Страшевичи. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских.

Деревянная церковь Афанасия и Кирилла известна с начала XVII в., каменная церковь построена в 1736 г., перестроена в 1812 г. на средства майора М.П. Бахтина. Современное здание построено в 1901-1905 гг. на деньги прихожан брянскими и почепскими мастерами. Закрыта в советское время, сильно обветшала. В начале XXI в. начата реставрация.

Церковь Афанасия и Кирилла (Патриархов Александрийских) поставлена на холме у дороги, в центре древнего села. Деревянная церковь Петра и Павла известна здесь с начала XVII века; в 1736 году она заменена церковью Афанасия и Кирилла, которая была полностью перестроена в 1812 году на средства генерал-майора Михаила Петровича Бахтина. Главной святыней церкви была икона Боголюбовской Божьей Матери. Дошедший до нас каменный храм во имя святых Афанасия и Кирилла построен по выполненному и утвержденному строительным комитетом проекту на средства прихожан, под наблюдением комитета попечителей из крестьян, местными брянскими и почепскими мастерами в 1901-1905 году. Архитектор Лебедев Николай Андреевич.
Церковь Афанасия и Кирилла была закрыта в советское время и сильно обветшала. В начале XXI века начата реставрация.
https://m.fotki.yandex.ru/

Первое упоминание о храме в Страшевичах в честь святых апостолов Петра и Павла с приделом Афанасия и Кирилла Александрийских относится к 1626 г. В 1731 г. здесь был построен деревянный храм в честь святителей Афанасия и Кирилла. Просуществовал этот храм до 1812 г., потом был перестроен на средства генерал-майора М.П. Бахтина. В 1831 г. помещик А.С. Бахтин на свои средства пристроил деревянный придел в честь Боголюбской иконы Божией матери. Он же построил деревянную колокольню.
В 1901 г. Строительным комитетом был утверждён план современного храма (предположительно, архитектор — Н.А. Лебедев), который был реализован на средства прихожан, под наблюдением комитета попечителей из крестьян, местными брянскими и почепскими мастерами к 1905 г. Храм был двухпрестольным: главный престол во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, придельный — во имя святых апостолов Петра и Павла.
Стены храма кирпичные с расшивкой швов и использованием в деталях лекального и тесаного кирпича; шатры деревянные. Характерный образец культового зодчества данного периода в русском стиле. Принадлежит к типу бесстолпных трехчастных храмов с шатровым завершением и ярусной, также шатровой колокольней.
Массивный основной куб с широким антаблементом и ярусом полукруглых кокошников несет небольшой световой восьмерик, увенчанный невысоким шатром с главкой; в завершенных архивольтами гранях восьмерика прорезаны арочные окна. К кубу примыкают узкий пятигранный алтарь и трапезная с поперечно ориентированной папертью в западной части. Короткий и узкий переход связывает ее с четырехъярусной колокольней, состоящей из четверика с полуярусом, прорезанным круглыми проемами и завершенным поясом кокошников, и двух восьмериков звона с арками и аналогичным храму шатром с небольшой главкой (утрачена). Суховатый кирпичный декор фасадов несколько перегружен деталями, подражающими архитектурным формам 17 в.: плоские широкие лопатки, карнизы с городками, пояса нишек-ширинок под окнами и в завершении основного объема, кокошники, порталы боковых входов, обрамления окон храма и проемов колокольни с пилястрами, архивольтами и проч.
В интерьере основное помещение перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом со срезанными углами и световым кольцом круглого изнутри восьмерика. Широкий проем связывает основное помещение храма с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над восточными гранями. Три проема ведут из центральной части в трапезную и из нее на паперть, которые перекрыты вспарушенными сомкнутыми сводами.
В советское время, в 1930 г. была закрыта, до 1980-х г.г. использовалась как склад местного колхоза. Сильно обветшала, визуально заметен значительный крен колокольни из-за проседания фундамента.
Приход был воссоздан в 1993 г. В начале XXI в. начата реставрация, однако восстановление храма идёт медленно из-за отсутствия средств. В настоящее время храм действует.
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства», Храмы Брянщины

Название села Страшевичи произошло, по преданию старожилов, от расположения его в непроходимой лесной и болотистой местности, наводившей на путников страх. Приход села состоит из четырех селений: собственно села Страшевичи, деревень: Нового Каплина, Копыловки и Чемодурово. Прихожане принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием. Всех прихожан по исповедным ведомостям 19012 г. значится 2065 душ обоего пола.
В XVII и в начале XVIII вв., как упоминается в «Истории Орловской епархии», в селе уже существовал ветхий храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1731 г. построен был деревянный храм во имя свв. Афанасия и Кирилла. Храм этот просуществовал до 1812 г., когда был перестроен старанием и на средства генерал-майора М. П. Бахтина.
В 1831 г. помещик А. С. Бахтин, бывший церковный староста села Страшевич, на свои личные средства к существующему храму пристроил просторный и равный по величине самому храму придел, тоже деревянный, во имя Боголюбской Божией Матери. Он же построил и деревянную колокольню.
В 1901 г. утвержден выработанный Строительным комитетом проект постройки нового каменного храма. В храме находилась до 1841 г. икона Боголюбской Божией Матери, особенно чтимая прихожанами. Икона помещалась в киоте с вызолоченною резьбою, под балдахином на четырех колоннах. Икона не была внесена в церковную опись и считалась собственностью рода Бахтиных. Когда между наследниками и причтом возник спор о праве владения иконою, дело высшею инстанциею суда было решено в пользу наследников Бахтина, и икона была из храма села Страшевичи перевезена в 1841 г. в церковь села Юрьевска Боровского уезда.
В 1845 г. архимандрит Боголюбова монастыря Феофил, справившись предварительно у причта о размере киота, в котором помещалась икона, прислал им точный список иконы Боголюбской Божией Матери, каковая икона и поставлена была на место взятой из храма. Замечательна также по своей древности икона-складень Смоленской Божией Матери.
Часовен в приходе нет. При церкви помещается вместе с церковною караулкою здание земского сельского училища. Капиталов на содержание храма не имеется, так как бывший церковный капитал в 7 013 руб. вместе с попечительским в 1 068 руб. обращен в строительный.
Причт трехчленный, получает 550 руб. жалования; церковной земли 62 десятины. В приходе имеется земская школа.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?