Сурушино. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Небольшая деревня Сурушино Тысяцкого сельского округа Кувшиновского района (прежде – одноименное село Новоторжского уезда) находится в восьми километрах к юго-востоку от районного центра. Здесь сохранились две Казанские церкви: каменная (1840-х гг.) – в середине деревни и старинная деревянная «обшитая тесом», находящаяся в полуразрушенном состоянии – на погосте. О последней из них – возведенной в 1709 г. тщанием прихожанина – помещика Ивана Андреева Безобразова (впоследствии, в 1902 г., «возобновленной»), — можно найти упоминания в клировых ведомостях начала XIX в., когда рядом с ней стояла другая деревянная церковь – Димитрия Чудотворца, 1732 г. постройки. В них служили священник, дьячок и пономарь. В 1818 г. приход насчитывал 90 дворов, а соседние приходы были в Тысяцком (в 5 верстах), погосте Залесье (в 7 верстах) и Чурилове (в 10 верстах). Расстояние от села до губернского города Твери составляло 100 верст, а до уездного города Торжка – 40 верст.
В 1837 г. помещице села Сурушина – военной советнице Елизавете Михайловне Мозовской — было дано благословение архиепископа Григория на построение (на ее собственной крепостной земле, которую она «жертвовала навсегда в церковь») каменной Казанской церкви. При этом дозволялось деревянную Димитриевскую церковь разобрать («как пришедшую в ветхость и без употребления находящуюся») и употребить на обжиг кирпича.
Место для строительства (от деревянных церквей в 28 саженях, от домов служителей – в 9 ? саженях, от крестьянских домов – в 4 саженях) было выбрано «площадное, для храма приличное», грунт на нем был «глинистый крепкий, к построению церкви способный». Сооружалась церковь тщанием и иждивением Е.М. Мозовской (она подрядила новоторжского купца Ивана Федорова «соорудить каменную церковь в три года его собственным материалом»), а наблюдение за постройкой было предписано помощнику губернского архитектора П. Говорову.
Построенная к 1842 г. «в одной связи с колокольней» каменная церковь имела «длину – 16 саженей, ширину – настоящая – 6 саженей ? аршина и 2 вершка (трапеза – 6 саженей), вышину – 15 саженей». Стены снаружи и изнутри были «отштукатурены, но неокрашены», а в трапезе – окрашены белой краской. Двухъярусная колокольня (давно уже исчезнувшая) была каменной, покрытой железом. Ее высота, вместе с крестом («деревянным, обитым белой жестью и позлащенным») составляла 17 саженей. При входе «по правую сторону была сторожка с одною кирпичною печью, а по левую – вход на колокольню и хранилище для уголья». Церковь окружала каменная ограда.
Первым был приготовлен южный придельный храм Димитрия царевича, чудотворца Московского и равноапостольной княгини Ольги. Престол был «из соснового дерева вышиной 1 аршин и 6 вершков, шириной 1 аршин 4 вершка», а иконостас – деревянный «с резьбою, позлащенный по гладким местам, с лепною работою, в два яруса». 22 октября 1845 г. «в исполнение указа Его императорского величества из Тверской духовной консистории 1845 г. октября 17 дня № 8505» придел был освящен иереем новоторжской Крестовоздвиженской церкви Платоном Бравчинским по чиноположению церковному.Из «всепокорнейшего рапорта» архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от благочинного Новоторжского уезда погоста Пречистой Каменки священника Георгия Иоаннова Константиновского 1851 г. видно, что настоящая церковь была «совершенно устроена, приличною утварью снабжена и к освящению во всем преуготовлена». Главный престол в ней – в честь Казанской иконы Божией Матери — был освящен 8 июля 1851 г. (по указу № 6078 от 2 июля 1851 г.) священником тверского кафедрального собора Ильей Лебедевым.
По ведомости 1865 г., приход церкви составляли: крестьяне Заовражской волости села Сурушина (44 двора), деревни Городцы (31 двор), сельца Мишева (12 дворов), сельца Сменкина (5 дворов); один двор помещицы вдовы подполковницы Аделаиды Ивановой Безобразовой, «жительствовавшей» в сельце Мишеве (в двух верстах); десять дворов «военных чинов в разных селениях прихода».
В 1871 г. «в особом теплом приделе на левой стороне престол, жертвенник и иконостас («деревянный, гладкий, по приличным местам украшенный позлащенною резьбою, окрашенный кармином») на своем месте поставлены и всеми принадлежностями к освящению храма снабжены». Придел Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, освящен местным благочинным села Прямухина (по указу № 7633 от 15 октября 1871 г.) 22 октября 1871 г. на новом святом антиминсе.
В 1913 г. было разрешено произвести в теплом храме стенную живопись масляными красками на 600 рублей из церковной суммы и поновить иконостасы на 350 рублей на средства жертвователя – крестьянина деревни Мишева Стефана Евфимиева Стуколова.
В 1914 г. в церкви служили священник Арсений Успенский и псаломщик Михаил Смоленский.
Сохранились сведения, что в конце 1916 г. было подано прошение причта и церковного старосты церкви села Сурушина о разрешении построить часовню «при деревне Давыдове» в честь Казанской иконы Божией Матери на средства крестьянина «оной деревни» Льва Александрова Львова «для приличествующего перемещения из частного нежилого дома особенно чтимой крестьянами иконы Казанской Божией Матери, переданной из деревянного храма села Прямухина около 100 лет тому назад».
В советские годы с колокольни были сняты колокола, сама церковь вскоре была закрыта, а затем частично разрушена. Сегодня сохранившаяся часть каменной Казанской церкви находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
hram-tver.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?