других селениях. Когда в Ряжске решили построить собор, Никон несколько лет возил туда на тачке кирпич, покрывая расстояние в сорок верст от Сушек до города.
Постепенно молва о трудах, прозорливости и чудесных исцелениях по молитвам старца Никона распространилась по уездам Рязанской губернии. Ему приходилось порой принимать в своей пещере по 30-40 человек в день. И каждый уходил или исцеленным, или утешенным мудрым советом. Еще старец положил основание Сушкинскому женскому монастырю, названному впоследствии Никоновским. За несколько лет до смерти Никона стала исполнять при нем разные послушания Прасковья Ивановна Шапошникова. А когда Никон начал слепнуть, взяла на себя заботу о нем. Однажды они гуляли недалеко от кельи. Прасковья спрашивает: «Почему же, батюшка, это место не засажено деревьями?» — «На этом месте нужны будут строения. Когда, Бог даст, здесь будет монастырь, тут вот будут ледник и просфорная келья». И слова Никона сбылись. Он умер 28 декабря 1844 года, благословив Шапошникову на монашеский подвиг, и Прасковья Ивановна впоследствии стала первой игуменьей Никоновского монастыря, после революции превращенного в лечебное учреждение. В 1846 году прихожане через своего поверенного крестьянина Дмитрия Исидорова испросили дозволения на возведение в Сушках вместо деревянной и обветшавшей новой каменной Воскресенской церкви с Никольским приделом, и 14 мая 1847 года им была выдана храмозданная грамота. В 1851 году достроили придел. Через год деревянную церковь продали в село Красный Холм за 828 рублей; вырученные деньги пошли на строительство каменной. 13 сентября 1859 года церковь, засиявшую золотым куполом, освятили.
После революции в окрестных храмах началось изъятие церковных ценностей. Вооруженный отряд появился и в Сушках. По рассказам старожилов, настоятеля отца Николая тут же расстреляли, но церковь каким-то чудом не разграбили. Новый настоятель отец Иоанн Богданов прослужил в Сушках тридцать лет, и храм все это время действовал, исключая лишь небольшой промежуток в конце и после Великой Отечественной войны, когда храм стоял наглухо заколоченным. Вреда ему, впрочем, причинено не было.
После войны жители Сушек стали ходатайствовать об открытии храма. Наибольшую активность, как вспоминают прихожане, проявила Мария Ячина. Она собирала документы, ходила по инстанциям, из своего дома вынесла все, что только могло пригодиться в храме. Муж шутливо сетовал: «Ну, ты уже все туда перетащила, до последней тесиночки!» Но в конце концов самоотверженность Марии и других селян была вознаграждена сторицей: в 1947 году храм вновь открылся. И с тех пор идут туда верующие из многих селений Рязанщины — Сушек, Кириц, Засечья, Иваново… Идут не только на праздники, венчания, крестины и отпевания, но и в святой для этих мест день, 26 июня, праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Ибо в километре от Воскресенской церкви находится Тихвинский источник. К нему хаживал еще старец Никон. Говорят, в давние времена на этом источнике было явление иконы Богородицы. И вот с тех незапамятных времен доныне каждый год 26 июня богомольцы перед литургией служат молебны Царице Небесной, а потом отправляются крестным ходом из церкви Воскресения Словущего к источнику.
Литература: Рязанская энциклопедия. Рязань, 1992-1994. Житие старца-подвижника, пустынника Никона Андреевича Щербакова, основателя Сушкинского женского монастыря. Рязань, 1910. Александр Георгиевич Соколов. Московский Журнал № 2 (230), февраль 2010 г. Источник: http://www.ryazan-hram.ru/node/243
Монахиня Варвара (в миру Варвара Ивановна Конкина) родилась в деревне Сушки Спасского уезда, Рязанской губернии в 1868 году, в благочестивой крестьянской семье. 26 декабря 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви монахиня Варвара (Конкина), насельница Сушкинского Никоновского монастыря Рязанской епархии, причислена к лику новомучеников и исповедников Российских.
http://hram-mamontovo.ru/archives/694