На Столбенском острове озера Селигер, в 10 км от города Осташкова находится мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь. Преподобный Нил родился по предположению, в 1485 году в Валдайском уезде в погосте Жабенском. Кто были его родители — неизвестно; известно только, что пострижен он был после смерти родителей в Крыпецком монастыре, в двадцати верстах от Пскова. Наречен был Нилом в честь подвижника горы Синайской. Не желая похвалы людской за высокую подвижническую жизнь, которой он отличился в монастыре, уходит он по игуменскому благословению в пустынь, где селится в глуши, у речки Серемхи. Было это в 1515 году. Здесь поначалу питался он травой и желудями, а позже начал возделывать маленький огородик. В 1528 году дал Богу обет никогда не садиться и не ложиться. Выполняя его, вбил в стену часовни подпорки, на которые опирался подмышками, когда ноги уже не держали. Подпорки врезались в плечи и долго дремать не давали. Князь мира сего не оставлял преподобного, насылая на него злых людей и устрашая привидениями. В подвигах духовных и телесных провел он там тринадцать лет. Однажды утомленный долгим бдением, преподобный уснул, и в тонком сне услыхал глас Божий, повелевавший: «Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобный; на нем ты сможешь спастись». Обрадованный Божьей милостью, стал он расспрашивать об острове приходящих к нему христолюбивых людей. Узнав, что находится он на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, преподобный оставляет прежнее своё жительство, и отправляется на остров. Остров тот покрыт был густым лесом, и на нем возвышалась гора. Взойдя на гору, Нил благодарил Бога за указание ему места сего. «Се, Господи, покой мой, се жилище мое во веки веков». Первую зиму он прожил в пещере, которую выкопал в горе. Весной же из островного леса поставил себе келейку и возвел часовню. Для пропитания стал он возделывать огородик. С благодарностью принимал он подаяния боголюбивых местных жителей, прознавших о его уединенном подвиге. Здесь преподобный Нил прожил до дня своей кончины — 7 декабря 1555 года. После его смерти осталась только древняя икона Владимирской Богоматери, которая позднее стала называться Селигерской.
Двадцать семь лет подвизался святой на острове, стяжая благодать и укрепляясь духом. В часовенке выкопал он себе могилу и уложил туда струганый гроб, чтобы не забывать никогда о смертном часе и ответе на страшном Суде. А ещё принял он дар прозрения тайных дел людских, и дар избавления от потопления плавающих, с молитвой к нему обращающимся. Получив извещение свыше о близящейся смерти, он исповедался перед духовным своим отцом Сергием, бывшим тогда игуменом близкого, Николаевского Рожковского монастыря. Причастившись и беседуя с игуменом, исполнился святой пророческого духа и открыл, что место это станет жилищем иноческим. Просил навестить его на следующий день. Но на утро братия с игуменом нашли его уже почившим, с просветленным и умиротворенным лицом. Было это 7 декабря 1555 года. Тело святого с молитвенным пением положено было в приготовленный им гроб. Преподобный Нил Столобенский был канонизирован в 1756 году (по другим сведениям в 1595 году при строительстве каменных стен монастыря были обнаружены его мощи, а в 1667 году их объявили святыми). Основателем обители на месте подвигов Преподобного Нила и первым его настоятелем был иеромонах Герман из Николаевского Рожковского монастыря. Родился он недалеко от Столбного острова и с детства слышал о жизни и подвигах отшельника. Он вместе со странником-холмогорцем Козьминым построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, с приделом во имя св. Василия Блаженного. Остров давно уже стал местом паломничества. Прожив на острове вместе с игуменом новгородским Антонием три года, устроил он над могилой гробницу и накрыл её покровом. От гроба Преподобного непрестанно истекали чудеса и исцеления, и явно было, что Бог желает проявить светильник благочестия. Иеромонах Герман, с помощью боголюбивых христиан, возводит на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, с приделом Василия Блаженного, московского чудотворца. В 1594 году иеромонах Герман испросил у Московского и Всея Руси Патриарха Иова разрешение открыть на острове иноческую обитель с общежительным уставом. По грамоте Патриарха наречена она была Ниловой пустынью, а первым игуменом стал сам Герман. Он построил над могилой преподобного Нила часовню, а спустя почти 40 лет, в 1591-1594 годах — деревянную Богоявленскую церковь, первый храм монастыря. При приемнике игумена Германа, Нектарии, монастырь начал быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Московских царей. В 1629 г. боярин Б. Лыков подарил монастырю соседний остров Городомлю. Но потом, с середины XVIII века начался упадок Ниловой пустыни. В 1665 г. сгорели все деревянные постройки. С 1764 года она числится за штатом.
