Сурушино. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Небольшая деревня Сурушино Тысяцкого сельского округа Кувшиновского района (прежде – одноименное село Новоторжского уезда) находится в восьми километрах к юго-востоку от районного центра. Здесь сохранились две Казанские церкви: каменная (1840-х гг.) – в середине деревни и старинная деревянная «обшитая тесом», находящаяся в полуразрушенном состоянии – на погосте. О последней из них – возведенной в 1709 г. тщанием прихожанина – помещика Ивана Андреева Безобразова (впоследствии, в 1902 г., «возобновленной»), — можно найти упоминания в клировых ведомостях начала XIX в., когда рядом с ней стояла другая деревянная церковь – Димитрия Чудотворца, 1732 г. постройки. В них служили священник, дьячок и пономарь. В 1818 г. приход насчитывал 90 дворов, а соседние приходы были в Тысяцком (в 5 верстах), погосте Залесье (в 7 верстах) и Чурилове (в 10 верстах). Расстояние от села до губернского города Твери составляло 100 верст, а до уездного города Торжка – 40 верст.
В 1837 г. помещице села Сурушина – военной советнице Елизавете Михайловне Мозовской было дано благословение архиепископа Григория на построение (на ее собственной крепостной земле, которую она «жертвовала навсегда в церковь») каменной Казанской церкви. При этом дозволялось деревянную Димитриевскую церковь разобрать («как пришедшую в ветхость и без употребления находящуюся») и употребить на обжиг кирпича. Место для строительства (от деревянных церквей в 28 саженях, от домов служителей – в 9 ? саженях, от крестьянских домов – в 4 саженях) было выбрано «площадное, для храма приличное», грунт на нем был «глинистый крепкий, к построению церкви способный». Сооружалась церковь тщанием и иждивением Е.М. Мозовской (она подрядила новоторжского купца Ивана Федорова «соорудить каменную церковь в три года его собственным материалом»), а наблюдение за постройкой было предписано помощнику губернского архитектора П. Говорову.
Построенная к 1842 г. «в одной связи с колокольней», каменная церковь имела «длину – 16 саженей, ширину – настоящая – 6 саженей ? аршина и 2 вершка (трапеза – 6 саженей), вышину – 15 саженей». Стены снаружи и изнутри были «отштукатурены, но неокрашены», а в трапезе – окрашены белой краской. Двухъярусная колокольня (давно уже исчезнувшая) была каменной, покрытой железом. Ее высота, вместе с крестом («деревянным, обитым белой жестью и позлащенным») составляла 17 саженей. При входе «по правую сторону была сторожка с одною кирпичною печью, а по левую – вход на колокольню и хранилище для уголья». Церковь окружала каменная ограда.
Первым был приготовлен южный придельный храм Димитрия царевича, чудотворца Московского, и равноапостольной княгини Ольги. Престол был «из соснового дерева вышиной 1 аршин и 6 вершков, шириной 1 аршин 4 вершка», а иконостас – деревянный «с резьбою, позлащенный по гладким местам, с лепною работою, в два яруса». 22 октября 1845 г. «в исполнение указа Его императорского величества из Тверской духовной консистории 1845 г. октября 17 дня № 8505» придел был освящен иереем новоторжской Крестовоздвиженской церкви Платоном Бравчинским по чиноположению церковному.
Из «всепокорнейшего рапорта» архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от благочинного Новоторжского уезда погоста Пречистой Каменки священника Георгия Иоаннова Константиновского 1851 г. видно, что настоящая церковь была «совершенно устроена, приличною утварью снабжена и к освящению во всем преуготовлена». Главный престол в ней – в честь Казанской иконы Божией Матери — был освящен 8 июля 1851 г. (по указу № 6078 от 2 июля 1851 г.) священником тверского кафедрального собора Ильей Лебедевым. По ведомости 1865 г., приход церкви составляли: крестьяне Заовражской волости села Сурушина (44 двора), деревни Городцы (31 двор), сельца Мишева (12 дворов), сельца Сменкина (5 дворов); один двор помещицы вдовы подполковницы Аделаиды Ивановой Безобразовой, «жительствовавшей» в сельце Мишеве (в двух верстах); десять дворов «военных чинов в разных селениях прихода».
В 1871 г. «в особом теплом приделе на левой стороне престол, жертвенник и иконостас («деревянный, гладкий, по приличным местам украшенный позлащенною резьбою, окрашенный кармином») на своем месте поставлены и всеми принадлежностями к освящению храма снабжены». Придел Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, освящен местным благочинным села Прямухина (по указу № 7633 от 15 октября 1871 г.) 22 октября 1871 г. на новом святом антиминсе.
