Каменный соборный Преображенский храм в Сумах был заложен в 1776 году. Строительство собора продолжалось двенадцать лет, освящен он был 12 октября 1788 года. Колокольня была заложена 15 июля 1797 года, а завершено строительство — в 1801. Современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892гг. по проекту епархиального архитектора, харьковского зодчего — профессора Технологического института М.И.Ловцова. В верхнем ярусе колокольни были помещены башенные часы с циферблатами на четыре стороны. Часовой механизм с курантами, как и на Спасской башне Кремля в Москве, и выполнен одной фирмой.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР, XVIII—XIX вв. Возведен на месте деревянной церкви, разобранной в 1776 г. Строился с 1776 по 1788 гг. В 1858 г. из-за прогрессирующей деформации сводов верхнего яруса он был перестроен из двухъярусного в одноэтажный. Современный вид храм приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892 гг. по проекту архит. М.И. Ловцова. Работы велись в два этапа: в 1882—1885 гг. построена 56-метровая колокольня и реконструирован притвор, в 1888-1892 гг. перестроена остальная часть здания.
Неоднократные перестройки наложили определенный отпечаток на архитектуру памятника: она отражает элементы разных стилей — классицизма, барокко и ренессанса. Кирпичный, оштукатуренный, крестовый в плане, со слабо развитыми боковыми ветвями и полукруглой выступающей апсидой с востока, однокупольный, двухсветный, с колокольней, пристроенной под острым углом с запада. Апсида одной высоты с основными объемами собора, перекрыта конхой, с внешней стороны охвачена обходном галереей с полуциркульным сводом. Центральная часть сооружения внутри восьмигранная, перекрыта куполом на высоком круглом барабане, опирающемся на срезанный сомкнутый свод восьмигранника, боковые ветви сомкнуты сводом.
Притвор четырьмя столбами разделен на три нефа, перекрыт системой сомкнутых и крестовых сводов. Фасады оформлены карнизом, членящим здание на уровне верхних окон на две части, лопатками, раскрепованными по карнизам, пилястрами ионического и коринфского ордеров. Боковые ветви украшают портики со спаренными двухъярусными колоннами, разделенными карнизом. Нижние колонны с капителями коринфского ордера, верхние — ионического. Тимпаны фронтонов покрыты лепкой растительного характера.
Барабан купола с позолоченной яйцевидной главой украшают спаренные коринфские колонны, установленные в пристенках арочных окон, обрамленных наличниками. У основания барабана устроена видовая площадка, огражденная парапетом с балясинами. По углам площадки на тумбах установлены бронзовые трехметровые скульптуры.
Во всей архитектурной композиции главенствует пятиярусная колокольня, имеющая ярко выраженный барочный характер. Нижние два яруса примыкают к притвору, остальные три образуют четырехугольную башню с вогнутыми стенами и пучками колонн коринфского ордера по углам. Все сооружение устремлено ввысь. Это впечатление усиливается сужением каждого верхнего яруса и сильно вытянутыми арочными проемами. Над проемами верхнего яруса установлены часы с курантами. Завершается колокольня позолоченной главой с вытянутой луковичной главкой и четырьмя фигурами на углах. Нижний ярус колокольни — с арочным порталом главного входа и двумя боковыми пристройками с барочными фронтонами.
В интерьер через огромную арку притвора хорошо видна взметнувшаяся вверх центральная часть. Обширные плоскости стен и своды покрыты тонкой орнаментальной росписью геометрического характера. Живопись в интерьере выполняли художники В. Е. Маковский и К. В. Лебедев. Некоторые работы В. Е. Маковского хранятся в Сумском художественном музее.
Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.11, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Одним из самых величественных храмов города является Спасо-Преображенский собор. Его золотые купола с трехметровыми скульптурами апостолов и евангелистов, величественная и стройная 56-метровая колокольня с курантами – видны из любой точки города. Свое существование сумской кафедральный собор ведет с 60-х годов XVII века. Соборный храм по всем старым актам всегда был храмом Преображения Господня.
По записи священника Федора Словинского в 1802 году следует, что на храмозданном кресте была такая древняя надпись:”освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа къ церкви соборной святаго Алексiя человъка Божiя въ городъ Суминъ въ лъто отъ созданiя мiра 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ воплощенi Слова Божiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовърномъ Государъ Царе и Великомъ Князъ Алексiъ, всъя великiя и малыя и бълыя Россiи и при Великомъ Государъ Святъйшемъ Никонъ, Патрiархъ Московскомъ и всея великiя и малыя и бълыя Россiи.”
Первый деревянный храм находился несколько севернее нынешнего собора, ближе к реке и крепостной стене. После одного из татарских набегов в 1659 году, во время большого городского пожара, он сгорел. Но в 1694 году на том же местеполковником Герасимом Кондратьевым храм был вновь выстроен. Имя строителя было вырезано при входе на дверях. Освящение жертвенника в храме Преображения Господня было осуществлено 18 мая 1694 года Преосвященнейшим Авраамием, митрополитом Белгородским и Обоянским. Этот собор просуществовал 60 лет. При протопопе Матфее Гресовском в 1754 году он перестраивался.
