Первая попытка закрыть храм была в 1930 г. Но 29 марта 1930 г. (это было время сразу после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов») Ивановский облисполком не утвердил постановление Владимирского окрисполкома о ликвидации Екатерининского собора в г. Судогде, т.к., если не считать маленькую кладбищенскую церковь, это единственный храм для города и ряда прилегающих селений [ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 13. Л. 110]. В 1932 г. зданием Екатерининского собора в Судогде стали пользоваться сразу 2 общины: староцерковническая и обновленческая; в августе 1937 г. верующие писали во ВЦИК, что живут они мирно и общественный порядок ни разу не нарушали. Правда, при закрытии храма в Судогде в 1937 г. некая Сухоцкая вопрошала: если Бог один, то почему Церковь разделилась, не является ли религия просто обманом? Т.о. само существование 2 течений являлось ярким примером действия принципа «разделяй и властвуй».
28 августа 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК требует устранить «стеснения со стороны местных работников к регистрации избранного верующими служителя культа и отправлению обрядов» в Екатерининском соборе г. Судогды, 9 октября облисполком сообщил, что собор в пользовании верующих, община выполняет религиозные обряды, т.е. дело урегулировано.
С июня 1936 по декабрь 1937 г. длилось закрытие Екатерининского собора в г. Судогде: в частности, проводилась агитация и сбор подписей среди населения. При закрытии собора антирелигиозная пропаганда часто заменялась антиклерикальной. Так, на собрании РО НКВД приводили многочисленные примеры контрреволюционной деятельности духовенства и церковников: в с. Языкове колхозники под влиянием попа не выходили на работу, чем чуть не развалили колхоз, в с. Ликино церковники срывали проводимые соввластью мероприятия, в Андреевском сельсовете попы и церковники ведут подготовку к выборам в Советы, выступая с проповедями. На фабрике им. 1 Мая важность закрытия храма связали с остротой политического момента: попы проводят вербовку среди масс в связи с выборами в Советы, в Ярославской области дьякон стал председателем сельсовета и др. В райпотребсоюзе собравшиеся заявили, что Церковь действует совместно с фашизмом. Собрание на ул. Советской прошло в форме прений: 7 человек высказались в поддержку закрытия церкви, вспомнив попов и монахов, воюющих в Испании на стороне фашистов, раздел Церкви на староцерковников и обновленцев, разоблачение церковников из Андреева и Картмазова, говоривших о новоявленных мощах и видениях Бога и др. 25 декабря 1937 г. ВЦИК утвердил постановления Ивановского облисполкома от 15/07.-37 г. о закрытии Екатерининского собора в г. Судогде под городской театр; причина закрытия — ходатайство населения, хотя только 2235 человек из 3 тысяч горожан дали согласие на закрытие, остальные почти 700 человек, получается, были против.
Тем временем 13 сентября 1937 г. были арестованы священники А.В. Мамаев (обновленец) и Г.Г. Данилевский и вскоре расстреляны. 28 ноября арестовываются оставшиеся староцерковнические священники Г.И. Борисовский и А.Е. Любимов и осуждены на 10 лет лишения свободы.
Верующие не теряли надежду. 2 февраля 1938 г. они пишут письмо лично Сталину: «В конце ноября 1937 г. были забраны священники, причина нам неизвестна. <…> В начале января 1938 г. начальники наши городские приступили к последнему собору и произвели разрушение в нем, что вызвало среди населения большую неприятность». Просили об открытии собора и о причинах взятия священников Любимова и Борисовского. 3 февраля жалоба была послана Калинину: «<>Я, Калинин Михаилъ Иванычъ, убращаюся квам збальшой прозбай ниоставит[ь] насъ верующехъ, чтобы намъ о[т]дали собор, у нас взяли послидьняй собор, жалоба была подана, атвету не получяли. И батюшкав забрали, иконы увизли, и ден[ь]ги взяли. Хотели пробраца квам лично, но недопустили. Бу[дь]ти добры намъ помоч[ь] внашай прозби. Нел[ь]зяли, пожалоста, нам о[т]дат[ь] собор и возвратить свещеникав. Ото всех верующех очинь вас просим. Все верующе». Судьба жалоб неизвестна, но, скорее всего, они остались без ответа [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 760-762]. Ходатайство верующих о священниках — довольно уникальное явление. Известны буквально единичные примеры. Но они были! Верующие не побоялись бросить вызов всей системе! Так был закрыт последний собор в Судогде.
Из кн.: Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 68, 71, 116, 127, 132.
Уездный город Судогда находится в 37 верстах от Владимира; в 1778 г. при учреждении губерний слободка Судогда, имевшая тогда 50 дворов, переименована была в уездный город. Из выписки из писцовых книг видно, что во второй половине XVI ст. в слободке Судогде существовали церковь Николая чудотворца с приделом св. Алексия, Московского митрополита, и церковь св. муч. Мины. По окладным патриаршим книгам церковь Николая чудотв. существовала до 1746 г., а церковь во имя св. муч. Мины сгорела в 1723 г. и вместо нее в том же году построена была деревянная церковь того же именования.
