Стрелка Васильевского острова — это начало и символ города на Неве, с ней связано множество городских легенд и романтических историй. Многие люди искусства — писатели, поэты и живописцы — посвящали этим местам строки и полотна. В культурном и историческом восприятии Стрелка — это один из главных научно-музейных центров Санкт-Петербурга. Ее нередко называют визитной карточкой города.
История Стрелки Васильевского острова
Мыс самого крупного в дельте Невы Васильевского острова делит реку на два русла. Предполагается, что так его назвали за форму, похожую на наконечник стрелы. По исследованиям ученых на этой территории еще в далекой древности находились дохристианские капища. Волхвы совершали языческие обряды и магические ритуалы, сюда всегда стремились всякого рода колдуны, прорицатели и прочие загадочные личности. История стрелки началась еще в начале XVI века, задолго до освоения Санкт-Петербурга.
Согласно переписи того времени, в этих местах были небольшие рыбацкие поселения. К этому времени относится первое название. По гипотезе, остров назван по имени одного из посадников Новгорода — Василия Селезня, или Ананьина, по другой версии — в память о простом рыбаке, одном из первых поселенцев. При шведах, в ХVII веке его называли Прудовый, имея в виду пруды в притоках реки Смоленки. После основания Петербурга старое название вернулось.
С 1707 и до 1714 г. островом владел генерал-губернатор А. Д. Меньшиков, дворец князя был единственным каменным строением. Остальная территория была почти не обжита – лишь небольшие деревянные жилища крепостных крестьян, мельницы и некоторые другие постройки. Осваивать эту территорию начали вместе со строительством нового города. По замыслу Петра Первого новая столица государства должна стать морской крепостью, военным и торговым портом.
Изначально портовые сооружения располагались на Петроградской стороне, но затем их решили перенести в более удобное место – стрелку Васильевского острова. Подготовить план застройки восточной части поручили Трезини – одному из талантливейших архитекторов своего времени. По первому проекту большая часть строений должна быть жилой, но император хотел создать административно-культурный центр с крупным морским портом. По новому плану основу составляли правительственные сооружения.
Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова
Основным элементом ансамбля, расположенного вдоль берегов Невы, стал комплекс Двенадцати коллегий. Оно представляло собой 12 идентичных трехэтажных секций, которые занимали органы управления государством. Сейчас здесь располагаются университет Санкт-Петербурга, библиотека и административные помещения. В кратчайшие по тем временам сроки были построены строения, которые явились основой облика — Гостиный двор, дворец царицы Прасковьи, после ее смерти здесь некоторое время располагалась Академия наук, Кунсткамера, Биржа. С 30-х гг. морской порт начал принимать суда, но уже 1885 году его перенесли ближе к Финскому заливу, так как фарватер не соответствовал водоизмещению новых торговых судов.
Изменение панорамы Стрелки Васильевского острова
В 2008 г. началось строительство современных многоэтажных домов в районе Дома культуры им. Кирова. Тем самым, как считают специалисты и простые жители мегаполиса, был нанесен значительный урон облику знакового для петербуржцев месту. Городская общественность встала на защиту исторической панорамы, вспыхнул скандал, стройку назвали “преступлением”. Но когда правительство обратилось к застройщику уменьшить этажность высотных зданий, он отказался. Мотивировал свое решение тем, что ему ранее было дано официальное разрешение на строительство и пригрозил судом. Существует подобный проект под названием «Морской Фасад», который может привести еще к более серьезным нарушениям в гармоничном ансамбле.
Биржа на Стрелке Васильевского острова
С 1703 года здесь собирались купцы, собрание называлось биржой, впоследствии так стали называть и помещение, где совершались торговые сделки. Первая российская Биржа была построена на Васильевском острове из дерева в 1730-х гг. Со временем товарооборот порта увеличивался и площадей не стало хватать для полноценной работы. В 1781 году по указанию Екатерины Великой решили построить новое каменное сооружение, к возведению которого приступили в 1784 г. Строительство затянулось, в казне не хватало денег, в 1788 году стройку приостановили из-за военных действий со шведами и турками.
Новое помещение возводили по другому проекту, который разработал Ж. Ф. Томон. Старая постройка была демонтирована, летом 1805 года после проведения церемонии закладки приступили к возведению строения в стиле античного дворца. Работы завершились к 1810 году, но выявились строительные недоработки, их устраняли еще два года. Официальное открытие, которое задержалось из-за войны с Наполеоном, произошло в июле 1816 года. По этому поводу был устроен грандиозный праздник. Габариты — 69 м х 44,5 м. Цоколь выполнен из гранита, вокруг которого возвышаются сорок четыре величественные колонны.
На западном и восточном фасадах располагаются 40-метровой ширины лестницы. Пандусы с боковых фасадов предназначены для въезда карет. Украшают здание скульптуры, прославляющие могущество России. Главный зал площадью примерно 900 кв. м., высота его – 25 метров. Пол и стены облицованы мраморными плитами. В этом здании русские и иностранные купцы совершали крупные сделки, для руководства работой был сформирован специальный комитет. Строение перестроили в 1913 – 1915 гг.: вместо печей установили калориферную отопительную систему, для торгов построили железобетонный свод. Реконструировали лестничные площадки и цоколь.
После революции здесь открылся клуб моряков, проходили различные собрания работников культуры, затем расположились Северо-Западная Торговая палата и музей. В 1930 г. здание передали Академии наук, в 1939 году — Военно-Морскому музею, настоящее время им владеет Эрмитаж.
