Сумы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

По традиции, берущей своё начало от Сумского слободского полка, храм Покрова Пресвятой Богородицы был полковой церковью расквартированных в городе военных: сначала Сумского гусарского полка, прославившегося своими героями в Отечественную войну 1812 г., а позже — 10-го драгунского Новгородского полка, который до Первой мировой располагался в городе.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находилась возле нынешнего ЦУМа, недалеко от недавно построенного «Пассажа». Об этой церкви известно, что она была заложена в 1783 г., а уже через семь лет, в 1790 г. — освящена. Строилась она в основном на «иждивения» Феофана Федоровского, архимандрита Святогорского монастыря, который перед тем был священником и протоиереем этой церкви. Неоценимую помощь в строительстве оказали также «почетные сумские граждане».
До того как построили каменный храм, уже были две церкви Покрова Богородицы и обе деревянные. Первая существовала до 1732 г. Об этом говорит указ того же года о построении нового храма. Но когда возвели первый — неизвестно. Из переписи 1732 г. следует, что «при Покровском храме были священник, школа и госпиталь (богадельня)». Покровская церковь была полковым храмом Сумского Слободского казачьего полка, а с 1765 г. — Сумского гусарского полка. После перевода полка в Москву, он оставался гарнизонным храмом г. Сумы вплоть до 1917 г. Также известно, что рядом с Покровской церковью существовал Введенский храм, который был придельным. То есть, несмотря на то что он имел своих прихожан, все же находился на попечении у Покровской церкви. А в 1821 г. здесь же была построена колокольня с теплым храмом. Это строительство было приурочено ко Введению Пресвятой Богородицы во храм.
Интересна история этого строительства. Там, где сейчас расположен Пантелеймоновский монастырь, ещё в 1868 г. прихожанам было разрешено разобрать каменный Архангельский храм, который находился на его территории. И только через тринадцать лет, в 1821 г., из камня было «дозволено» построить эту самую колокольню с теплым храмом. Почему всё так долго тянулось? На этот счет есть разные мнения. Одно из них очень даже прозаическое. Как раз в то время вышел указ о том, что все церкви должны строиться по типовому проекту. В связи с этим было даже приостановлено строительство Ильинской церкви, которая строилась по индивидуальному проекту. Может, из-за этого и не давали разрешения на строительство колокольни. Но это только предположение.
Сумские купцы и меценаты жертвовали значительные суммы на храм. Так, известно, что в 1810 г. сумской купец Алексей Бочаров поставил за свой счет иконостас, стоящий 2000 рублей серебром. А еще один сумской купец, Емельян Татаринов, устроил два больших киота, стоивших 571 руб. 42 коп. серебром. А вот «почетный сумской гражданин» Григорий Котков сделал две серебряные с позолоченными венцами ризы для местных икон, стоившие 542 руб. 85 коп. серебром, и две фелони за 160 руб. серебром. Ну а более всех постарался, внеся самые значительные пожертвования в пользу церкви, находящийся в те времена при церкви старостой сумской купец Кирилл Алчевский, который со времени поступления на должность, именно с 1835 по 1857 год и далее, употребил на разные устройства и украшения церкви собственных денег 4906 руб. 70 коп. серебром. Метрические книги в церкви Покрова Пресвятой Богородицы начали вести с 1735 г., а исповедные — с 1790 г.
Как и многие сумские церкви, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разрушена с приходом к власти большевиков. В 1920-е г.г. в храме безбожная власть устроила крематорий, где каждый желающий мог через специальный глазок наблюдать за сожжением трупов. В конце 30-х г.г., когда разрушили храм, на разборку гоняли местных студентов. Отказавшимся это делать грозили все «прелести» того периода. А в соседнем общежитии для студентов сельхозтехникума, здание которого и ныне находится рядом с универмагом, чердак был завален богослужебными книгами из Покровской церкви, которыми студенты топили печки зимой.
3 сентября 2011 г. в центре Сум открыт мемориальный знак в память церкви Покрова Пресвятой Богородицы (архитектор — Владимир Быков, скульптор — Николай Крамарев). Существовавший когда-то на этом месте храм был заложен в 1783 г., освящен в 1790 г., и разрушен во времена советской власти – в 1932-ом (взорван с третьей попытки). К сожалению, воссоздать взорванную церковь в её аутентичном виде сейчас не представляется возможным – её алтарь находился там, где теперь пролегает проезжая часть ул. Петропавловской. Поэтому архитекторами было решено сделать трассировку её фундамента. Теперь на месте бывшего храма стоит часовенка, а на земле нанесены контуры разрушенных стен.
https://www.auto.sumy.ua/phpbb/post84396.html
Церковь, освященная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стала первым храмом, возведенным за пределами Сумской крепости. Она имела статус полкового храма, напротив неё располагалось первое городское кладбище. В 1920-х г.г. церковь была закрыта, а само здание использовалось для хозяйственных нужд, позже здесь разместился городской крематорий.
В 1932 г. храм был разрушен большевиками. По воспоминаниям старожилов, подорвать церковь не удалось ни с первой, ни со второй попытки. Тогда было заложено утроенное количество взрывчатки. И в этот раз здание не устояло. А в городе, в радиусе нескольких километров, не осталось ни одного целого стекла.