В 1913 г. было разрешено произвести в теплом храме стенную живопись масляными красками на 600 рублей из церковной суммы и поновить иконостасы на 350 рублей на средства жертвователя – крестьянина деревни Мишева Стефана Евфимиева Стуколова.
В 1914 г. в церкви служили священник Арсений Успенский и псаломщик Михаил Смоленский.
Сохранились сведения, что в конце 1916 г. было подано прошение причта и церковного старосты церкви села Сурушина о разрешении построить часовню «при деревне Давыдове» в честь Казанской иконы Божией Матери на средства крестьянина «оной деревни» Льва Александрова Львова «для приличествующего перемещения из частного нежилого дома особенно чтимой крестьянами иконы Казанской Божией Матери, переданной из деревянного храма села Прямухина около 100 лет тому назад».
В советские годы с колокольни были сняты колокола, сама церковь вскоре была закрыта, а затем частично разрушена. Сегодня сохранившаяся часть каменной Казанской церкви находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Она ожидает спасения и нуждается, как и деревянная церковь, в нашей поддержке. Необходимо уберечь от полного разрушения эти замечательные памятники истории и культуры.Имеется постановление президиума Калининского облисполкома № 481 от 26 октября 1935 г. следующего содержания: «На основании циркуляра № 2 постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме ВЦИК от 8 июня 1933 г. постановление Каменского РИКа о прекращении колокольного звона и снятии колоколов в церквах сел: Заовражье, Прямухино, Сурушино, Баранья Гора, Ново и Печниково утвердить».
В настоящее время деревянная церковь полностью разрушена (2009 г.), купол каменной рухнул около 2010-2011 гг.
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kuvshinovskij-rajon/987-surushino-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-kamennaya-tserkov

Казанская церковь в селе Сурушино была построена в 1709 г. Это небольшой клетский храм с двухскатным покрытием основного объема, пятистенным алтарным прирубом и трапезной, по ширине уступающей срубу молитвенного помещения.
Казанская церковь пережила не менее двух реконструкций. В первой половине XIX в. была удалена галерея, вместо нее перед входами появились притворы и стены получили обшивку. Второй ремонт начала ХХ в., по-видимому, сильно не повлиял на изменение внешнего облика здания, не считая появления металлической кровли.
Наиболее яркой особенностью памятника является северный резной портал. Толстые косяки снаружи вырезаны уходящими вглубь ступенями. Внутри косяки гладкие, а верхняя перемычка имеет заплечики с резьбой по нижнему краю. Известно немало резных порталов в деревянных церквях Вологодской и Архангельской областей. Во многих из них по-разному переработаны формы каменных перспективных порталов. Портал в Сурушино, надо сказать, не похож ни на один из них.
В 1974 – 1976 гг. было выполнено обследование памятника и разработан эскизный проект реставрации под руководством И.Н. Шургина, который остался неосуществленным. Последние годы памятник считался уже утраченным. В 2005 – 2006 гг. были сделаны дополнительные обследования Казанской церкви, находившейся в полуразрушенном состоянии. В результате этого выявлены новые детали, сделаны обмерные чертежи и графические реконструкции первоначального облика. Материалы представлены в публикации (Бодэ А.Б. Казанская церковь в селе Сурушино Тверской области. Утрата памятника // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Вып. 2. СПб. – М., 2011.)
Памятник в Сурушино разделил судьбу многих русских деревянных церквей. Это страшная проблема и беда отечественного культурного наследия. Однако и раньше деревянные церкви сгорали и разрушались. На их месте вновь возводились храмы, иногда перенимая формы предшествующих построек, иногда привнося какие-то архитектурные новшества. Традиции не угасали и творчески обновлялись.
В наше время тоже строится не мало новых деревянных церквей. Их создатели явно ориентируются на традиции деревянного зодчества, однако часто архитектурные решения вновь выстроенных храмов безнадежно далеки от традиций. Особенно это заметно в деталях. Не хватает знаний, опыта работы с деревом, да и просто художественного вкуса. Не лучше ли в подобных ситуациях делать копии утраченных памятников, архитектура которых оказалась счастливо зафиксированной на бумаге, например, таких как Казанская церковь в селе Сурушино?
http://poeziasevera.ru/iir4.php

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?