Ступино. Троицкий Белопесоцкий монастырь.

Белопесоцкий монастырь, 3 класса, общежительный, при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском уезде, на берегу реки Оки, против города Каширы. Основан в конце XV века игуменом Владимиром. В монастыре находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 августа эта святая икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей святая икона начала пользоваться с 1871 года, когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника отца Василия Булгакова, была взята в село Малино, Коломенского уезда (в 25 верстах от монастыря), где по принесении святой иконы прекратилась холера и куда с того времени святая икона ежегодна приносится к 1 августа и остается до 7 августа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь основан в XV в. Весь XVI в. он служил пограничной крепостью, защищавший от татарских набегов. Каменное строительство развернулось во второй половине XVI в. В 1564 г. был заложен Торицкий собор, а к 1578 г. все здания, кроме келий и двух стан крепости, были каменными. В 1629 г. ограда была деревянной на каменном основании, с 5 боевыми башнями. С 1681 по 1698 гг., когда монастырь был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, был перестроен собор, возведены каменные стены и башни. В 1699 г. указом Петра I монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, с 1764 по 1800  гг. вновь находился в ведении коломенских архиепископов. В советское время монастырь был закрыт, сейчас возрождается. Существующий архитектурный ансамбль включает памятники XVI-XIX вв.
Корпус келий. Кирпичный двухэтажный корпус является ординарной постройкой первой половины XIX в.
Службы. Два небольших корпуса построены в XVII в. На фасадах и в интерьерах сохранились следы первоначальной архитектурной обработки.
Стены и башни. Ограда монастыря построена в XVII в. на месте укреплений предшествующего столетия. От стен и башен XVII в. сохранились отдельные фрагменты, в том числе Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Кирпичные ворота с проездом коленчатой формы характерны для своего времени. Они снабжены казематами с бойницами подошвенного боя вдоль внешней восточной стены и щелями для опускания решеток — герсов. Небольшой кубический объем надвратной церкви окружен сводчатой галереей, на которую ведет внутристенная лестница. Фасады расчленены лопатками на три прясла и лишены другого декора. Окна не имеют обрамлений, порталы — вертикальных тяг. Верх церкви от уровня карниза был разобран в конце XVIII в. и на его месте надстроен ярус колокольни. К этому же времени относится свод церкви. От крепости XVII в. сохранились также две квадратные трехъярусные башни со сводчатыми перекрытиями, приспособленные в XIX в. под жилье. При этом их высота была увеличена, в стенах пробиты оконные проемы. Крепостные стены почти полностью переложены в XIX в. Рядом с заложенными древними Святыми воротами в 1865 г. устроены новые в псевдорусском стиле. Возле них сделаны «проломные» ворота. Круглые башни, фланкирующие северное прясло стены, построены, очевидно, в XIX в.
http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm

Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: «Быть тут монастырю». В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну — пункт сбора войск перед Куликовской битвой.
Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость. В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.
В XVI в. обитель не раз подвергалась нападению крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен и запустел. Границы государства в XVII в. отодвигаются все дальше к югу и монастырь теряет свое оборонное значение. В 1681 г. по указу Феодора Алексеевича монастырь перешел в ведение Коломенского архиерейского дома. Указом Петра I обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, а с 1764 по 1800 гг. она вновь во владении Коломенских архиереев. С XIX в. монастырь обрел самостоятельность, но числился заштатным. В XIX в. окончательно формируется архитектурный ансамбль монастыря, в обители ремонтируются старые и возводятся новые храмы. Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников.
По рассказам очевидцев, в 1918 г. монахов вывели из Св. ворот и расстреляли у восточной стены. В 1920-е гг. здания обители были переданы музею, но богослужение еще совершалось иером. Киприаном, чудом оставшимся в живых. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих (затем заключенных), строивших мост через Оку. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе, и в нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П.А. Белова, а поблизости разместился дивизион первых «катюш».
