Воскресенскую церковь возвели в конце XVII — начале XVIII веков средства первых сумских полковников Герасима и Андрея Кондратьевых. Освящение храма состоялось в 1702 — эта дата традиционно считается годом возведения церкви. Нижний (теплый, «зимний») храм был освящен во имя Андрея Первозванного, небесного покровителя Андрея Кондратьева, верхний — во имя Воскресения Господня. Храм служил усыпальницей рода Кондратьевых. Некоторое время он также выполнял оборонительные функции, привычные для каменных строений, в том числе и храмов, в Украине фактически до конца XVIII века. Колокольня храма была построена в 1906 году в стиле барокко (необарокко). Современный вид храм приобрел в результате многочисленных перестроек и реставраций — последняя значительная — в 70-е годы XX века, в настоящее время также осуществляются отдельные восстановительные работы.
Свято-Воскресенский собор — старейшее каменное сооружение города. Церковь была сооружена в 1702 г. на средства первых сумских полковников Герасима и Андрея Кондратьевых, и является их родовой усыпальницей. По легенде, в стену была замурована сестра Кондратьева — Мария, атаманша разбойничьей шайки, которая грабила жителей города. Когда разбойники были схвачены, ее брат принял справедливое, но тяжелое решение — злую сестру замуровать в стене церкви. Во время обследования храма в 1970-е гг. действительно были найдены останки женщины.
Церковь входила в систему городских укреплений (оборонный характер сооружения подчеркивают окна-бойницы). От храма к реке вел подземный ход, который теперь засыпан. По легенде, у реки на том месте, где была построена церковь, в 1652 г. белоцерковскими переселенцами во главе с атаманом Герасимом Кондратьевым были найдены три охотничьи сумы, откуда и пошло название крепости, а потом и города.
Церковь была построена двухъярусной. Внизу располагался зимний, теплый храм, освященный во имя Андрея Первозванного, небесного заступника Андрея Кондратьева, а наверху — холодный, летний, освященный во имя Воскресения Христова. Нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками, верхняя повторяет нижнюю: квадратный неф (7,7х7.7 м), алтарь (5,5х5,5 м), прямоугольный бабинец(5х6м). С южной, северной и западной сторон храма устроены закрытые лестницы-крылечки для входа в верхнюю церковь. Венчают храм три восьмигранных барабана (высота среднего 25 м). Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленные с двух сторон узкими карнизами, углы акцентированы спаренными полуколонками. Созданная неизвестным талантливым мастером, эта церковь принадлежит к наиболее выдающимся памятникам слобожанской школы зодчества, исполненным в стиле украинского барокко. В 1906 г. рядом с храмом была выстроена колокольня в «псевдо-барочном» стиле, где украшения фасадов и завершение перекликаются с декором старинного храма.
После революции 1917 г. Воскресенскую церковь отдали под общежитие. В послевоенное время использовалась под производственные склады ОБЛСНАБа. Современный вид храм приобрел после реставрации в 1970-х гг. После этого в помещении церкви длитетельное время располагался отдел декоративно-прикладного искусства художественного музея. Сейчас это действующая церковь УПЦ Киевского патриархата.
Из материала книги: Удовик С.Л. Восточная Украина. Изд-во: «Ваклер», г. Киев, 2007 г.
Сумы, Воскресения Христова церковь
Самое старое из сохранившихся сооружений города. Была построена на территории крепости во время Северной войны. Сооружению присущи черты оборонного характера: толстые стены, глубоко врезанные узкие окна наподобие амбразур; ограждена высокой глухой стеной, имела просторные, позже засыпанные подвалы.
Первоначальный вид церковь не сохранила, неоднократно страдала от пожаров и восстанавливалась с некоторыми изменениями в архитектуре. Сооружение в стиле украинского барокко, кирпичное, оштукатуренное, трехглавое, трехчастное в плане, трехкупольное, двухъярусное. Внизу расположена теплая церковь Андрея Первозванного, наверху — холодная — Воскресения, нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками, верхняя в плане повторяет нижнюю: с квадратными нефом и алтарной частью и прямоугольным притвором с восьмериками, перекрытыми срезанными сомкнутыми сводами со световыми фонариками, завершенными золочеными, луковичной формы главками на вытянутых шейках. Переход к восьмерикам осуществляется при помощи тромпов. С юга и севера к нефу, с запада к притвору примыкают прямоугольные в плане двухэтажные пристройки, первый этаж которых служит крытыми папертями нижней церкви.