По переименовании слободки Судогды в город, решено было построить здесь городской собор на казенные средства. Постройка была начата близ деревянной Николаевской церкви, шла весьма медленно. В 1806 г. г. Судогда сгорел; в то же время сгорела деревянная церковь со всем имуществом, ризницей и утварью. При новой распланировке города после пожара для городского собора отведено новое место. Начатая постройка была разобрана, и у 1814 г. на новом месте был построен каменный соборный храм. Казенных сумм на постройку было израсходовано 16 000 руб., постройка же колокольни, внутренние украшения собора и т.п. произведены были на частные средства.
Главный престол соборного храма был освящен во имя св. вмц. Екатерины в память того, что Судогда переименована в город императрицей Екатериной II, приделы были освящены во имя св. Николая чудотв. и св. муч. Мины – в память прежних деревянных церквей. В 1838 г. снова сильный пожар истребил большую часть города; во время пожара пострадал и собор: он сгорел снаружи и внутри, но иконы, утварь и ризница были спасены от огня. После пожара соборный храм отделывался в течение 10 лет, и богослужение совершалось только в теплой его половине. В холодном храме теперь было устроено три престола: главный – во имя св. вмц. Екатерины, в приделах – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери.
В 1853 г. теплая половина собора вследствие ее тесноты была разобрана и к 1855 г. построена вновь в больших размерах. Престолы и по перестройке остались здесь те же, что и прежде. В 1871 г. эта теплая половина собора перестроена была вновь: своды были разобраны, стены подняты выше, окна устроены в два света. В том же году работы были окончены и храм вновь освящен. В 1872 г. во время пожара, бывшего в Судогде, сняты были народом с престолов теплого храма «срачицы и опоясания», поэтому престолы эти были освящены вновь. В 1875 г. разобрана была до основания и холодная половина собора; каменная кладка была окончена в 1878 г.; на соборе устроено 5 глав. В 1882 г. собор вновь едва не пострадал от пожара, истребившего в Судогде до 150 дворов. На колокольне загорелся шпиль, который упал на землю. В 1878-85 гг. работы в холодном соборе были приостановлены вследствие появления трещин во внутренних столбах здания. В 1885-86 гг. собор был укреплен; с 1887 г. начались работы по внутренней отделке и украшениям собора. Работы были окончены и собор освящен в 1891 г.; перестройка собора стоила до 60 000 руб.
Престолов в нем пять: в холодном – во имя св. вмц. Екатерины, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери, в теплом – во имя св. Николая чудотв. и св. вмч. Мины. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Благодаря неоднократным пожарам в храме не сохранилось почти ничего древнего. Из св. икон особенно чтима прихожанами Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Причт при соборе состоит из протоиерея, 2 священников и 3 псаломщиков. На содержание их получается: от аренды земли церковной 255 руб., процентного капитала 470 руб. и от служб и требоисправлений руб. до 4275 руб., а всего до 5000 руб. в год. Домов для членов нет. Приход состоит из г. Судогды и 17 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 2678 душ муж. пола и 2928 жен. В г. Судогде имеется двухклассное министерское училище с отделением для девочек.
К городскому собору приписана кладбищенская церковь. Отдельная церковь на городском кладбище построена вскоре после переименования слободки Судогды в город. Антиминс здесь освящен в 1791 г. Виктором, епископом Владимирским. В 1853 г. деревянная кладбищенская церковь была ремонтирована и распространена; престолов в ней один – во имя обновления храма Воскресения Христова. Особой утвари и ризницы при церкви не имеется, при богослужении и то и другое приносится из собора. Богослужение совершается соборным причтом.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.
Районный город Судогда на р. Судогда находится в 35 км к юго-востоку от областного города Владимир по дороге к г. Мурому. Первое историческое упоминание о поселении на месте Судогда встречается в патриарших окладных книгах 17-го века. В 1623 г. царь Михаил Федорович пожаловал в вотчинное владение дьяку Ивану Грязеву слободку Судогда с деревнями Офониной, Ушаковой, Степачевой и Лавровой. Согласно завещанию дьяка Ивана Грязева, по смерти его и его жены, в 1640 г. слободка Судогда с деревнями перешла во владение Московского Симонова монастыря. А в 1764 г. Судогду с теми же деревнями передали в ведение коллегии экономии.
История города Судогда начинается с переименования в 1778 г. слободки Судогда в уездный город Судогда. Не имея промышленных предприятий и густоты населения, город обязан своим появлением исключительно географическому положению. О том, когда и кем был основан первый храм в Судогде, неизвестно. В выписке из «писцовых книг», данной дьякону Ивану, отмечено, что в слободке Судогда есть церковь Николая Чудотворца с приделом святителя Алексея митрополита Московского, и другая церковь мученика Мины. В 1723 г. на месте сгоревшей церкви мч. Мины построена новая деревянная того же именования.