Со временем Нилова пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Чудотворные нетленные мощи Преподобного были обретены 27 мая 1667 года. Предшествовали этому многие знамения. Так, видели горящую в воздухе свечу над гробницей Преподобного Нила. Ночью наблюдали рыбаки огненный столб над монастырем, затем спустившийся на землю. Нилова пустынь по зданиям своим и в настоящее время, после десятилетий разрухи, может быть причислена к лучшим обителям России. Посреди монастыря находится собор, великолепное четырехугольное здание новейшей архитектуры, во имя Богоявления Господня, с двумя престолами. Внутри собор богато отделан и украшен (начало постройки датируется 1671 г., окончание работ по отделке — 1833 г.). Другой храм — больничный, во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным. Третья церковь — во имя св. Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы — построена на месте пещеры, ископанной преп. Нилом. В соборном храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году. В 1676 г. завершено строительство каменной стены. В ХIХ в. были построены набережная, Архиерейская пристань (1813), Светлицкая башня (1863), трапезная, братские корпуса. Монастырь имел Гостиный и Конюшенный дворы, доки, кузни, мастерские, больницу, гостиницу, школу, два парохода, подворья в Москве, С.-Петербурге. К монастырю была приписана Вселуцкая Ново-Соловецкая пустынь (осн. В 1701 г., в 30 км от г. Осташкова).
К сожалению, старинные постройки монастыря не сохранились, кроме некоторых частей зданий конца XVII века. Великолепный комплекс монастыря, до сих пор поражающий стройностью и красотой архитектуры, возведён был в XVIII-XIX веках. На месте пещеры преподобного позднее была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. Посреди монастыря высится четырехугольный собор новейшей архитектуры во имя Богоявления Господня. Третий, больничный храм во имя Всех Святых, стоящий на месте первой деревянной церкви, до 1833 года был соборным. Слава Ниловой пустыни привлекала такое множество паломников, что старый Богоявленский собор уже не мог вместить всех молящихся. Проект нового собора был заказан выдающемуся петербургскому мастеру Карлу Росси. Но Росси по неясным пока причинам не довёл работу до конца, и новый собор был построен по проекту уже другого петербургского архитектора — И. Шарлеманя. Строительство собора началось в 1821 году и закончилось в 1833 году. Интересно, что этот проект был подготовлен Шарлеманем на конкурс по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Победил, как известно, проект Монферрана, а проект Шарлеманя воплотился в Ниловой пустыни…
Отделка собора продолжалась 30 лет, и по своей пышности он превосходил многие столичные дворцы и храмы. Над просторами Селигера поднялся огромный «столичный» храм в стиле классицизма. Сходство с Петербургом дополняли берега острова, одетые в гранит, подобно набережным Невы. Последней крупной постройкой в монастыре стала башня Светлица, сооружённая в 1863 году. В ненастье на ней зажигался фонарь, указывая застигнутым непогодой судам спасительный путь. Главной святыней монастыря были мощи преподобного Нила. Открытые в 1667 году, они покоились в Богоявленском соборе монастыря. Здесь же хранилась и древняя икона Селигерской Богоматери, перед которой молился преподобный Нил. Другой чудотворной иконой монастыря был образ преподобного Нила Столобенского, написанный в 1595 году монахами тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом; со слов старцев, знавших угодника и помнивших черты его лица. Деревянные изображения сидящего Св. Нила Столобенского, которые с большим искусством вырезались местными резчиками по дереву, расходились по всей России, вплоть до Сибири. Они имели самый разный размер — одни величиной с ладонь, другие в человеческий рост. Большой популярностью пользовались изображения крестного хода в Нилову пустынь. Они широко распространялись в виде раскрашенных лубков, выпускались даже специальные чайные сервизы с этими изображениями.
В годы Смуты бедная пустынь была дотла разорена и сожжена и только благодаря чуду не исчезла с лица земли, как это произошло, со многими другими монастырями, деревнями и даже небольшими городками. Жизнь здесь надолго замерла. Но свято место пусто не бывает, и в 1620-е годы монашеская жизнь на острове Столбном возобновилась. Земли вокруг острова Столбный и сам остров принадлежали боярину Лыкову, который считал преподобного Нила Столобенского своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Настоятелем монастыря в те годы был энергичный, образованный игумен Нектарий. Благодаря его деятельности в монастырь потянулись и другие богатые вкладчики: боярин Колтовский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, князья Трубецкие и, наконец, сам царь. На эти вклады Нектарий заново отстроил монастырь. В 1622 году вместо сожжённой Богоявленской церкви над могилой преподобного Нила возвели деревянную пятиглавую Покровскую церковь, в 1635 году в монастыре появился второй храм. Обитель обнесли оградой с восьмигранной колокольней над воротами, устроили больничные и гостиные кельи.