В послевоенные годы некоторые здания использовались под склады, остальные пустовали и постепенно разрушались. В конце 1980-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 г. возобновлен как женский.
http://ruskline.ru/monitoring_smi/

Русло реки Оки в ХIV-ХV веках являлось южной границей земель Северо-Восточной Руси. Постепенно вдоль Оки складывалась система укреплений, предназначавшихся для защиты Москвы и центральных уездов страны от опустошительных набегов со стороны враждебных соседей юга и юго-востока. Окское левобережье было хорошо освоено, здесь существовали не только сёла, но и города, и даже монастыри. Достаточно упомянуть Серпуховский Высоцкий монастырь, основанный при участии преподобного Сергия Радонежского в конце ХIV века.
Сама местность Белые Пески располагалась достаточно близко к Кашире. Это был крупный населённый пункт того времени, название которого даже вошло в титулатуру епископов — владыки, управлявшие окрестными приходами, назывались «Коломенскими и Каширскими». Любопытно, что Белопесоцкая обитель возникает в непосредственной близости от Каширы. В то время устремление иноков, создававших новые монастыри, тяготели к необжитым, «диким» районам, где вдали от мирской суеты, можно было обрести молитвенное уединение и спокойно предаваться духовным подвигам. Конечно, обители продолжали основываться и в городах или ближайших окрестностях, но такие монастыри, как правило, возводились при участии сильных мира сего, желавших обрести у себя под боком духовный центр. В отличие от удалённых монастырей, эти — «пригородные» — обители появлялись, скорее, по инициативе не монахов, а князей. Не свидетельствует ли местоположение Белопесоцкого монастыря как раз о том, что его основатель, преподобный Владимир, действовал по просьбе кого-то из окрестных власть имущих?
Точное время основания обители на Белых Песках неизвестно. Первое документальное свидетельство о монастыре, которое сейчас принято за дату его основания, относится к 1498 году, когда 16 ноября бывший казанский хан Мухаммед-Эмин выдал Троицкому Белопесоцкому монастырю жалованную грамоту, по которой предоставил обители «пустой лес Кстовский промеж Кремиченской пашни и Обрасцовской от Коширской межи по Берёзовое болото и по Крутой овраг», то есть территорию современного города Ступино. В грамоте упомянуто и имя игумена обители — Владимира. Этот Владимир отождествляется с преподобным Владимиром Белопесоцким, основателем монастыря, который пришёл на Белые Пески из Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. А.Б. Гланд, один из современных исследователей истории Белопесоцкой обители, не без основании предположил, что появление монаха Владимира из Новгорода могло быть связано с частичным изъятием земель у новгородских монастырей великим князем Московским Иваном III, которое проводилось как раз в конце ХV столетия после присоединения Новгорода к единому Русскому государству. В то время самостоятельно никто, даже благочестивый монах, не мог занять пустующее место. На основание обители требовалось получить разрешение со стороны владельца земли. При игумене Владимире были построены кельи и деревянный храм, освящённый, вероятно, во имя Святой Троицы. На вырубленных братией лесных участках селились выходцы из рязанских земель, к 1507 году вокруг монастыря появились починки…
Обитель пользовалась поддержкой великих князей Ивана III и Василия III. Василий Иоаннович заменил выплату монастырской пошлины на оброк в 3 пуда мёда, а в 1522 году по ходатайству монастырского старца Феодосия Ковери (из бояр Ковериных) отменил и оброк. К концу ХVI века Белопесоцкий монастырь стал важным оборонительным форпостом южных границ государства. При неоднократных опустошениях Каширы и других окрестных поселений крымскими татарами невстречаются свидетельства о разорении самого монастыря. Царь Иван IV в начале своего похода на Казань в 1552 году остановился в Белопесоцком монастыре, совершил молебен, сделав большой вклад в монастырь, около пятидесяти его насельников присоединились к войску, движущемуся на Казань. Белопесоцкий монастырь быстро и уверенно развивался и укреплял своё положение. Видимо, уже вскоре после основания, он был осмыслен как серьёзный опорный пункт в защите южных рубежей страны. Исследование, возможно, древнейшей из сохранившихся построек обители — Никольской церкви под колокольней — показало, что она изначально задумывалась одновременно и как сторожевая башня, созданная по всем правилам фортификации. О монастыре как крепости свидетельствует и опись обители, проведённая в 1627-1629 годах. Согласно описи, на монастырских стенах было размещено одиннадцать пушек и двадцать пищалей. При случае монастырь мог постоять за себя. Но страдали окружающие земли — разорения монастырских вотчин подрывали основы иноческого хозяйства. Огромный урон хозяйственному положению белопесоцкого братства нанесла Смута начала ХVII века. Но река времени продолжала своё течение, всё возвращалось на круги своя.