По благословению Преосвященнейшего Аггея (Колосовского), епископа Белгородского и Обоянского, 13 июля 1776 года – при соборном протопопе Иоанне Словинском, священниках Феодоре Словинском и Стефане Куликовском, а также при участии церковного старосты Матфея Гордеенкова – был заложен каменный соборный храм. Место под храм и заложение фундамента освящал архимандрит Товий Кремневский, живший тогда на покое в Сумском Успенском мужском монастыре.
Строительство и благоукрашение собора продолжалось двенадцать лет. Храм был каменный, двухярусный: нижний во имя Преображения Господня, а верхний Благовещения Божией Матери. Освящен он был 12 октября 1788 года. Нижний храм освящался на поздней литургии Преосвященнейшим Феоктистом (Мочульским), епископом Белгородским и Курским, а верхний на ранней литургии того же дня игуменом Белгородского Николаевского монастыря Иосифом Лазаревым.
Каменная колокольня была заложена 15 июля 1797 года, а завершено строительство – в 1801. В силу разных причин плохого качества строительного материала и невысокого мастерства строителей в 1812 году она начала перестраиваться. Тогда же была сооружена и каменная ограда храма. В 1821 году все постройки были завершены. Большой колокол был взят из упраздненного в 1788 году Сумского Успенского мужского монастыря. Надпись на этом колоколе гласила, что он изготовлен на средства статского советника Якова Алексеевича Шубского. Второй же, несколько меньший колокол, пожертвовал сумской житель Даниил Иванович Забродский.
Главными благотворителями вновь построенного храма были Яков Алексеевич Шубский, Евдокия Парафиевская (по первому мужу, соборному протопопу Гресовская), Федор Кондратьевич Филоненко и вдова Елена Крамаренко. В последующие времена выдающимися благотворителями были соборные старосты – купцы Филипп ИоакимовичСидоренко, Андрей Григорьевич Копылов, Феодор Иванович Стоянов и цеховой Матфей Павлович Алейников.
Протоиереями соборного храма служили:
Мартин Максимов (он и его сын Феодор, тоже священник, были похоронены в самом соборе); Емельян Середа; Тихон Максимов; Симеон Федоров; Евстафий Травулинский; Антоний Словинский (был учителем в московском доме князя Барятинского); Матфей Грессовский; ИоаннКарпов (служил при домовой церкви графа Разумовского в Петербурге); Иоанн Словинский (протоиереем прослужил 35 лет); Константин Словинский; Иоанн Цитович; Петр Мерецкий (исключительно его стараниями собору были возвращены земли).
Из икон храма предметом особого благоговения служила Курская икона Божией Матери Знамения, подаренная в 1780 году курскими купцами. Среди замечательных книг храма следуетотметить Требник 1646 года Киевского митрополита Петра Могилы, с надписью: “1710 г. февр. 15д. сию книгу отменил сумской житель Калина Леонтьев с женою своею Мариною за 7 руб. и отдал в Сумскую соборную церковь Преображения Господня за отпущение грехов своих“. Были в храме и другие древние книги, акты, в том числе и царская грамота 1692 года на землю жалованную собору.
В 1858 году на должность соборного старосты был выбран сумской купец Димитрий Иванович Суханов, родом из города Обояни Курской губернии. С именем этого богатейшего и именитого купца, щедрого благотворителя – связывается вся дальнейшая судьба соборного храма.
Современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892гг. по проекту епархиального архитектора, авторитетного харьковского зодчего – профессора Технологического института М. И. Ловцова. В начале была пристроена к храму величественная трехъярусная колокольня. По углам вызлащенного купола-крыши установлены фигуры четырех евангелистов Луки, Марка, Иоанна и Матфея. Трехметровые чугунные скульптуры, выкрашенные под малахит, отливались на сумском заводе Вулкан. В верхнем ярусе колокольни помещены башенные часы, отбивающие часы и получасы, с циферблатами на все четыре стороны. Часовой механизм с курантами точно такой же, как и на Спасской башне Кремля в Москве, и выполнен одной фирмой.
Храм стал трехпрестольньм: главный – во имя Преображения Господня, южный – Благовещения Пресвятой Богородицы и северный – Св. Великомученика Димитрия Солунского. Иконостасы тонкого кружевного художественного рисунка в южном и северном приделах выполнены из белого мрамора. Царские врата в обоих приделах бронзовые с позолотой. В южном Благовещенском приделе живопись выполнена художником Шохоровы, а в северном Димитриевском К. В. Лебедевым.