Богатые пожертвования в Нилову пустынь делали все российские государи. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил монастырю колокол, царь Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Пётр I — богато украшенное евангелие, императрица Екатерина II — драгоценный покров, император Александр I — золотой крест и золотую панагию для настоятеля. Эти и многие другие ценности и произведения церковного искусства хранились в богатой монастырской ризнице. А монастырская библиотека, появившаяся в XVI веке, считалась одним из богатейших книжных собраний России. В 1665 году пожар уничтожил все основные постройки монастыря. На его восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами. На эти деньги началось каменное строительство.В 1667 году мастер Яков Голубин, уроженец села Павлове на Оке, что близ Нижнего Новгорода, заложил каменную церковь Богоявления. Во время строительства в монастырь неоднократно присылались всё новые и новые пожертвования — от царской семьи, от бояр Милославских и Морозовых. Спустя три года церковь была освящена, однако она оказалась неудачной: уже через два года она дала трещины, и часть церкви — колокольню и трапезную — пришлось разобрать. В 1680-1698 годах была построена Казённая палата с казначейскими кельями. В 1751 году к палате пристроили архиерейские кельи. Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII веке. Руководил работами подрядчик Фома Павлов, крестьянин подмонастырской слободы Троицкого Селижаровского монастыря, высокоодарённый мастер. Более десяти лет он проработал в Ниловой пустыни. На месте старых Святых ворот Фома Павлов возвел в 1751-1755 годах каменную надвратную церковь во имя преподобного Нила Столобенского, напоминающую надвратную церковь Донского монастыря в Москве. До 1832 года она была увенчана пятью главами, четыре из которых были разобраны. В 1760-1764 годах была построена надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла над восточными воротами. Иконы для ее погибшего иконостаса писал Б. Е. Уткин — представитель известной фамилии осташковских иконописцев. Стоящая несколько в стороне от главных построек монастыря, на небольшом мысу, церковь Воздвижения сооружена в 1784-1788 годах. Её великолепное лепное убранство, выполненное осташковским мастером Кондратием Конягиным, вызвало восхищение императора Александра I.
В 1782 году начали сооружать двухэтажный корпус для почётных гостей, закончили его только в конце XVIII века. В то же время был построен трёхэтажный странноприимный дом. К началу XIX века обитель преподобного Нила превратилась в настоящий монашеский город на острове. Здесь были две пристани, док, многочисленные склады и хозяйственные службы — кузницы, амбары, мельницы, мастерские, погреба, мыльни, гостиницы для приезжих и даже смотровая площадка с видом на озеро Селигер и Осташков. Всю южную часть острова занимали сады и огороды, за которыми находилось монастырское кладбище. Помимо монахов здесь хоронили богатых вкладчиков, пожертвовавших на обитель преподобного Нила большие суммы. На островке даже был устроен искусственный пруд, где пойманная в Селигере рыба до поры ожидала своего часа. В просфорной пекли просвирки с инициалами преподобного Нила Столобенского, и возвращавшиеся домой паломники с благоговением разносили их по всей Руси. Среди монахов Ниловой пустыни были даже монахи-моряки и монахи-капитаны, водившие по озеру два монастырских пароходика, на которых паломников перевозили из Осташкова в пустынь и обратно, а также доставляли в село Свапуще, откуда начинался путь к истокам Волги. К концу XIX века Нилова пустынь превратилась в один из крупнейших монастырей России. Сюда стекались нескончаемые толпы богомольцев. Особо важных гостей встречали на Архиерейской пристани, откуда широкая лестница вела вверх, к арке Святых ворот с надвратной церковью Св. Нила Столобенского.
В феврале 1919 года над останками Нила Столобенского публично надругались. В 1927 году монастырь был закрыт, а на настоятеля монастыря архимандрита Гавриила состряпали дело и отдали его под суд (по другим источникам — на епископа Гавриила и архимандрита Иоанникия). Судьба большинства монахов пустыни неизвестна. Скорее всего, они безвестно сгинули в сталинских лагерях. В монастыре была устроена детская трудовая колония, а перед самой войной — концлагерь для 6311 пленных польских офицеров, о чем свидетельствует католический крест, установленный у въезда в монастырь. В 1940 году они были расстреляны в подвалах Калининского НКВД и захоронены близ села Медного. До сих пор на колокольне, где вместо часов вставлены круглые жестянки с нарисованным циферблатом и стрелками, застывшими на без десяти двенадцать, видны еще турели для пулеметов и прожекторов. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился госпиталь, после войны — лагерь для бывших советских граждан-репатриантов, в основном — солдат Красной Армии, вернувшихся из фашистского плена. В 1960-е годы в монастыре был устроен дом инвалидов. К тому времени постройки монастыря уже находились в аварийном состоянии. Только в 1970-е годы в обители начались реставрационные работы в связи с решением устроить в ней турбазу «Рассвет». Эти работы растянулись на двадцать лет, и ещё были далеки до завершения, когда в 1990 году обитель преподобного Нила Столобенского была возрождена.