Белопесоцкий монастырь, до 1681 года бывший самостоятельным, и от пожертвований людей, благоговейно чтивших память основателя обители преподобного Владимира или просто желавших заручиться молитвенной поддержкой иноков, в лучшие времена имел значительные владения. В дополнение к 1500 душ крестьян и 4500 тыс десятин земли монастырь располагал многочисленными огородами, лесом, рыбной ловлей. С 1681 года обитель, лишившаяся самостоятельности по грамоте царя Фёдора Алексеевича, была приписана к владениям Коломенского архирейского дома. А в ноябре 1700 года на 60 с лишним лет отошла к Троице-Сергиеву монастырю. Однако положение Белопесоцкого монастыря в первой половине ХVIII века можно сравнить с цветочками. Ягодки созрели после знаменитой секуляризационной реформы 1764 года проведённой в жизнь государыней Екатериной Великой. Монастырь тогда не был отнесён ни к одному из трёх классов, став, таким образом, заштатным, а поскольку теперь не принадлежал и Троице-Сергиевой Лавре, оказался вынужден самостоятельно сводить концы с концами, в результате чего к последнему десятилетию ХVIII века монастырь пришёл в совершенное запустение. В одном из документов сообщается : «В Коломенской де епархии в Коширском уезде Троицкий Белопесоцкий монастырь со крестьяны никуда не приписан и игумена в том монастыре нет, а братии с пришлыми старцы человек по осьми, а в иное время бывает и меньше, и этот монастырь от воевод и от приказных людей разорён, монастырское строение всё сгнило, и которые земли к тому монастырю в прежних годах, и теми землями завладели вотчинники и помещики, а беречь и монастыря построити некому». Единственным, наверное, исключением в этой безотрадной картине стала перестройка в 1794 году ветхой колокольни.
Исправить состояние дел Белопесоцкой обители решил видный деятель Русской Церкви, знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Благотворный почин митрополита Платона сделал своё дело, и монастырь — не чудо ли! — постепенно начал преображаться. Ко второй половине ХIХ века монастырь на Белых Песках стало не узнать. Сохранилось небольшое свидетельство о внутренней жизни монастыря той поры: «…В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего, тем более, что в числе братства оставалось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведётся успешно, с выгодою для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка…» В приведённом отрывке речь идёт о времени управления монастырём иеромонахом Иоанникием. Век ХХ начинался для монастыря весьма радужно. Но приход к власти большевиков и развернувшаяся религиозная борьба свели на нет все достижения обители как в деле духовного строительства, так и в деле административно-хозяйственной части. Уже в феврале 1918 года монастырь был упразднён, но ещё пятнадцать лет литургия совершалась в его стенах — один из храмов действовал как приходской. В годы Великой Отечественной войны, когда фашисткие танковые корпуса рвались к Москве, в Белопесоцких стенах разместились части знаменитого кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова. Именно беловцы совместно с другими частями удержали Каширу, не дав гитлеровцам сомкнуть вокруг Москвы правую «клешню» охвата столицы, и перешли в контрнаступление. После закрытия большевиками монастыря Троицкий собор использовался как барак для заключённых. Чуть позднее он превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в соборе располагался и пионерский лагерь. После войны вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта, а территорию забетонировали. Слово Божие не произносилось здесь до 1990-х…
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №241, 2017 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?