К притвору с северной стороны пристроена крытая лестница, ведущая в верхнюю церковь. Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленным с двух сторон узкими карнизами, а углы подчеркнуты спаренными полуколоннами. Восьмерики и фонарики, верхние окна нефа оформлены одинарными полуколоннами. Остальные окна обрамлены наличниками с полуколонками и разорванными фронтончиками. Интерьер нижней церкви напоминает светские помещения. Интерьер верхней отличается гармоничным раскрытием трех вертикальных объемов.
В 1978 г. закончена реставрация. Памятник освобожден от позднейших наслоений, восстановлены все утраченные архитектурные детали и элементы декора (архит. М. М. Говденко). Используется Сумским художественным музеем для размещения экспозиции по народному прикладному искусству.
Сооружение слобожанской школы, сочетает в себе черты русского и украинского зодчества, отражает характерные особенности архитектуры деревянных культовых сооружений.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, т. 4
Колокольня Воскресенской церкви, 1906 г. Расположена к северу от церкви.
Сооружена в стиле барокко, кирпичная, квадратная в плане, четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый — в виде восьмигранной призмы, завершенной шлемовидной главой, увенчанной оригинальной позолоченной главкой с заломом.В первом ярусе устроен арочный проезд, обрамленный с двух сторон перспективными порталами. К западной грани колокольни примыкает одноэтажная пристройка с восьмигранной двухъярусной башенкой-часовней, завершенной главой с главкой. Деревянная лестница ведет на второй ярус, в котором расположено помещение с двумя окнами. Перекрытие второго яруса плоское, деревянное. Третий ярус завершен широким карнизом с большим выносом. В четырех его гранях большие арочные проемы. Переход от четверика к восьмерику верхнего яруса осуществлен при помощи вытянутых парусов. Все грани восьмерика — с полуциркульными проемами. Пространство между двумя верхними ярусами, предназначенное для подвески колоколов, перекрытия не имеет. Четвертый ярус, как и второй, перекрыт плоским деревянным настилом.
Декоративное убранство фасадов колокольни перекликается с декором Воскресенской церкви. Так, углы четверика закреплены пучками стройных полуколонн с перевязью на уровне каждого яруса. Карнизы двух верхних ярусов повторяют в несколько упрощенной форме мотивы карнизов церкви. Обрамление окон для каждого яруса индивидуально, однако верхнего, наиболее насыщенного декором, почти точно повторяет наличники центрального барабана церкви. В 1975-1977 гг. колокольня отреставрирована. Восстановлены утраченные архитектурные детали, заменены пришедшие в негодность конструкции, памятнику возвращен первоначальный вид. Колокольня совместно с Воскресенской церковью входят в ансамбль застройки одной из площадей старой части города.
Используется Сумским художественным музеем.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог. 4 т.
Краеугольный камень Воскресенской церкви — первого каменного храма Сум заложил полковник Герасим Кондратьев через 30 лет после основания самого города. Место было выбрано более чем удачным — на природном возвышении вблизи реки Стрелка. В архитектуре церкви сочетается художественное мастерство и прагматичность. Архитектура похожа на ту, по которой строились на Слобожанщине деревянные церкви. Статус пограничного города требовал осторожности, поэтому у храма толстые стены (до 1,5 м) и узкие окна — при необходимости, церковь могла бы выдержать длительную осаду. Есть данные, что под церковью раньше был подземный храм, подвал и тайный выход к Пслу.
Заканчивать строительство церкви пришлось сыну полковника Андрею, который следовал своему отцу не только в полковничестве, но и в его стремлении развивать город. Днем рождения Вокресенской церкви является 23 октября 1702 года, когда храм был освящен. Тогда под склепом нового храма впервые прозвучали христианские песнопения, а на этом выдающемся событии присутствовали едва ли не все жители города. Но факт освящения храма не говорил о завершении строительства — работы продолжались еще несколько лет, в частности, после окончания нижнего теплого храма его освятили в честь Андрея Первозванного, ангела-хранителя сумского полковника. Верхний храм был освящен в честь Воскресения Христа.