В шестидесятых годах власти сделали Селигер туристическим центром. А в конце 1990 года, разоренная и поруганная Нилова пустынь была, наконец, возвращена Русской Православной Церкви. По высшему произволению, мощи преподобного Нила сохранились в церкви Вознесения Господня (по другим источникам мощи прп. Нила нашли приют в Знаменском соборе г. Осташкова), что стоит в центре рабочего поселка, возникшего в безбожные годы в ограде осташковского Знаменского женского монастыря. В девяностых годах, когда Нилова пустынь ожила, были они торжественно перенесены на остров. В конце 1990-го года Нилово-Столобенская Пустынь была возвращена Тверской Епархии Русской Православной Церкви. Священноархимандритом монастыря стал епископ Тверской и Кашинский Виктор. В начале 1991 года обитель возобновила свое служение.
В 1994 году монастырь торжественно отметил юбилейную дату — 400-летие со дня основания обители, но радость насельников и паломников была неполной по причине того, что святые мощи преподобного Нила Столобенского все еще пребывали в Осташкове, в Вознесенском соборе. Для того, чтобы перенести мощи, нужно было устроить в монастыре все необходимое для встречи своего Небесного покровителя. Сень и раку, находящуюся в Вознесенском соборе, перенести было невозможно, и их решено было оставить.
Правящий архиерей благословил тверских резчиков изготовить новую раку для святых мощей угодника Божия. В том же году работа над ракой была завершена. Устроено было и место для мощей преподобного. В начале 1995 года Его Святейшество, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение на перенесение мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нилову пустынь. Это торжество было назначено на 9 июля 1995 года. По этому поводу монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Тогда же Патриарх освятил озеро Селигер. Таким образом, Селигер можно назвать единственным в России озером, воды которого священны. Обретение мощей прп. Нила празднуется ежегодно 9 июня н/ст., а Перенесение мощей — 9 июля; к этим дням в монастыре собираются тысячи богомольцев со всех концов России. Устраивается крестный ход из г. Осташкова, который плывет в обитель на теплоходе, украшенном разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов, наполненных народом. Мощи прп. Нила обносятся вокруг монастыря, и служится торжественная литургия. По благословению Святейшего Патриарха 9 июля — день перенесения святых мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь, стал третьим праздником этой обители.
В настоящее время монастырь включает более 20 построек. Строительство самой ранней из них – Больничной церкви (Всех Святых) с кельями — было завершено в 1701 г. Через 54 года (в 1755 г.) завершили строительство надвратной церкви Нила Столобенского, затем через 9 лет (в 1764 г.) надвратной церкви Петра и Павла, и конного двора, а еще через 2 года (в 1766 г.) — монастырской ограды с башнями. В 1769 г. были сданы судоремонтные мастерские, баня, сторожка и ограда фруктового сада. Около двух столетий строилась, расширялась и перестраивалась трапезная палата. Окончательный облик она приняла в 1781 г. (через 15 лет после завершения работ над оградой), затем еще через 7 лет (в 1788 г.) была открыта Крестовоздвиженская церковь, через 6 лет (в 1794 г.) завершились работы на настоятельском корпусе, а в 1799 г. (через 5 лет) – на монастырской гостинице. В XVIII в. было возведено 12 построек.
В начале XIX в. завершилось строительство странноприимного дома (1809 г.), через 5 лет – архиерейской пристани (1814 г.), через 4 года – последнего из монастырских амбаров (1818 г.). За 12 лет был построен главный собор монастыря — собор Богоявления (1833 г.), а вскоре (через 5 лет), завершились работы по расширению братского корпуса (велись 150 лет). За это время были завершены работы по развитию архиерейских келий (1838). Последними крупными сооружениями явились гранитная набережная (окончание в 1851 г.) и Светлицкая сторожевая башня, строительство которой завершилось в 1863 г. За XIX в. было возведено 8 построек. В дальнейшем серьезных построек больше не осуществлялось, что совпало с отменой крепостного права.