Иконостас в главном алтаре, жертвенник в виде ниши, украшенный малахитовыми колоннами, горнее место, киоты для чтимых икон на северной и южной солее выполнены из чистейшего белого мрамора. Все работы по мрамору исполнялись замечательным московским художником Орловым. Живопись в главном алтаре, на иконостасе и в приделах главного храма исполнена известнейшим русским художником В. Е. Маковским. В иконостасе помещены несколько икон русских святителей. Престол в главном храме кипарисового дерева, обтянутый серебряной парчой и сверху закрытый футляром из медных высеребрянных массивных досок, с рельефными изображениями страстей Господних (футляр этот сооружен в 1899 году действительным статским советником Павлом Ивановичем Харитоненко). На горнем месте, в массивном мраморном киоте помещены иконы, в середине Спасителя, а по сторонам Божией Матери и Иоанна Крестителя. В простенках входа в северный и южный безпрестольные приделы помещены иконы-картины: в южном Спаситель, окруженный группою труждающихся и обремененных калек, убогих; на северной стороне Рождество Христово. В безпрестольных приделах, в южном – чудной работы распятие Христово с предстоящими по сторонам Божией Материею и Иоанном Богословом, в северном святитель Николай Мирликийский Чудотворец, а по сторонам его Св. Благоверный князь Александр Невский и Св. Равноапостольный князь Владимир. Во всем храме стены облицованы под мрамор, бордюры украшены чудными рисунками, в куполе альфресковая лепная работа. В западной части храма устроены обширные хоры, на которых помещается хор певчих. Пол на солее главного храма и в приделах мозаичной высокохудожественной работы.
По краям крыши главного храма, как и на колокольне, установлены четыре чугунные скульптуры, высотой около четырех метров и окрашенные в зеленый цвет под малахит. Они также отливались на сумском заводе Вулкан. На юго-восток обращена фигура апостола Петра, а на северо-восток апостола Павла. Две фигуры, обращенные на юго-запад и северо-запад Св. Равноапостольный князь Владимир. Почему две фигуры абсолютно одинаковы — на сегодняшний день остается загадкой.
Все это – расширение и благоукрашение – осуществлялось на средства сумских купцов Димитрия Ивановича и его племянника Николая Алексеевича Сухановых, которым благодарные сумчане установили в притворе храма памятные доски.
Придельные храмы были освящены Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским и Ахтырским при жизни покойного храмоздателя Димитрия Ивановича Суханова в 1885 году: Благовещенский 14 мая, Димитровский 15 мая. Главный престол во имя Преображения Господня освящался Владыкой Амвросием уже после смерти строителя собора – 30 августа 1892 года.
С 1867 года благочинным Сумского уезда и настоятелем соборного храма был священник Василий Никольский, а духовником – отец Николай Фесенко. С 1901 года церковным старостой был избран потомственный дворянин статский советник Павел Иванович Харитоненко.
Сегодня среди многих чтимых икон, находящихся в Спасо-Преображенском соборе, предметом особого благоговения и почитания являются Чудотворная Корсунская икона Божией Матери, именуемая Шпилевская “Прозренная”, список Тихвинской иконы Божией Матери, а также икона Апостола первомученика архидиакона Стефана с частицей мощей святого. Одной из достопримечательностей собора, которая доступна взору только духовенства (на ней совершается Божественная Литургия), является антиминс времен Екатерины II, освященный Преосвященнейшим Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским и Обоянским.
Главная святыня кафедрального собора – Корсунская икона – с момента своего обретения в Шпилевке, что в 12 верстах от Сум, постоянно находилась в Покровской церкви села. Послереволюции она была изъята из храма и помещена в художественно-краеведческий музей. Во времяпожара, случившегося в 30-х годах в музее, икона чудесным образом не пострадала. Этот случайпроизвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление и они, охваченные душевным трепетом, решили возвратить Святой образ в Божий храм. Но поскольку Шпилевская Покровская церковь к тому времени была уже разрушена, икону поместили в Сумской Кафедральный Спасо-Преображенский собор.
В октябре 1859 года состоялся первый Крестный ход с Чудотворным образом Божией Матери. 14 марта 1859 года Харьковские Губернские ведомости опубликовали Определение Святейшего Синода …о разрешении находящуюся в селе Шпилевке Сумскаго уезда чудотворную икону Божией Матери, именуемую Корсунскою, переносить ежегодно в день явления, 9 октября в Преображенский Собор в г. Сумы, с тем, чтобы икона сия была возвращена в с. Шпилевку на третий день Пасхи.
С 1999 года в Сумах возобновлены Крестные ходы по городу с чудотворным образом Божией Матери на третий день Пасхи и 22 октября. В центре города на площади служится краткий молебен и город с его окрестностями осеняется Корсунской (Шпилевской) иконой Пресвятой Богородицы.
По Справочной книге для Харьковской епархии, составленной секретарем Харьковской Духовной Консистории Иваном Самойловичем в 1904 году, Соборно-Преображенской церкви принадлежало: земли усадебной – 800 кв. саж., пахотных и сенокосных 760 дес. 996 кв. саж. Неприкосновенный капитал составлял 17600 р., процентами пользовался причт. Церковная каменная лавка сдавалась в аренду и приносила годовой доход 1250 р.
По штату был положен причт: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Жалование протоиерея составляло 84 р. 28 коп., священника 70 р., 56 коп., второй священник жалования не получал. Диакон и три псаломщика получали по 19 р. 60 коп. Один священник, диакон и один псаломщик помещались в церковных домах, остальные жили в собственных.
Прихожане: мужского пола — 854, женского — 806. К собору были приписаны хутора Пришиб и Рекушин, что в двух верстах. Попечителей нет. Церковно-приходская школа.