Есть очень интересная и жуткая легенда о призраке девушки, которая до сих пор «живет» в Воскресенской церкви. Это призрак сестры (по другой версии — дочери) Герасима Кондратьева, которую якобы живьем замуровали в стены храма. Истоки этой легенды следует искать в верованиях в строительную жертву. Поводом возникновения легенды могло послужить то, что Воскресенская церковь была семейной усыпальницей Кондратьевых. Косвенное подтверждение легенды — якобы найденные жителями рабочего общежития, в который большевики превратили храм, замурованные останки женского тела. Но прототипом легенды могла стать не сестра, а дочь Герасима Кондратьева от второго брака Мария. Также Герасим Кондратьев не мог замуровать ее в церкви, потому что умер в 1701 году, а строительство церкви завершал его сын Андрей. Легенда, наверное, возникла потому, что есть версия, что под нижним храмом есть усыпальница Кондратьевых, но те помещения, которые там якобы были и потайной ход к Пслу давно засыпаны, никто никаких научных исследований или раскопок не проводил, хотя это самое старое здание города, где сумчане молились более 300 лет.
Воскресенская церковь — свидетель многих исторических событий. Еще на заре своего существования здесь присутствовал на службе русский царь Петр I. В декабре 1708 года, после победы над мазепинцами в Лебедине, он приехал в Сумы и перед празднованием Нового Года посетил службу в Воскресенской церкви и, по свидетельствам историков, «сам читал за литургией Апостол». После литургии царь принял на площади перед церковью военный парад и устроил громкие гуляния с «потешными огнями».
Воскресенскую церковь за время ее существования неоднократно перестраивали. В 1906 году была взорвана колокольня, а на ее месте построена новая в стиле необарокко. Сейчас у колокольни любят фотографироваться молодожены, а в 2011 году в ее стене даже установили символический камень любви из Каны Галилейской.
Только чудо спасло Воскресенскую церковь от разрушения советской властью. Большевики начали её использовать как склад. В 1991 году этот храм, который был в аварийном состоянии, вернули Церкви. Но если в ближайшее время не провести серьезные реставрационные работы, город может потерять свою святыню. Самая большая проблема — влажность и плесень. Когда ремонтировали Воскресенскую улицу, то окончательно засыпали подземные ходы и теперь вся вода с улицы стекает под церковь. А это в свою очередь приводит к разрушению как самого здания (по одной из стен пошли трещины), так и фресок.
Воскресенский храм расположен в северной части исторического центра г. Сум в пределах бывшей крепости. Он возведен на средства первого полковника и осадчего города Герасима Кондратьева в 1700-1702 гг., заменив деревянный выстроенный первыми поселенцами вскоре после основания города. Храмы в приделах основного десятибашенного укрепления располагались диагонально по линии северо-восток юго-запад и первая каменная постройка города со стройной, отдельно стоящей каменной башней-колокольней как бы замыкала эту перспективу, возвышаясь на стрелке мыса, у впадения рек Сума и Сумка в Псел, господствуя над широкими просторами заливных лугов и речных заплав. Ее острый, утонченный силуэт визуально воспринимался с большого расстояния, композиционно объединяя городскую застройку.
Храм принадлежит к числу наиболее совершенных памятников Слобожанской архитектурной школы. Он трехчастный с тремя ярусными башнями – верхами – средняя из них ранее имела высоту около 40 м без креста, – двухэтажный, с обширными подвалами, теплым нижним престолом во имя Андрея Первозванного – покровителя сына фундатора, Сумского полковника – А.Г. Кондратьева – и верхним престолом во имя Воскресения Христова. Здесь издавна хранилась особо чтимые иконы, принесенные из заднепровья первыми переселенцами с мощами Василия Великого, Григория Богослова, Варвары Великомученицы. Образцом для возведения Воскресенской церкви послужил не только собор Белой Богородицы в Путивле – предмет постоянной зависти сумчан но и не задолго до этого законченный Покровский храм в Харькове.
Размер Воскресенской церкви без притворов 27,4х12,5 м – сумма этих цифр видимо и составляла первоначально высоту центрального верха. Внутренние размеры храма таковы: алтарь – 6,8х6,8 м; неф – 8х9,5 м; притвор-бабинец 6х7,1 м.
Нижнее помещение перекрыто полуциркульными сводами с распалубками, их высота в центральном отсеке 6 м, а верхнее двухъярусными куполами-банями. Внутренняя высота центрального верха до зенита сводов светового фонаря 26,4 м. Высота боковых башен снаружи, без крестов около 29 м.