В целом застройка монастыря получилась больше похожа на светско-дворцовую петербургскую, чем на монастырско-крепостную соловецкую. Несмотря на различие функциональных, стилистических, хронологических особенностей, все здания Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня. В общей сложности, в Ниловой пустыни стоят пять каменных церквей и 25 каменных зданий. По сути, это целый город на острове.
Богатейшую в России обитель создавали многие известные зодчие: К. Росси, А. Мельников и И. Шарлемань, А. Баттани, тверские архитекторы И. Львов, и Е. Свинкин, Ф. и И. Ананьины. Центром монастырского ансамбля является величественный пятиглавый Богоявленский собор к колокольней, построенный в 1821-1825 годах по проекту петербургского архитектора И. Шарлеманя в стиле позднего классицизма, Памятник частично реставрирован. Неподалеку от собора находится самое старое сооружение монастыря — церковь Всех Святых с больничными палатами (1699), Красотой и богатством декоративного убранства в стиле барокко отличаются надвратные церкви — Петра и Павла (1764), преподобного Нила Столобенского Чудотворца (1751-1755), Крестовоздвиженская церковь (1788), находящаяся за оградой монастыря. Монастырь — это целый город: тут и жилые строения, и хозяйственные, огромные покои для настоятеля монастыря и братии, монастырская гостиница, многочисленные амбары, погреба, кучницы, судоремонтные мастерские, конюшенный двор и фруктовый сад. Монастырь окружен высокой каменной оградой с башнями, у стен пустыни вдоль берега разбит тенистый парк.
Сейчас монастырь открыт для посещения многочисленных экскурсантов и паломников. Можно посетить храм, приложиться к мощам, подняться на колокольню, откуда открывается панорама озера, островов, деревень и храмов по берегам. Управление монастырем архимандричье. В 1999 г. количество братии составляло: наместник — архимандрит Вассиан (Шуста), иеромонахов — 5, послушников — 10. Всего в монастыре на момент написания статьи проживает чуть более двадцати монахов и послушников, от глубоких старцев до молодых людей под водительством игумена Вассиана. Правда, живут монахи в обители только с весны по осень. Все силы идут на реставрацию храмов и часовен, бытовые условия не приспособлены для зимовки.
Нилово-Столобенская пустынь, заштатная, в 7 верстах от города Осташкова, на Столобенском острове озера Селигера. Основана в 1528 году преподобным Нилом (см. 7 декабря). В соборном храме во имя Богоявления Господня открыто почивают мощи преподобного Нила в серебряной раке, устроенной в 1764 году; при них хранится схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столобенский остров преподобным Нилом и находясь в его пустынной кельи, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них преподбного Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта святая Владимирская икона называется еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления преподобного Нила, 7 декабря. В пустыни находится также свято чтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. На месте пещеры, в которой подвизался преподобный Нил, в пустыни построена в 1781 году церковь во имя Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы.
В монастырском храме Всех Святых находится дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 года по 1764 год. В Валдайском уезде, на реке Черемхе, принадлежащей пустыни, находится часовня и келья преподобного Нила, окруженная группою вековых деревьев, и служат памятником первоначальных подвигов там преподобного Нила. Ежегодно 27 мая в монастырь бывает крестный ход из города Осташкова; мощи преподобного Нила обносятся в этот день вокруг монастыря с крестным ходом. К пустыни приписана Вселуцкая Ново-Соловецкая пустынь, в 30 верстах от города Осташкова, в 35 верстах от Ниловой пустыни, на острове озера Вселуцкого. Основана в 1701 году. Здесь находится весьма чтимая Тихвинская икона Божией Матери.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Мы живем в такое время, когда, несмотря на экономические трудности всюду – от края и до края Русской земли возрождаются монастыри и храмы. Одним из них является Нилова пустынь на озере Селигер. Нилова пустынь украшала не только Селигер и его окрестности – это святыня всей русской земли. На острове Столобный подвизался и прожил 27 лет в уединении преподобный Нил Столобенский. В 2004 году исполнилось 410 лет со дня основания на месте подвигов преподобного монастыря Нило-Столобенская пустынь. 20 век стал временем, когда богатейшее духовное и культурное наследие прошлого, собранное многими поколениями, оказалось ненужными.