В 2008 г. фундамент церкви был раскопан и расчищен. После долгих дебатов и ввиду отсутствия документов, позволяющих в полной мере изучить облик прежнего храма, идею восстановления церкви законсервировали. На месте алтаря старой церкви установили небольшую часовню, а рядом – памятный знак, стилизованный под архитектуру Покровской церкви.
https://www.turpravda.com/places/ua/sumy/Pokrovskaja_cerkov-s7612/r256352.html

Среди несохранившихся храмов полкового города Сум XVIII ст. особое место занимает Покровская церковь. Заменивший в 1760-1764 г. первоначальный деревянный, каменный храм стоял в центре бывшей крепости на обширной торговой площади невдалеке от обрывистой береговой кромки коренного правого берега реки Псел. Такая его постановка требовала равноценного, всефасадного визуального восприятия с любой стороны, что почти всегда выполнялась в барочных храмах Левобережья, симметричных относительно взаимно-перпендикулярных осей.
Трехчастный храм, несколько массивный в основании завершался стройными куполами-верхами, двухъярусными с востока и запада, и трехъярусным в центре. Сложные барочные главы имели глубокий перехват-ковнир и множество горизонтальных членений. Высота центральной была около 34 м. Четких фотографий храма, позволяющих выполнить его детальную графическую реконструкцию, не сохранилось.
Еще С.А. Таранушенко отмечал своеобразие плана памятника, состоящего из 3-х восьмигранных объемов с круглыми пристройками в местах их сопряжения, напоминавшими оборонные приспособления ранних трехчастных храмов западно-украинского региона, например, Николаевской церкви в Сокале Львовской области, конец XVI ст. В Покровской церкви пристройки были довольно высоки – двухсветные, высотой около 5 метров вместе с карнизом. Как и в Ахтырском соборе в них размещались дьяконник и жертвенник в восточных, лестница на хоры и кладовая – в западных объемах.
Есть в храме и другие западные черты – световые фонари глав, одноярусные боковых и друхъярусный центральной с лучковыми четырехсторонними фронтонами и парными вертикальными валютами по углам напоминают иезуитские постройки Западного региона – Брацлавщины, Тернопольщины, Белоруссии, наличники окон такие же, как в Успенском соборе Почаевской Лавры[1]. Нехарактерна для Слобожанщины и толщина стен постройки, местами превышавшая два метра – больше чем в Ахтырском Покровском соборе, здании гораздо более монументальном.
Нужно отметить, что трехчастные деревянные храмы с планом, состоящим из 3-х восьмериков в середине XVIII ст. на Слободской Украине уже не строились, в то время как на Брацлавщине, на Правобережье еще были широко распространены – Винница, церковь Николая на Старгородке, 1746 г.; Ганщина, Михайловская церковь 1752 г.; Печера, церковь Рождества Богородицы, 1764 г.
Все сказанное позволяет предположить в строителе Покровской церкви выходца с Правобережной Украины, осевшего в Слободской Украине и воплотившего в своей постройке, как местные черты, так и вынесенные из родных мест архитектурные приемы.
Все углы восьмериков храма, даже в местах сопряжения, были отмечены широкими плоскими пилястрами, раскрепованными в широком многообломанном венчающем карнизе нижнего объема. Несмотря на позднюю дату постройки, нижний объем был односветным с высоко расположенными окнами. Лишь в восточной грани алтаря окна располагались в два яруса. Некоторые проемы в архитравной части были украшены тонко проработанной лепниной, включавшей рокайли и растительные мотивы, подобные обрамлениям проемов Троицкой церкви в Диканьке на Полтавщине, 1780 г.
В первом ярусе нижнего объема окна были как бы обозначены неглубокими нишами с полуциркульным завершением. Возможно, в некоторых из них первоначально были росписи.
В интерьере верхи были открытыми до зенита световых фонарей. Хоры, как в соборе Хорошевского монастыря, Троицкой церкви в Харькове, некоторых деревянных церквях Лиманской школы, размещались на границе алтаря и бабинца и опирались на массивную и широкую каменную арку.
К западу от церкви в первой трети XIX ст. была возведена стройная четырехъярусная ампирная колокольня, увенчанная куполом и высоким шпилем. Ее проект, очевидно, принадлежал профессору архитектуры при Харьковском Императорском университете, Евгению Алексеевичу Васильеву. В первом ярусе помещалась теплая церковь, ее окружали два четырехчастных и два шестиколонных портика тосканского ордера. Во втором ярусе колокольня была оформлена четырьмя четырехколонными портиками, в третьем и невысоком четвертом – шестнадцатью дорическими полуколоннами.
Весь комплекс Покровского храма в Сумах был уничтожен в начале 30-х г.г. XX ст.
Плановое решение Покровской церкви нашло продолжение в двух постройках слобожанских мастеров – в Покровском храме сотенного местечка Ольшаны Харьковского уезда 1767 г., и в Преображенском соборе Змиевского Казачьего монастыря, 1766 г., строитель которого пошел еще дальше, заменив восьмигранные объемы алтаря и бабинца компартаментами, близкими тетраконховым храмам. Все перечисленные постройки лежали в плоскости архитектурных исканий, задач которые пытался решить еще в первой трети XVIII ст. строитель Троицкого монастырского храма в Ахтырке – их цель была изменить традиционную плановую структуру наиболее распространенного в Слободской Украине трехверхого башенного храма, максимально увеличить его площадь, при этом сохранив объемное решение, острый запоминающийся силуэт.
Наиболее блестяще с поставленной задачей справились строители Покровского собора в Ахтырке, а из народных мастеров зодчий собора Змиевского Казачьего монастыря и храма Рождества Богородицы в Острогожске. Остается только сожалеть о том, что это архитектурное направление не имело продолжения и сошло на нет в 80-е г.г. XVIII ст. вместе с другими характерными чертами региональной архитектурной школы.
А. Парамонов, А. Парийский, Покровская церковь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?