Стяжкино. Церковь Михаила Архангела.

Храм во имя Архистратигв Михаила, каменный, с двумя боковыми приделами: правым — во имя прп.Кирилла Белозерского и левым — во имя свт. и чуд.Николая. Построен в 1801 году, а в 1899 году приступили к капитальному ремонту всего храма и колокольни, в ходе которого трапезная часть была значительно расширена, колокольня капитально отремонтирована, стены внутри всего храма оштукатурены, настоящий храм сделан теплым, окна его переделаны, поставлены в трапезную новые ценные иконостасы и приобретены новые иконы. На ремонт и благоустройство храма израсходовано до 40 тыс.рублей, одной только утвари поступило на сумму около 5 тыс. рублей. Были также построены дома для притча и странноприимные дома для богомольцев, на что израсходовано до 10 тыс.рублей. Среди благотворителей стоит отметить: протоиерея Иоанна Кронштадтского(пожертвовал 100 рублей), купца из г.Ростова-на-Дону Константина Файдыша(200 рублей), иеромонха Троице-Скановой Лавры Михаила( 500 рублей), мещанина г.Ломов Матвея Лопатина( 800 рублей).
14 октябя 1901 года состоялось освящение придельного храма в честь свт. и чуд.Николая, 3 октября 1904 года — придела в честь прп.Кирилла Белозерского. 22 августа 1910 года архиереем Митрофаном в сослужении 32 священнослужителей был освящен главный придел в честь Архистратига Михаила. Святыней храма являлась икона Христа Спасителя, выполненная из какого-то черного вещества, наподобие стекла, размером 3/4 вершка. Найденная, согласно преданию в сер.XVIII в., крестьянином, пасшим стадо вблизи с.Сорокино. Другой почитаемой иконой была, написанная на кипарисовой доске, икона Успения Божией Матери, принесенная в стяжкинский храм в 1865 году странником Иваном Бутузовым из Киева. Икона являлась точной копией чудотворной иконы Киево-Печерской Лавры. Эти святыни привлекали к себе множество богомольцев. Так в 1903 году храм посетило около 60 тыс.верующих.
pravoslavie58region.ru

В Михайло-Архангельском храме с 1896 года до своей кончины в 1926 году служил настоятелем священник Николай Болоховский, который являлся выдающимся пастырем Пензенской епархии. К нему на богослужение стекались верующие не только из окрестных сел и деревень, но и из других, более отдаленных мест, чтобы послушать его назидательные беседы и поучения. По инициативе Николая Болоховского в 1913 году в селе Стяжкино была устроена Успенская мужская община в память 300-летия Дома Романовых. Захоронили священника у алтаря церкви. В 1958 году над могилой возвели часовенку, которую сломали через год в пылу борьбы с объектами религиозного поклонения. В настоящее время в селе никто не проживает, храм находится в заброшенном состоянии и постепенно разрушается.
В 2000 году на Страстной седмице перед самой Пасхой был совершен акт вандализма: неизвестные вскрыли могилу и разбросали останки покойного иерея. В связи с этим было принято решение перенести их в Керенский Тихвинский мужской монастырь.
С сайта: http://pravoslavie58region.ru