В 1928 году монастырь был закрыт, мощи преподобного Нила Столобенского перевезены в Воскресенскую церковь Знаменского монастыря города Осташков, все ценности изъяты. В 1935 г. на территории монастыря находилась колония для малолетних преступников, в 1939-1940 гг. – концлагерь для польских военнопленных, во время Великой Отечественной войны – госпиталь, после войны до начала 1960-х годов – колония несовершеннолетних преступников, позднее – дом престарелых. В 1970 г. обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, здесь была открыта турбаза «Рассвет». К концу 1980-х годов монастырь был заброшен, так как без восстановительных работ, требующих вложения больших средств, здания монастыря использовать было уже невозможно. В 1990г. Монастырь был возвращен Православной церкви, вновь открыт и освящен 9 июня 1991 г.
Началось восстановление Ниловой пустыни. В восстановлении монастыря принимали участие добровольцы – паломники, жители города Осташкова и района; на восстановление монастыря Тверским экскаваторным заводом (директор П.Б. Панкратов) неоднократно выделялись средства, техника, рабочие. В 1992 г. был создан фонд «Обретение», главной задачей которого была организация разработок программ, направленных на сохранение культурного и исторического наследия. Аккумулирование средств для финансирования этих программ и мероприятий фонда и создание общественной организации, которая объединяла бы не только средства, но и силы людей, чья цель – обретение нашим городом былой славы, возрождение традиций. По инициативе администрации МО «Осташков» и фонда «Обретение» на ГРТК «Тверь» 30 сентября 1998 г. проводился многочасовой теле радио марафон «Всем миром» с целью привлечения благотворительной помощи на восстановление духовной, исторической и культурной святыни общероссийского значения – Нило-Столобенской пустыни на Селигере. На собранные средства были произведены работы по расчистке территории, начата реставрация монастырских зданий и сооружений.
Монастырь Нило-Столобенская пустынь. Остров Столобный, название которого увековечил и прославил на весь христианский мир преподобный Нил Столобенский, стал после блаженной кончины святого местом паломничества богомольцев. В 1594 г. была открыта обитель, получив наименование Нило-Столобенской пустыни. Первым настоятелем (строителем) монастыря был поставлен иеромонах Герман. Много трудов по благоустройству обители совершил его преемник и ученик инок Нектарий, ставший игуменом Столобенским, посвященный впоследствии в архиерейский сан. При строительстве каменного Богоявленского собора в мае 1667 г. земля вдруг осыпалась, и открылись святые мощи преподобного. Они торжественно перенесены в храм в 1669 г. Мощи почивали в серебряной позолоченной раке, устроенной в 1764 г. При мощах хранилась мантия святого, а также чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по месту явления чудес названная также Селигерской. Принесенная на остров прп. Нилом, она всегда находилась в его келье и потому стала именоваться еще и Келейной. Монастырь являлся образцом иноческого быта. Из Ниловой пустыни вышли некоторые высшие иерархи Русской Православной Церкви: инок Евфимий в конце XVII в. был митрополитом Новгородским, инок Иоасаф с 1725 г. — епископом Воронежским и т. п. Велико было значение Нило-Столобенской пустыни как культурно-просветительного центра.
В монастыре сформировалось богатейшее книжное собрание, которое стало первой библиотекой в регионе Верхней Волги. С Ниловой пустынью связано создание архивной службы, а монастырская ризница фактически стала первым музеем в регионе Верхней Волги. В 1807 г. здесь была организована школа для сирот из семей священнослужителей. В ней на полном обеспечении находилось 50 детей. В начале 20-го века в монастыре было 17 иноков, 37 послушников, 7 священнослужителей, 17 работников и 68 трудников. Не избежала испытаний и гонений, постигших Русскую Православную Церковь после революции, и Нилова пустынь. Мощи преподобного Нила были кощунственно вскрыты в 1919 году, а позднее их вывезли и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря в г. Осташков, где разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Сама Нилова пустынь была разграблена, хотя еще и существовала вплоть до 1928 года, когда здесь была отслужена последняя Литургия.
В советское время на территории обители размещалась трудовая коммуна и колония для малолетних преступников, во время Великой Отечественной войны – лагерь для военнопленных, в 70-х годах прошлого века — турбаза. К концу 80-х годов монастырь оказался полностью заброшенным. За эти годы были полностью снесены два храма, вырублены липовая парк и фруктовый сад, частично разрушена гранитная набережная, полностью утрачено внутреннее убранство храмов и росписи, использовать здания без проведения реставрационных работ было больше невозможно. В начале 90-х годов наступило время возрождения обители. Появились первые насельники и началось регулярное богослужение. Из храмов сохранились: Богоявленский собор, надвратный храм прп. Нила, храм свв. апп. Петра и Павла, Крестовоздвиженский храм и храм Всех святых. Внешний вид их частично восстановлен. Действует пока только Богоявленский собор. Ведутся активные реставрационные работы с помощью благотворителей и государства.