Этапы формирования Стрелки Васильевского острова
Чтобы очертания береговой линии стали симметричными, создали искусственный контур стрелки, для этого забили сваи и насыпали грунт, выдвинув берег более чем на 120 м в реку. Образовалась полукруглая площадь с плавным спуском к реке и гранитным ограждением. Для завершения ансамбля соорудили Таможню и два симметричных пакгауза, закрытые складские помещения – северного и южного в 1826-1832 гг. В 1924 году сильное наводнение повредило разбитый сквер, существующий сейчас был восстановлен архитектором Ильиным в 1926 году. В это же время установили памятники Росси и Кваренги, ограждение сквера заменили тумбами из гранита. К 1936 году территорию заасфальтировали.
Ростральные колонны Стрелки Васильевского острова
Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры, в переводе с латинского означает клюв. Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.
В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек, Невы, Волхова, Волги и Днепра, появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.
Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.
Музеи Стрелки Васильевского острова
На стрелке острова расположены несколько уникальных музеев, которые будут интересны взрослым и детям. Кунсткамера – экспонаты рассказывают о верованиях, быте и культуре народов мира. Но больше известен анатомическими редкостями и аномалиями. Коллекцию начал составлять Петр I, здесь же материалы XVII – XIX вв., привезенные из экспедиций по Сибири и Камчатке. Особенно интересна коллекция Н.Н. Миклухо-Маклая, собранная на острова Океании и в Новой Гвинее и еще много удивительного. Пушкинский дом, Литературный музей — расположен на набережной Макарова, представляющий более 300 тыс. документов и художественные произведения. Можно познакомиться с экспонатами, посвященными творчеству гениальных русских писателей и поэтов, в том числе Серебряного века.
В помещении бывшего Южного пакгауза размещен Зоологический музей. В нем собрана громадная коллекция экземпляров животных со всех уголков мира — первое специально оборудованное в России помещение для выставок. Здесь более десяти тысяч экспонатов – чучела ныне живущих представителей фауны, скелеты и останки вымерших животных, представлены редкие и исчезающие виды, находящиеся под угрозой вымирания. Среди них поразительно сохранившееся чучело мамонтенка Димы, которого извлекли из вечной мерзлоты.
В бывшем Северном пакгаузе размещен не менее интересный Музей почвоведения, открывшийся в 1904 году. В коллекции представлены почвы всех природных зон Земли, это более 2500 экспонатов. Основу экспозиции составляет образцы, собранные выдающимся естествоиспытателем, ученым-почвоведом В.В. Докучаевым. Цель музея — отобразить многообразие и роль почв в экосистемах, закономерности их распределении.
Набережная Стрелки Васильевского острова
Отдельным сооружением набережная стала в 1952 году. До этого по оси Биржевого спуска было разделение на 2 набережные — Тучкову, вдоль Малой Невы и набережную Большой Невы. Очертание береговой линии и планировка набережной менялись в зависимости от градостроительных задач, которые диктовало время.
Когда Пётр I решил организовать центр города на Васильевском острове, его оконечность застраивалась усадьбами сановников. После переезда торгового порта с Кронверкской протоки в устье реки Малой Невы здесь начинается строительство складских и торговых зданий: Старого и Нового Гостиных дворов, здания Биржи, Пакгаузов, Таможни.
В связи со строительством нового здания Биржи по проекту архитектора Тома де Томона в 1805-1810 годах была произведена большая подсыпка грунта, вследствие чего линия берега выдвинулась на 120 метров в реку. По оси Биржи построен большой спуск с криволинейными пандусами к реке, завершавшимися также по проекту де Томона огромными гранитными шарами на постаментах.
Стенка второго яруса спуска оформлена 12-ю каменными масками львов с декоративными бронзовыми кольцами. В выступах высокой массивной стенки набережной слева и справа от спуска были возведены Ростральные колонны.
В 1925-1926 годах на площади перед Биржей был разбит сквер. В 1929 году перекладывается стенка нижней площадки спуска. В годы блокады северное крыло набережной, примыкающее к спуску, было разрушено и восстановлено в 1950 году, а через два года пандусы и нижняя площадка замощены диабазовой шашкой.
В 1963 году были отреставрированы львиные маски по проекту Специальных Научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора А.Л. Ротача. При строительстве постоянного Дворцового моста в 1910-х годах у его правобережного устоя были возведены с верховой и низовой стороны спуски с боковыми лестницами.
Кроме того, с верховой стороны была построена высокая массивная гранитная стенка, дошедшая до угла перегиба существовавшей стенки у ближайшей Ростральной колонны. При строительстве Биржевого моста примыкающая верховая стенка удлинилась и получила криволинейное очертание, аналогично стенке у Дворцового моста.
Когда в 1957-1960 годах сооружали современный мост Строителей, ныне Биржевой, перед проектировщиками стояла задача сформировать гармоничную композицию из Стрелки Васильевского острова и двух мостов. С этой целью ось нового моста переместили на 70 метров ниже по течению Малой Невы.
Перепланировке подверглись и две набережные — Мытнинская и набережная Макарова, в результате чего стрелка Васильевского острова приобрела ярко выраженную ось симметрии. Так завершилась формирование набережной Стрелки Васильевского Острова.
Со стороны Невы криволинейный спуск служит как бы основанием здания Биржи, отрывая его силуэт от водной глади, а громадные гранитные шары при многочисленных подъёмах воды в Неве как будто самостоятельно плывут по реке.