Суджа. Собор Успения Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела.

Когда-то в центре Суджи был Успенско-Архангельский собор. Из материалов краеведа Геннадия Буряченко известно, что это было «самое величественное архитектурное сооружение в городе. Возводить его закончили в 1803 году, и он сразу стал центром духовной жизни края». После известных событий 1917 года его судьба была похожей на судьбы многих храмов России. А в 50-х годах прошлого века его совсем не стало…
http://os.x-pdf.ru/20raznoe/756894-1-let-rozhdennaya-porubezhe-let-avtori-gerasimenko-pridubkova-duto.php
После возведения в 1803 году Успенско-Архангельского собора прилегавшая к нему Торговая площадь стала уже называться Соборной.
http://www.kpravda.ru/article/society/044512/
Успенско-Архангельский собор стоял в центре города и был одной из главных архитектурных достопримечательностей Суджи. После 1917 года собор был закрыт, церковная утварь конфискована и разграблена. В 1920-30-е годы в соборе располагался зерносклад. Окончательно собор снесен в 1950-е годы. В 1960-е годы на фундаменте собора был построен районный Дом культуры с памятником В.И. Ленину перед ним.
http://gorenka.org/index.php/rodnye-mesta/1397-o-sudzhe-s-vidami-starogo-goroda
СУДЖА. ЧАСОВНЯ.
На Сѣнной улицѣ находится построеная въ 1868 году Бѣлогорской пустынью въ память избавленiя отъ опасности Государя Императора Александра II — 14 апреля 1866 г., каменная, крытая желѣзомъ часовня, въ которой совершается богослуженiе во время ежегоднаго приноса въ городъ Суджу, 16 августа, чудотворной иконы Пряжевской Божiей Матери изъ Бѣлогорской пустыни, Суджанскаго уѣзда; копiя этой иконы находится въ небольшомъ иконостасѣ описанной часовни. Часовня состоитъ въ вѣдѣнiи Бѣлогорской пустыни, которою и поддерживается.
Въ Успенско-Архангельскомъ соборѣ г. Суджи есть напрестольное Евангелiе печати 1618 года, пожалованное Государемъ Алексѣемъ Михайловичемъ въ 1672 году.
Н.И. Златоверховниковъ «Курск дореволюционный»

В 1665 г. по челобитной, подписанной от всех горожан Марком Бученко и Кондратом Ивановым с товарищами, в Судже было разрешено строить соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя святого и праведного Алексея человека Божия и Николы Чудотворца. Строительство было благословлено митрополитом Сарским и Подонским Павлом и поручено протопопу Ерофею Иванову. Однако из-за отсутствия денег сооружение соборной церкви было завершено только в 1667 г.
В строельной книге Суджи 1665 г. содержится упоминание о двух храмах, возведенных в Большом городе — соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николы Чудотворца и церкви во имя Архистратига Михаила. При этом в документе не указано было ли завершено строительство этих церквей или нет. Приведем цитату из строельной книги 1665 г., содержащую описание пригородных слобод и находящихся в них приходских храмов: «Против Московских ворот, за городом, церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, стоит средь слободы. А в той слободе сто осмнадцать дворов, да двор шинковной. За городом же, против Сумской башни, у самой татарской сакмы, церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, стоит средь слободы. А та слобода построена середь татарской сакмы промеж речки Олешенки и Гусинова болота. А в той слободе сто дворов, да двор шинковной. К реке Судже и Гусиному болоту, против Воденых ворот, подле города слобода. А в той слободе сто дворов, а церкви в той слободе нет. За рекою Суджею, промеж реки Суджи и речки Смердицы, у московской и белогородцкой дороги, что ездет из Суджи к Москве и в Белгород, стоит церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа середь слободы. А в той слободе сто восемьдесят два двора. А в ыных дворех еще люди не живут, строены вновь. А та церковь и слобода построены с руской стороны реки Псла. И всего в городе Суджи шинковных, и жилых, и новых пустых в Большом городе и в слободах семьсот восемьдесят два двора».
В 1667 г. по челобитной всего города, подписанной протопопом Ерофеем Ивановым и атаманом Авраамом Лукьяновым с товарищами, в Суджу были присланы вестовой колокол и Соборное уложение.
10 октября 1668 г. суджанский воевода Яцков сообщил царю о завершении строительства города (острога-крепости) и соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. В своей отписке воевода особо отметил, что «строен тот город судженцы детьми боярскими и черкасы».
О том, каким нелегким делом было строительство небольшого деревянного острога, живописно повествуется в челобитной «суджанских черкас» Лукьяна Данилова и Ивана Лазарева «с товарищами всем городом»: «…тот новой город Суджу построили всем городом… А на строенье лес таскали на себе. Ров чистя секли мерзлую землю. Да они ж де с февраля месяца 176 (1668. — И. Б.) году и по сей время в асаде сидели, голод и вечную нужду терпели, а иные з голоду и померли, и лошадьми, и всякою животиною, они от осадного время ни отпали. А государева жалованья, денег и хлеба за городовое строенье против их братии не дано. А которые де украинные городе строены государевыми людьми и тем государево жалованье деньги и хлеб за городовое строенье давано. И чтоб великий государь пожаловал их бы за службу, и за городовое строенье, и за осадное нужное сиденье своим бы государевым жалованьем…». В этом же документе сообщается, что «по годовой росписи прошлого 176 (1667/68. — И. Б.) году написано: на Судже людей: детей боярских 96 человек, пушкарей 23 человека, мещан и пашенных мужиков 808 человек. Итого 927 человек».
С отпиской о завершении строительства и с деревянным макетом построенного в Судже острога в Москву были посланы суджане дети боярские Анисим Суханов, Гордей Семенов и Федор Яковлев, а также черкасы Лукьян Данилов, Иван Лазарев и Абрам Лукьянов. 22 октября 1668 г. «за городовое дело и за привоз к Москве деревяного чертежа» государь велел пожаловать «черкасом по пяти рублев, детям боярским по три рубля человеку…и отпустить их с Москвы тотчас и дать свою государеву грамоту к приказному к Микифору Яцкому, … Микифора и детей боярских и черкас за их службу и за городовое дело похвалить всех и чтоб они и впредь ему, великому государю, служили со всяким радиньем».
И.П. Бабин «История основания города Суджи». http://old-kursk.ru/book/razdorsky/sudja/page090.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?