Большим и радостным событием Ниловой пустыни явилось возвращение мощей преподобного Нила из Знаменского собора г. Осташкова в Богоявленский собор монастыря. Торжественное перенесение святыни состоялось 9 июня 1995 г. по благословению и при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и множества народа. Насельники обители преподобного Нила также почтили память святого, установив летом 1997 г. крест на горе в юго-западной части острова, в том месте, где была пещера преподобного. При раскопках, производившихся в подвальном помещении Богоявленского собора в начале мая 2003 года, была обретена честная глава святителя Нектария, прославленого в Соборах Сибирских и Тверских святых. В настоящее время в монастыре около 40 насельников, из них – 14 священнослужителей.
Основные святыни: мощи прп. Нила, Столобенского чудотворца; мощи свт. Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Столобенского; чудотворная Казанская икона Божией Матери, оставшаяся невредимой после нескольких пожаров, пожертвованная в обитель в 2005 году. В 80 км от монастыря находится скит, открытый на месте святого Оковецкого источника, где имеется купальня и часовня. Открыто монастырское подворье в г. Торжок Тверской области.
Храмы. Богоявленский собор, престолы: центральный – Крещения Господня, левый придел – свт. Николая, правый придел – Благовещения Пресвятой Богородицы. Крестовоздвиженская церковь, престолы: центральный – Воздвижения Креста Господня. Надвратные церкви — Петра и Павла, Нила Столобенского и больничная церковь Всех Святых. Скиты: Оковецкий Свято-Преображенский (Селижаровский р-н, д. Оковцы, Святой Источник), Никольский (Фировский р-н, д. Жабны). Подворье: Ильинский храм (г. Торжок, ул. Красная гора, 1). Престолы: верхний придел – прор. Ильи, нижний придел – вмц. Параскевы. К монастырю относится часовня, которая находится на берегу оз. Селигер в 8 км. к городу в д. Залучье, во имя Казанской иконы Божией Матери.
Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь (Нилова пустынь) находится на острове Столобном озера Селигер в Осташковском районе Тверской области, в нескольких километрах к северу от города Осташкова. Остров Столобный до 1523 года был покрыт густым лесом и практически необитаем. В том году на нем поселился смиренный отшельник преподобный Нил, инок Крыпецкого монастыря. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму, затем выстроил деревянную келью и часовню для молитвы. Среди необычайных подвигов, молитвы, поста и бдения преподобный Нил скончался 7 (20) декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на острове Столобном, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после его преставления, послужили причиной основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители- Нилова пустынь.
Основателем монастыря на месте подвигов преподобного Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Николаевского Рожковского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так была открыта Нилова пустынь. Довольно быстро монастырь начал возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам русских царей – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их ближайших бояр – Б.М. Лыкова, Милославских, Ромодановских. Впоследствии крупные пожертвования в Нилову пустынь делали граф И.П. Мусин-Пушкин, княгиня П.П. Шаховская, князь Ф.Ф. Волконский, князь Г.А. Потемкин-Таврический, барон А.Г. Строганов, известный промышленник, осташковский уроженец С.Я. Яковлев и многие другие. После пожара 1665 года, уничтожившего деревянные постройки, началось каменное строительство, продолжавшееся с перерывами до конца XIX в.
В 1867 году автор «Исторического описания Ниловой Столобенской пустыни» В.П. Успенский отмечал, что монастырь по зданиям своим в настоящее время может быть причислен к лучшим обителям России. Создание архитектурного ансамбля Ниловой пустыни связано с именами известных европейских и российских зодчих – К. Росси, А. Мельникова, И. Шарлеманя, А. Боттани, тверских и осташковских архитекторов – И. Львова, Е. Свинкина, Ф. и И. Ананьиных. Центром монастырского ансамбля является величественный Богоявленский собор, построенный в 1821-33 г.г. в стиле классицизма по проекту И.И. Шарлеманя на месте храма одноименного названия XVII в. с четырехярусной колокольней. Ныне в комплекс Ниловой пустыни входят также трапезная (1669-1804), больничная церковь Всех Святых с кельями (1600-1723), ограда с башнями (1766), надвратная церковь Петра и Павла (1760-1764), настоятельский (1723-1794), архиерейский (1680-1838) и братский (1675-1838) корпуса, надвратная церковь Нила Столобенского (1751-1755), монастырская гостиница (1734-1799), странноприимный дом (1737-1809), конный двор (1762-1764), церковь Воздвижения (1784-1788), Архиерейская пристань (1814), гранитная набережная (1833-1851), входная Светлицкая башня (1879).