При возведении здания зодчим применено три вида саженей: простая – 152,7 см, нижегородская – 2,2 м и великая косая – 250 см. Все внутренние и наружные размеры храма кратны этим величинам либо их сумме. Такие же меры применены в Спасо-Преображенском соборе в Изюме – очевидно зодчие обоих храмов получили архитектурную подготовку у людей одного круга, видимо работая в России. Несомненно и наличие, пускай схематического, но все же чертежа бокового фасада церкви.
Декор Воскресенской церкви очень близок зданию Черниговского Коллегиума. Здесь мы видим те же разнообразные фронтоны-кокошники с фигурным шаром-фиалой на профильном пьедестале, и аркатуру с архивольтами обработанными поребриком на фонарях боковых глав и фриз в завершении восьмерика центральной башни очень похожий на фриз основания башни-звонницы в Чернигове. Ранее, когда завершения Всесвятской церкви Коллегиума ещё существовали, сходство деталей ещё усиливалось наличием частей памятников, имевших близкий силуэт. Строителем Черниговского Коллегиума – здания, включившего в себя более древние части, в частности трапезную конца 60 — начало 70-х гг. XVII ст., предположительно называют московского зодчего, работавшего на Украине В.Д. Аксамитова.
Воскресенский храм строился в те же годы и имеет наряду со сходством и существенные отличия – это обработка углов четвериков пучками сдвоенных и строенных тонких полуколонок – некоторые из них имеют даже выложенные из кирпича подобия коринфских капителей; более тонкого профиля, с фигурной рамкой оконные обрамления; килевидные преспективные порталы верхнего храма с украшенными бегунцем капителями-импостами и перехватами-дыньками на колоннах – последние, как и конические паруса–тромпы в интерьере всех трех башен выполнены под влиянием образца – Молченского собора в Путивле. Сходство деталей Воскресенского храма с надвратной церковью Свенского монастыря под Брянском, 1679 г., о которой писалось ранее гораздо больше, чем с Черниговским Коллегиумом. Видимо зодчий работавший в Сумах был выходцем с Северщины, хотя и работал в Москве с В.Д. Аксамитовым.
Объемно-пространственная композиция храма в процессе строительства менялось несколько раз. Видимо первоначально планировалось возвести открытую галерею-гульбище с трёх сторон на легких каменных опорах-столбах или тонкой стенке-аркаде высотой 6,6 м с единственной открытой лестницей с западной стороны – по образцу московских храмов того времени. Позднее очевидно по желанию заказчика, были выстроены три двухъярусных притвора как в северских деревянных храмах. К верхним порталам притворов вели три открытые лестницы на ползучих арках, имевшие два или три всхода, так план храма стал кресчатым.
Зимой 1708 г., когда в ожидании летней компании в городе стояли русские войска во главе с Петром Великим и князем Меньшиковым, Воскресенский храм получает оборонные приспособления – каменные лестницы во втором ярусе разбираются, а взамен устраивается узкая внутренняя в южном притворе. По всему периметру храма устраивается деревянная стрелковая галерея, прерываемая лишь объемами южного и западного притворов, проходя сквозь них. Такие галереи ранее были возведены при строительстве стен и оборонных башен Спасского монастыря в Новгороде-Северском (1690 г.) и укреплений Киево-Печерской Лавры 1698-1701 гг. Тогда же очевидно был прорыт и подземный ход к реке Суме из подвалов храма.
Восточная часть галереи была разобрана сразу по окончании Северной войны. Тогда же отстроили одну из каменных лестниц в верхний храм. Она примкнула к восточной стороне южного притвора и состояла из верхней площадки, опиравшейся на тройную аркаду и примыкавшей к ней каменной открытой лестницы на два всхода. Для нового входа пришлось устроить новый портал – он уже не перспективный, а решенный в характерных для Слободской Украины формах. Дверной проем шестигранный, как в деревянных храмах, обрамлен фигурными наличниками, профильной рамкой, полуколонками, поддерживающими карниз простого профиля. Эта лестница пришла в ветхость в конце XVIII ст. и была заменена новой закрытой у северо-западного угла храма.
