Петр Субботин родился 6 декабря 1886 года в селе Кудымкар, сегодня это столица Автономного округа. Его отец, Иван Васильевич Субботин, был крепостным у Строгановых, работал мельником на кудымкарской мельнице. Мать, Мария Пименовна, происходила из крестьян, имела коми-пермяцкие корни. В 1898 году, после окончания начальной школы в Кудымкаре, Петра отправляют в Пермь, для поступления в реальное училище.
В Перми, будущий художник поступает в Пермское реальное училище, где учился с 1898 по 1904 год, пройдя программу 5-ти классов. В 1904 году переводится в Вятское реальное училище, где проучился только год, и вернулся в Пермь. С 1906 года по 1907 год снова учился в Перми, в 7 классе училища, однако курс не закончил. В 1907 году Петр Субботин переезжает в Москву, и поступает в императорское Строгановское художественно-промышленное училище.
В 1914 году Петр Иванович Субботин-Пермяк закончил художественное училище, и остался в нем в качестве преподавателя. С 1914 года по 1919 год проработал в художественном училище, в 1919 году был командирован в Пермскую губернию в качестве организатора художественных мастерских. К октябрю 1921 года Петр Иванович открыл художественные мастерские в Перми, Кунгуре и Кудымкаре. В ноябре 1921 стал художником-руководителем Пермского государственного художественного техника, где в то время обучали пермских художников.
В апреле 1922 года был вынужден отставить свой пост в связи с ухудшением здоровья. Вновь приступил к работе только в августе 1922 года в качестве руководителя учебной части художественного техникума. За менее чем 5-летний срок, фактически с нуля смог организовать художественную школу в Прикамье и заложить основы обучения живописи в Перми. Основал Коми-Пемяцкий Краеведческий музей, и многое сделал для организации его работы.
Скончался 6 января 1923 года из-за болезни легких. Похоронен на Егошихинском кладбище в Перми. В 2001 году, на могиле художника был установлен оригинальный памятник в виде его портрета, мольберта и палитры. Его имя носит краеведческий музей в Кудымкаре, а также несколько улица в столице округа. Работы художника хранятся в музее Кудымкара и Пермской художественной галерее.
Петр Иванович Субботин-Пермяк оказал большое влияние на развитие живописи как на территории Пермского края, так и в масштабах страны. Главная заслуга художника перед Прикамьем – это организация художественной школы и построение сети художественных мастерских, на базе которых впоследствии выросли культурные центры. В масштабах страны художник не получил должного признания, несмотря на то, что его работы отличают глубина и неповторимый авторский стиль.
Творчество художника можно разделить на несколько этапов. Первый этап начался в начале XX века, первые сохранившиеся работы датируются 1906 годом, и оканчивается в 1910-1911 годах, когда Субботин-Пермяк начинает вырабатывать свой авторский стиль. Для первого этапа характерно четкое следование академизму и начало поиска собственного стиля. Одна из самых лучших работ этого времени – это картина «Деревенская улица», написанная в 1909 году.
Второй этап в творчестве художника начинается в начале 2-го десятилетия XX века, когда после первых лет учебы в художественном училище, Субботин-Пермяк выработал собственный творческий стиль. Работы художника в это время отличает большое внимание к деталям, яркость красок и стремление к передаче динамизма. Заканчивая в 1914 году училище, Петр Иванович пишет 3 картины: «Песнь Перуну», эскиз к опере «Млада» и «Кремль времен Бориса Годунова». В этих работах можно увидеть первые ростки зарождения нового направления в живописи, которое получит название кубофутуризм. Начался третий этап творчества художника.
Кубофутуризм появился на стыке двух направлений авангарда – кубизма и футуризма. Он впитал в себя простоту линий кубизма и построение композиций футуризма. В стиле кубофутуризм творили Казимир Малевич, Ольга Розанова и Любовь Попова. Также, к этому стилю относили свои стихи Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. Однако, одним из самых ярких представителей данного течения можно назвать Петра Субботина-Пермяка, который начиная с 1918 года создает невероятно лаконичные и яркие работы.
Работы в стиле кубофутуризм позволили художнику создать уникальные полотна. В этот период он пишет такие замечательные картины как «Паужина», «Город», «Натюрморт с музыкальными инструментами», «В поле». В них нашел отражение яркий талант Мастера – оригинальная передача образа, нестандартные цветовая гамма, легкость композиции и нетипичная расстановка акцентов. В таких картинах зритель учится нестандартному мышлению и умение понимать образ через частные детали.
Художник Петр Иванович Субботин – Пермяк оставил после себя не только множество прекрасных картин, но и систему художественного образования в Пермском крае. Он не только делал эту жизнь ярче, но и учил других по новому смотреть на привычные вещи. Со временем, глубина и художественные образы его работ должны получить более высокую оценку и занять достойное место в искусстве XX века.