Стяжкино (Наровчатского у.). Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, с двумя боковыми приделами: правым – во имя прп. Кирилла Белозерского и левым – во имя свт. и чуд. Николая. Построена церковь в 1801 г. В 1899 г. приступили к капитальному ремонту всего храма и колокольни, в ходе которого трапезная часть храма была значительно расширена, колокольня капитально отремонтирована, стены внутри всего храма оштукатурены, настоящий храм сделан теплым, окна его переделаны, поставлены в трапезе новые, ценные иконостасы и приобретены новые иконы. На ремонт и благоукрашение храма израсходовано до 40 тыс. руб., одной только утвари за 5 лет поступило на сумму около 5000 р. Были также построены дома для причта и странноприимные дома для богомольцев, на что было израсходовано до 10 тыс. руб. Среди благотворителей следует отметить: протоиерея Иоанна Кронштадтского (пожертвовавшего 100 р.), купца из г. Ростова-на-Дону Константина Файдыша (200 р.), иеромонаха Троице-Скановой Лавры Михаила (500 р.), мещанина г. Ломова Матвея Лопатина (800 р.). 14 октября 1901 г. состоялось освящение придельного храм в честь свт. и чуд. Николая, 3 октября 1904 г. придела во имя прп. Кирилла Белозерского, а 22 августа 1910 г. архиереем Митрофаном в сослужении 32 священнослужителей был освящен главный престол в честь Архистратига Михаила.
Святыней храма являлась икона Христа Спасителя, выполненная из какого-то черного вещества, наподобие стекла, размером в 3/4 вершка, найденная, согласно преданию, в сер. XVIII в. крестьянином помещика Болкашина Кириллом Дементьевым, пасшим стадо в поле близ д.Сорокино. Отданная его хозяином столяру для изготовления к ней деревянной рамочки, икона была осмеяна последним, и в следующую же ночь наступило наказание – насмешник опасно заболел. Тут же последовало его раскаяние – и, как следствие, – немедленное выздоровление. Слух об этом происшествии быстро распространился вокруг, и в дом г-на Болкашина стали стекаться люди на поклонение святой иконе, оставляя ей свои дары, которые, однако, были присвоены хозяином дома, вскоре после того умершим, а затем умерли и его дети (впрочем, другое предание называет и другое имя помещика, на чьей земле была найдена икона, – Фому Вышеславцева, умершего неестественной смертью за злоупотребление деньгами, собранными приходящими на поклонение к иконе богомольцами на строительство храма). Слава о сей иконе как о чудотворной распространилась еще больше, поэтому новый владелец д.Сорокино передал ее в приходской храм села Стяжкино, и с тех пор прихожане стали возносить к ней свои молитвы при всех своих нуждах и брать ее в дома для исцеления от болезней. В благодарность за помощь икона была украшена серебряной позолоченной ризой и помещена в деревянный резной позолоченный киот. Другой почитаемой иконой была написанная на кипарисовой доске икона Успения Божией Матери, принесенная в стяжкинскую церковь в 1865 г. странником Иваном Бутузовым из Киева, являвшаяся точной копией чудотворной иконы Киево-Печерской Лавры. Эти святые иконы привлекали к себе множество богомольцев, которым, однако, местными помещиками было запрещено ходить по их полям, в связи с чем храм стал малопосещаем и стал приходить в запустение. В 1896 г. в храм поступил священник Николай Болоховский, получивший на предстоящий пастырский труд личное благословление от Иоанна Кроштадтского и первую от него денежное пожертвование на украшение храма, который снова стал посещаем. Так, в 1903 г. его посетило до 60 тысяч богомольцев.
Интересна история учреждения в храме престола во имя прп. Кирилла Белозерского Чудотворца, нигде больше в епархии не встречаемого. Как гласит предание, в 1-й пол. XVIII в. Стяжкино принадлежало именитому и богатому князю Николаю Егоровичу Максутову. Кроме того, он владел большими земельными угодьями в Новогородской епархии около Белого озера, где находится Кирилло-Белоозерский монастырь. Однако стяжкинское имение пользовалось особенной любовью князя, где он и проживал большую часть времени. Свое же отдаленное имение на Белом озере он навещал лишь изредка. Там с ним и случился несчастный случай, послуживший причиной появления в стяжкинской церкви престола в честь прп. Кириллы Белозерского. Купаясь однажды в Белом озере, князь стал тонуть и обратился с мольбой о спасении к чтимому в том крае чудотворцу Кириллу Белозерскому. Молитва его была услышана, и князь в благодарность за свое спасение воздвиг в с. Стяжкино вначале небольшой деревянный храм во имя прп. Кирилла Белозерского Чудотворца, а после строительства в селе каменного храма, устроил в нем придел во имя того же чудотворца.
В 1907 г. при доме священника Николая Болоховского была устроена и освящена домовая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Разрешение на устройство ему “домовой церкви-алтаря с престолом в честь Успения Пресвятыя Богородицы и в память и благодарение Всевышнему Промыслу Божию о чудесном избавлении Его Императорвского Величества, возлюбленного государя нашего, императора Николая II Александровича и Его Августейшего Семейства от смертной опасности, угрожающей их драгоценной жизни из кромешной тьмы адского революционного заговора” было дано резолюцией Его Преосвященства от 7 июля 1907 г. в связи с прошением священника, по состоянию здоровья не могущего выходить в зимнее время из дома и служить в холодном приходском храме.
Устройство домовой церкви предполагалось осуществить на средства лесопромышленника города Спасска Тамбовской губернии села Виндрей крестьянина Матвея Никаноровича Кулясова.
http://www.pravoslavie58region.ru/index.php?loc=e_nizhniy_lomov.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?