Троицкая церковь, 1901-1914 гг. Заложена 23 марта 1901 г. За образец были взяты замечательные сооружения Петербурга — Исаакиевский собор (архит. О. Монферан) и Троицкий (Измайловский) собор (архит. В.П. Стасов). Строительные работы, начатые в год закладки, велись интенсивно под руководством архит. Г.А. Шольца, но затем из-за финансовых затруднений заказчика замедлились, и после 1905 г. были прекращены. С 1911 г. работы возобновляются и заканчиваются в 1914 г.
Возведена в стиле классицизма, с элементами барокко в декоре. Кирпичная, оштукатуренная, квадратная в плане с закругленными углами, пятиглавая, с четырьмя столбами, делящими интерьер на три нефа. С западной стороны колокольня соединена с церковью коротким переходом. Под всем сооружением — подвал. Перекрыта системой полуциркульных и лучковых сводов (подвал), центральная часть — полусферическим куполом на высоком круглом барабане, увенчанным яйцевидной главой с ребрами и люкарнами, которая завершена декоративным световым фонарем. У его основания устроена кольцевая видовая площадка, огражденная балясинами. Такая же площадка опоясывает аттик светового барабана. Главы установлены на углах здания, квадратные в плане с закругленными углами, полуциркульными застекленными проемами и люкарнами над фронтонами.
Колокольня трехъярусная, нижний ярус прямоугольный в плане, с арочным проемом главного входа, второй ярус — квадратный, верхний — восьмиугольный, с завершением как на главе купола, но с размещением люкарен, как на главках. К главному входу ведут широкие парадные лестницы, размещенные веером. Изящные колонны коринфского ордера в портиках со всех четырех сторон сооружения. На барабане купола между окнами и на углах главок пилястры того же ордера, членящие рустованные стены, фланкирующие проемы главок, лепка в тимпанах фронтонов, обрамление оконных и дверных проемов, развитые карнизы создают пышность декора фасадов. В интерьере живопись на холстах в нишах, под окнами барабана, по штукатурке, на парусах выполнил в 1913 г. московский худож. Н. Ливийский.
Сооружение пострадало во время Великой Отечественной войны. В 1981-1985 гг. отреставрировано (архитекторы В.Н. Хромченков, В.П. Смирнов, П.А. Красильников) и приспособлено под зал органной музыки. Памятник — значительное сооружение города начала XX в.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.12, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 г.
Собор строился с 1901-1914 гг. в стиле неоклассицизма, напоминает Исаакиевский и Троицкий (Измаиловский) соборы в Санкт-Петербурге. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 г. Для подготовки проекта П.И. Харитоненко обратился к московскому архитектору А.В. Щусеву, который в силу занятости не смог заниматься проектированием собора. Храм проектировал и строил местный сумской архитектор-инженер Г.А. Шольц. Проект мозаичного пола и церковной ограды выполнил А.В. Щусев. На строительство Троицкого собора П.И. Харитоненко потратил примерно полмилиона рублей. В 1905 г. работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако вскоре положение улучшилось, и заказчик собора смог продолжить строительство. Мечтая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, Павел Иванович обращается к известному художнику Михаилу Нестерову, с которым был достаточно хорошо знаком, и заказывает ему образа для иконостаса собора. Шесть великолепных образов — Христос, Богоматерь, Троица, Николай Чудотворец, архангелы Гавриил и Михаил, над которыми работал художник в течение 1913-1914 гг., принадлежали к лучшим произведениям Нестерова в области церковной живописи. Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 1920-е гг.
В интерьере храма — живопись на холстах и в нишах под окнами, и на парусах, выполнял московский художник Нивинский. Позже, в 1914-1915 гг. над витражем «Троица» работал петербургский художник К. Петров-Водкин. Величественный мраморный иконостас погиб во время Первой Мировой войны, когда его, уже изготовленного в Италии, транспортировали на корабле.
Долгое время помещение собора использовалось как зал органной и камерной музыки областной филармонии. 18 мая 2014 г. в Троицком соборе был совершен чин Великого освящения храма.
Из книги: Удовик С.Л. Восточная Украина . Изд-во «Ваклер», г. Киев, 2007 г.
Облик города Сум формировался на протяжении нескольких столетий. Последний век неотъемлемой частью города был и остается Троицкий собор – храм, который прекрасно знает всякий, кто хотя бы раз побывал в Сумах. Соборная церковь – духовная жемчужина и удивительное творение храмового зодчества – хранит в своей памяти богатую, но в то же время непростую, историю.
Инициатором постройки стал известный сумской меценат П. И. Харитоненко, на средства которого собор и был построен. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 г. Первоначально строительством должен был заниматься московский архитектор А. В. Щусев, однако церковь была возведена по проекту зодчего К. Г. Шольца, проживавшего тогда в г. Сумы. С небольшими перерывами возведение собора продолжалось до 1915 г. 26 сентября 1914 г. планировалось совершить освящение храма, но было отложено из-за смерти П. И. Харитоненко, а последовавшие почти сразу резкие перемены в жизни государства и общества еще надолго лишили возможности совершить необходимое освящение.
Построенный в стиле неоклассицизма, Троицкий собор вобрал в себя явные черты Исакиевского и Троицкого Измайловского соборов г. Санкт-Петербурга. Архитектура храма позволила разместить в нем три алтаря. Центральный был посвящен сошествию Святого Духа на апостолов (по-иному это торжество именуют праздником Пресвятой Троицы, отсюда и название храма), в боковых пределах были установлены престолы в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мучеников Адриана и Наталии. По замыслу творцов, величественный храм должен был иметь достойное внутреннее убранство. Поэтому П. И. Харитоненко был заказан в Италии мраморный иконостас, который, к сожалению, погиб из-за боевых действий Первой мировой войны во время транспортировки. Желая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, к написанию икон был приглашен М. В. Нестеров. Витраж «Троица» делался при участии К. С. Петрова-Водкина, а храмовую роспись на холстах выполнил И. И. Нивинский. К великому сожалению, почти ничего из первоначального убранства храма не сохранилось до наших дней.
В советский период верующие были лишены возможности совершать богослужения в храме и собор пребывал в запустении. С 1976 по 1988 г.г. производилась частичная реставрация, во время которой в главном алтаре храма был установлен орган. Но с 1992 г. в храме вновь появилась община и под соборными сводами снова зазвучала молитва, хотя еще много лет помещение церкви использовалось для концертов органной музыки. Это продолжалось до 2007 г., когда инструмент был перевезен в здание Сумской филармонии. С того момента храм опять принадлежит православным верующим и он полнится церковной жизнью во всем ее многообразии.
Событие, которое должно было совершиться в 1914 г., совершилось ровно через век, 18 мая 2014 г. в Троицком соборе совершен чин Великого освящения храма. Это торжество, а также последующее за ним богослужение, возглавил Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Сумский и Ахтырский, настоятель Троицкого архиерейского собора.
http://sobor.sumy.ua/istoriya.html