Приграничный городок Субате с давних времен был местом крупного поселения староверов. Переселенцы появились здесь в конце 17 века, поселившись на берегу озера, и составляли 40% жителей Субате. Населенная староверами часть города сегодня носит название Вецсубате (Старая Субате). До Указа о веротерпимости жители Субате были прихожанами Сипайлишского староверского прихода (ныне в Литве). В 1906 году была основана Субатская община и начато строительство храма. В состав общины входили город Субате и 14 усадеб, всего 140 семейств. Богомольцы приходили и из ближних литовских земель – из поселков Трумпишки, Гуртишки, Вигара. Моленную строили на пожертвования, своими силами, местные умельцы-плотники. Из-за бедности прихожан строительство затянулось до 1926 года. Колокола были установлены в 1938 году, изготовлены на Лиепайском заводе «Металлург». При общине была городская русская школа. В Субате сохранилось старое староверское кладбище с захоронениями 19 века, которое находится на берегу Субатского озера.
Простое по форме здание лишено декора, но монументально по своему масштабу. Над притвором – квадратная колокольня, над коньком крыши с востока – маленькая главка. Вход в моленную украшает большой консольный навес. Здание стоит на фундаменте из гранитных валунов. Перекрытие молитвенного зала – плоское, над ним чердак. Над восточной частью помещения в интерьере устроен деревянный свод. Иконостас представляет собой полку с иконами. Стены оклеены обоями, пол из некрашеных деревянных досок, на солее – окрашен. Над притвором размещены хоры, открытые в помещение моленной. Окна имеют ставни со стороны помещения. В советское время моленная имела статус памятника архитектуры.
К столетию храма был проведен ремонт здания. Средства были получены из государственного бюджета в рамках конкурса «Развитие инфраструктуры сакрального туризма». Материальную помощь храму оказывает и городская дума. В настоящее время в общине нет причта, прихожан окормляет наставник из Гривской общины г. Даугавпилса.
Источники информации :
1) «Поморский вестник» № 20 октябрь 2007 г., стр. 19-22.
2) Стенд у входа в моленную.
3) Ruta Kaminska, Anita Bistere «Sakrālās arhitektūras un mākslas mantojums Daugavpils rajonā», стр. 224-226.