Первая колокольня церкви была стройной каменной восьмигранной свечей с шатром, прорезными многочисленными «слухами» и заканчивавшейся главкой с перехватами. Она стояла к северу от храма на значительном удалении и, видимо, как и в Харьковской крепости, была ее основным наблюдательным пунктом. Один из планов города Сумы 1760-х годов сохранил ее примерное изображение – башня уже в то время стояла без завершения, очевидно оно обрушилось от прямого попадания молнии, сильно повредив нижележащие ярусы. Постройка так и не была восстановлена, в начале 40-х годов XVIII ст. возвели новую колокольню, примкнувшую торцом к южному притвору рядом с каменной лестницей. Новая колокольня, несколько испорченная перестройками, достояла до 1903 г. Размеры колокольни в плане были 7,5х10 м. Звоновой ярус состоял из квадратной части, перекрытой восьмигранным шатром с двенадцатью окошками-слухами и меньшей пристройки, свод которой опирался одной пятой на стену притвора. Вход на звоновой ярус был с галереи от наружного открытого восточного крыльца. Шатер колокольни с главкой достигал в высоту 28 м, т.е. был почти равным по высоте боковым башням храма. Во втором ярусе колокольни и промежуточном этаже притвора располагалась ризница и церковный архив, документы которого чудом уцелели, что позволило теперешнему настоятелю издать брошюру об истории храма, его прихожанах и жертвователях.
Вторая колокольня Воскресенской церкви имела наиболее богатый декор из всех шатровых колоколен Слободской Украины. Она в размерах и формах очень близка колокольне Архангельского собора Нижегородского кремля 1628 г. постройки. Видимо из Москвы через Нижний издавна уходили в поисках работы северские и слобожанские мастера, растекаясь по Поволжью и далее на север и восток.
Как отмечает опись 1824 г.: «колокольня каменная, на ней колоколов 5: в первом – 52 пуда, во втором – 26 пудов, в третьем – 8 пудов, в четвертом – 4 пуда, в пятом – 2 пуда». В 1903 г., не смотря на протесты любителей старины, колокольня XVIII ст., пришедшая в ветхость, была разобрана и заменена новой над северным входом в каменную церковную ограду 1811 г. подстройки.
Это сооружение, выстроенное в 1906 г. настолько удачно дополняет барочную архитектуру храма, что во многом восполнило утрату мощной вертикали первоначальной шатровой колокольни начала XVIII ст., единовременной ему.
Колокольня четырехъярусная, нижние три яруса возведены в виде параллелепипеда, верхний четвертый в виде восьмигранной призмы. Он перекрыт шлемовидным куполом с декоративной главкой и двухъярусным фонарем. Декор верхнего восьмерика колокольни почти точно воспроизводит декор центрального верха Воскресенского храма, а обрамление арок третьего звонового яруса близки тем же деталям, разобранной колокольни 1740-х г.г. Углы нижнего объема, как и в центральной башне храма подчеркнуты пучками строенных полуколонок, лишь изредка перебитых перехватами и импостами, придавая сооружению особую стройность. Декор размывает строгие формы архитектурного объема и с некоторых точек низ башни кажется шести или восьмигранным.
Когда в 1977 г. на площади рядом с Воскресенским храмом было намечено возведение комплекса областной администрации, только чудо спасло бесценный памятник от разрушения партийными функционерами. Но тогда усилиями патриотов родного города, обращениями В ЦК республики, личным участием писателей О. Гончара и М. Бажана храм удалось отстоять. В 1978 г. под руководством архитектора М.Н. Говденко произведена реставрация комплекса, восстановлены завершения храма и колокольни расчищен и восстановлен утраченный кирпичный декор. Впоследствии он несколько пострадал, когда на деньги прихода фасады храма были отштукатурены (вместо первоначальной известковой затирки) и окрашены в серо-зеленые тона. Однако на сегодняшний день сохранность кирпичного убранства памятника, как и в Преображенском соборе г. Изюма одна из лучших на Слободской Украине.
А. Парамонов, А. Парийский, Воскресенская церковь
Каменный Воскресенский храм в городе Сумах – дело благочестивого усердия стольника и полковника Андрея Герасимовича Кондратьева, соорудившего великолепный по тогдашнему храм сей на собственное иждивение. Храм построен в два яруса – в верхнем престол во имя Воскресения Христова, в нижнем во имя св. Апостола Андрея Первозванного – Ангела строителю храма; Воскресенский престол освящен был в 1702 году, а Андреевский позже того, по благословению Иустина Базилевича митрополита Белгородского. Храм сей построен с очевидными намерениями на случаи нападений татарских. В верхней части его безопасно можно было выдержать долговременную осаду: стены храма толстые, ход в верхний храм внутри стен, с земли до окошек верхнего храма – далеко, — нельзя достать без длинных лестниц и след. без встречи с вооруженным сопротивлением.
