Знаменитостям, как и простым смертным, тоже не чуждо ничто человеческое. Если, к примеру, взять, коллекционирование, то собирательский азарт был присущ многим известным представителям русской культуры. Так, А. Н. Бенуа коллекционировал работы старых мастеров, К. А. Сомов — фарфор, М. В. Добужинский очень дорожил своим собранием русских деревянных игрушек.
А вот у И. А. БУНИНА была страсть… к перьям. У автора «Господина из Сан-Франциско» и «Темных аллей» их за долгие годы накопилась целая коллекция. Правда, при покупке перьев писателем руководил не столько интерес собирателя, сколько сугубо профессиональная необходимость. Дело в том, у Бунина была одна особенность: при письме он держал ручку «между третьим и четвертым пальцами, а не между вторым и третьим, как все люди». Нобелевский лауреат признавался, что из-за этого испытывал большое неудобство во время работы, «вечно страдал из-за своего почерка» и всё время мечтал о «каком-то особенно легком, удобном пере».
Стоило Бунину зайти в первый попавшийся писчебумажный магазин, как он тут же начинал «тянуться к коробочке с золотыми перьями и ватермановскими ручками и пробовать их». И почти никогда не уходил с пустыми руками. Дома же, еще раз «испробовав» покупку, с разочарованием «находил её негодной». Интересно, что к этой практически лежащей без дела богатой «коллекции» писатель относился чрезвычайно ревниво, не позволяя никому из домочадцев прикасаться к ней.
При каждом удобном случае Бунин с сожалением вспоминал своё любимое перо, купленное им некогда в Грассе, которым он пользовался целых семь лет. Именно этим пером были им написаны «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина».
©Кира Чащина
На фото: И. А. Бунин за работой. Париж, середина 1920-х.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 07.03.2023