Судейкин Сергей Юрьевич

140 лет назад, 19 (7 — по ст. стилю) марта, родился Сергей Юрьевич СУДЕЙКИН (1882—1946), «своевольный, эфемерный, кипучий, изобретательный и противоречивый» художник, чье творчество отличали «романтическая поэзия, реализм и изысканность».

Его многоцветные лубки, утончённые пасторали на темы искусства, фольклора, «старины глубокой» — это «чудесный, полный… радости и юмора, мир». И всю глубину этого «красочного и фантастического мира», где соединились «правда и ложь, сон и явь, искусство и действительность», художник воплотил не только в своих живописных произведениях, но и в многочисленных театральных работах.

«Русскому Ватто» не было еще и 20-ти, когда он начал пробовать свои силы в сценографии. В разные годы «ироничный символист» Судейкин работал с Верой Комиссаржевской и Всеволодом Мейерхольдом, Александром Таировым и Николаем Евреиновым, Сергеем Дягилевым и Никитой Балиевым.

С 1922 года художник жил в Нью-Йорке и много времени уделял оформлению оперных и балетных спектаклей в Метрополитен-опера, сотрудничая с Анной Павловой, Михаилом Фокиным, Леонидом Мясиным, Михаилом Мордкиным. Зрителей восхищали «пышные… и в то же время изысканно-гармоничные краски» Судейкина, его чувство стиля и безупречный вкус.

Но в послужном списке мастера — не только картины, театральные декорации, эскизы сценических костюмов. Кто не слышал о «Бродячей собаке» и «Привале комедиантов» — знаменитых литературно-артистических кабаре Серебряного века? А ведь к созданию в них настенных росписей приложил руку «могучий и яростный колорист» Судейкин. В 1919-м, находясь в Тифлисе, он также участвовал в декорировании кафе «Химериони» и «Ладья аргонавтов».
К слову, несколько лет спустя художник попытался воссоздать атмосферу богемного предреволюционного Петербурга-Петрограда и на чужбине, открыв нью-йоркский аналог «Собаки» — «Подвал падших ангелов».

Успех сопутствовал Судейкину и в кино. В 1930-е он был приглашен в Голливуд для художественного оформления экранизации толстовского «Воскресения», получившей название «Мы снова живы».
«В декорациях к фильму Судейкин сумел передать дух классического произведения русской литературы и подняться до высот таланта Толстого, его простоты, глубокой откровенности и беспощадной правдивости, — писал биограф художника. — Никакого гротеска, никакой игры в народность, лубок, цветастость не было в декорациях и костюмах к фильму — правда и только правда, правда в большом и правда в деталях».

Подготовка публикации: Зеленая лампа, 19.03.2022

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?