Во время пожара 1791 года храм сей лишился всех украшений и крыши. После того в нижней церкви служение началось не скоро; надпись на иконостасе показывает, что он вызлащен иждивением Петра Кроквы и жены его Наталии 1801 года, а старожилы помнят, что иконостас довольно долго стоял без позолоты, хотя и совершалось служение. Окончательное возобновление храма совершилось спустя 16 лет; ибо престол верхней церкви Воскресения Христова, по благословению Преосвященного Христофора, епископа харьковского, освящен в 1808 году марта 15 числа, — на это имеется грамота. В 1811 году построена была ограда, за счет помещика Кондратьева.
После главного благотворителя своего полковника Андрея Герасимовича Кондратьева Воскресенский храм благодарно воспоминает имя другого благотворителя своего Ивана Александровича Кирилова. Он в ноябре 1793 года завещал Воскресенскому храму навсегда дворовое место, и на оном построенный им совместно с матерью своею, монахинею Сусанною, каменный дом с тем, дабы в сем доме под распоряжением священников церкви, градского главы и ктиторов обитали престарелые, бедные и немощные; кроме сего, если возможно , приобретался бы из оного доход в пользу церкви и в необходимом случае там же имели бы жительство священно-церковно-служители. При надлежащем устройстве находящийся в сем дворе постройки, как завещанный Кириловым, так и в последствии прибавленной, здесь помещалась в одной половине богадельня, а другая половина нанимаема была в пользу церкви; таковое распоряжение и точное соблюдение воли завещателя продолжалось до 4 мая 1840 года.
Случившийся в сие время пожар истребил всю внутреннюю постройку, и самые каменные стены дома во многих местах разрушились. По недостатку в церкви наличной суммы затруднительно было возобновить на сем дворе постройку. Но нынешние священнослужители, староста и прихожане, ревнуя о пользе храма и полагаясь на усердие и доверие благодетелей, решились произвести приличную постройку в доме с тем, чтобы деньги уплачивать в последствии из экономической и благотворительной суммы; и в сем намерении просили Преосвященного Смарагда о дозволении устроить вновь каменный дом с тем, чтобы все сие место осталось неотъемлемою принадлежностью одной церкви; а бывшую там до пожара богадельню навсегда из сего места вывести: а дабы и немощные не лишились вовсе приюта, обязались по выстройке дома, из доходов оного делать по назначению начальства в пользу богадельни пожертвования; на что Его Преосвященство повелел испросить мнение и согласие градской Думы; Дума за неимением у себя способов произвести на сем месте приличную постройку, уступила оное навсегда церкви с тем, чтобы по окончании всей постройки, из получаемых доходов взносимо было ежегодно в пользу богадельни по 50 руб. серебром и сверх того отданы бы были оной пожертвованные Григоровичем 200 руб. ассигнациями деньги; в такой силе 1843 г. мая 13 дня градская Дума обще с Духовным Правлением заключила условие, и акт хранится ныне в церкви. По получении сего акта и по утверждении начальством плана, 1848 г. выстроен на сем дворовом месте из церковной суммы, старанием старосты купца Никифора Галкина, каменный о двух этажах дом, коего нижний этаж уже окончен и приносит пользы в год 135 р. серебром, а верхний этаж еще не отделан; постройка стоила 2700 р. серебром.
В 1829 году с разрешения начальства в ограде сей церкви старанием старосты Саввы Ильченка на кошельковую сумму устроены 12 небольших каменных железом покрытых лавок; — 1840 года декабря 16 дня от пожара эти лавки погорели: но как стены и железо с крыши остались в целости, то в 1841 году старанием старосты Ильченка возобновлены и ныне приносят церкви пользы 200 р. серебром. На построение сих лавок употреблено 1800 р. серебром.
Замечательные книги храма: требник митрополита Петра Могилы 1646 г., служебник Черниговской п. 1747 г., требник Черниговской п. 1754 года. Метрические книги начинаются с 1735 г., исповедные с 1791 года.
«Историко-статистическое описание Харьковской епархии. 1857 г.»