Дав поселению статус уездного города, решено было на казенные средства поставить городской собор неподалеку от деревянного Никольского храма. Строительство продвигалось медленно, а в 1806 г. в Судогде случился большой пожар, в который сгорел Никольский храм. При новой распланировке города для городского собора отведено новое место, а начатая постройка разобрана. Строительство храма завершено в 1814 г. Причем, постройка колокольни, внутреннее убранство и утварь произведена на частные пожертвования. Главный престол освящен в честь великомученницы Екатерины, а приделы — в честь св. Николая Чудотворца и мч. Мины.
В 1838 г. снова сильный пожар истребил большую часть Судогды. Собор обгорел снаружи и изнутри, но св. коны, утварь и ризница были спасены от огня. После пожара соборный храм отделывался в течении 10 лет и богослужение за все это время свершалось в теплой его половине. В холодном храме было устроено три престола: главный во имя св. Вмц. Екатерины, в приделах в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Однако в теплой части собора, вследствие ее тесноты и долгой эксплуатации, назрела необходимость ремонта. Увеличение размеров теплого храма по площади и по высоте производили в два этапа – в 1853 и 1871 гг.
С 1875 г. начаты работы по реконструкции летней части собора. Каменная кладка стен окончена к 1878 г., установлено 5 глав, в 1885-86 гг. шло укрепление внутренних столбов. Полностью ремонт был завершен в 1891 г.
К началу XX в. Екатерининский собор блистал величественной красотой. В его клире состояли два протоиерея, три священника и два псаломщика.
Приход состоял из города Судогда и деревень: Афонина, Берега (Бережки), Хорышева, Загорья, Полхова, Башева, Карастелихи, Степачева, Костина, Рагозина, Демидова, Еолодина, Дорофеева, Лаврова, Ушакова, Быкова и Чубарова; во всех этих поселениях, не исключая и города, по клировым ведомостям числилось 2678 душ мужского и 2928 душ женского пола.
К собору были приписаны городские храмы: кладбищенский – во имя Обновления храма Воскресения Христова, храм при тюремном замке – во имя благоверного князя Александра Невского.
После революции священников собора репрессировали: некоторых отправили в лагеря, некоторых замучили в тюрьмах НКВД. В 1930 г. собор «по просьбе рабочих» закрыли, устроив в нем зерносклад.
В 1959 г. основная часть храма была взорвана и разобрана, а оставшаяся от разрушения теплая часть храма переделана под «Дом культуры».
В 1990 г. была зарегистрирована церковная община в честь великомученицы Екатерины, но то, что осталось от храма, с большим трудом передали только через четыре года. К этому времени бывший красавец-храм представлял из себя неуклюжую бесформенную каменную, с отстающей штукатуркой и обветшалой протекающей крышей, коробку. По благословению правящего архиерея, архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, в западной части собора временно был установлен алтарь.
В связи с ветхостью крыши и аварийным состоянием потолка, осенью 1997 г. было принято решение, что для капитального ремонта собора необходимо вначале восстановить менее разрушенный храм Александра Невского и перевести туда богослужения. Менее чем за два года был восстановлен и приготовлен к проведению богослужений храм Александра Невского. Его освящение совершил владыка Евлогий 12 сентября 1999 г. С ноября 1999 г. приступили к подготовке и проведению капитальных реставрационных работ по восстановлению Свято-Екатерининского собора в сохранившихся объемах с восстановлением утраченных архитектурных элементов. Первую главку с Крестом над южным приделом установили и освятили 18 октября 2001 г.
http://www.sudogda.ru/real/real_001.htm
К судогодскому Екатерининскому собору была приписана небольшая деревянная кладбищенская церковь Воскресения Словущего. Она была срублена вскоре после переименования слободки Судогды в город. В 1791 году храм был освящён Владимирским епископом Виктором в память обновления храма Воскресения Христова. Колокольни при храме не было. В 1853 году деревянную кладбищенскую церковь отремонтировали и расширили. Под неё подвели каменный фундамент, стены обили тёсом и оштукатурили, снаружи покрасили в белый цвет. В 1914 году, по инициативе Общества хоругвеносцев Свято-Екатерининского судогодского собора, отдельно от храма на городском кладбище была построена и освящена звонница. В советское время служившие в храме Воскресения Словущего на городском кладбище протоиерей Василий Васильевич Лавров и псаломщик Ефимий Агафонин были репрессированы.
Храм закрыли в 1930-х годах, после чего он был разобран на брёвна. Хоронить на городском кладбище прекратили только в 1979 году. Планировалось через 20 лет после его закрытия построить здесь многоэтажный дом. В 1999 году на кладбище установлен памятный крест. Несколько раз в год приходом Свято-Екатерининского храма, совместно с администрацией города Судогды, проводятся мероприятия по уборке территории кладбища и служится молебен возле Поклонного креста.
Из книги: Белицина Н. В., Морохин Г. Н. Судогодское благочиние. История приходов и храмов, — Владимир: «Транзит-ИКС», 2015