Монастырь Нилова пустынь является не только духовным, но и крупнейшим культурным центром Верхневолжья. Здесь появилась одна из первых библиотек в регионе Верхней Волги, монастырская ризница стала фактически первым музеем Селигерского края. В монастыре работали многие известные художники, иконописцы (в том числе местные династии живописцев Колокольчиковых, Митиных-Потаповых, Уткиных и других), позолотчики, резчики. Здесь изготовлялись резные скульптурные изображения преподобного Нила, разносившиеся паломниками по всей православной Руси. Среди побывавших в Ниловой пустыни в прошлом было немало известных людей. Среди них – император Александр I, президент Императорской Академии наук, великий князь Константин Константинович, академик Н.Я. Озерецковский, педагог С.А. Рачинский, собиратель русского фольклора П.Р. Кореевский, драматург А.Н. Островский, писатели В.А. Слепцов, В.П. Шишков.
В 1990 году монастырь Нило-Столобенская пустынь был передан Тверской епархии Русской Православной Церкви. 9 июля 1995 года при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное перенесение святых мощей преподобного Нила Столобенского из Вознесенской Церкви бывшего Знаменовского женского монастыря г. Осташкова в Богоявленский собор мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь.
К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленский собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую городскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высокой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архиерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию острова. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистических особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.
Богоявленский собор
Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней…» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.
В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись, подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице. Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани. Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.
На сегодняшний день это наиболее восстановленный храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находится главная святыня обители – святые мощи Преподобного отца нашего Нила Столобенского. В настоящее время ведутся работы по внутреннему оформлению убранства собора.
Храм Всех Святых
В северо-западном углу соборного двора находится самый старый храм обители – храм Всех Святых. Небольшой четырехугольный храм, первоначально пятиглавый, впоследствии в 1832 году увенчанный ротондой с одной срединной главой, был построен в 1699-1701 годах и до перестройки алтаря в 1723 году называвшийся церковью преподобного Нила. Во время постройки Богоявленского собора 1821-1833 годах она заменяла соборную церковь и в ней на это время были поставлены св. мощи преподобного Нила. Также называлась больничной церковью, так как в пристроенном корпусе прежде находилась монастырская больница.
В соответствии с программой восстановления памятников Министерства культуры в конце 2010 года в храме начались восстановительные работы – восстановление стен и крыши-ротонды. К моменту начала восстановления храм был значительно разрушен, и потребуются продолжительные работы для восстановления его в первоначальном виде.
Храм Преподобного Нила Столобенского
Надвратный храм Преподобного Нила Столобенского расположен на святых восточных вратах в связи с Архиерейскими покоями. Храм построен в 1751-1755 годах на сборные деньги по благословению Тверского епископа Митрофана и освящен в 1755 году игуменом обители Феодосием. Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1838 году, созвучно архитектуре возведенного нового Богоявленского собора, замененный ротондой с шейкой, увенчанной шаром с крестом. Храм построен по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в. Москве.
Храм святых Апостолов Петра и Павла
На западных вратах монастыря в связи с бывшими настоятельскими покоями (ныне монастырской трапезной) находится пирамидальная надвратная церковь во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла. Храм построен в 1760-1764 годах «при пособии вкладчиковъ», по благословению Тверского епископа Афанасия и освященная в 1764 году Тверским епископом Гавриилом. Иконостас этой церкви был замечателен множеством рельефных вырезанных из дерева и отживленных красками изображений ангелов и святых. Теми же особенностями (объемной лепниной и скульптурами) отличалось и всё внутреннее убранство этого храма.
Храм св. Иоанна Предтечи
На западном возвышенном берегу острова Столобный, на том самом месте, где была пещера преподобного Нила, ископанная им в первые дни по пришествии на остров для приюта на первую зиму и где в 1766 году было от Тверского епископа Гавриила, было благословение строить каменную часовню; находилась каменная двухэтажная четырехугольная пятиглавая церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенная в 1777-1781 годах по благословению Тверского Архиепископа Платона иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева и освященная в 1781 году 27 декабря архимандритом обители Иоанникием.
В нижнем этаже этой церкви находился храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный и освященный в 1798 году. В северо-западном углу этого нижнего храма – на месте, где была вышеупомянутая пещера преподобного – было оставлено углубление, представляющее саму пещеру. Место пещеры, известное прежде по преданию, было открыто в 1777 году, при копании рвов под фундамент этого храма. Пещера Святого являлась особо почитаемым местом среди паломников. Именно в этом углублении был установлен первый скульптурный образ преподобного Нила «в совершенный Его образ и возраст»; и многие, обращаясь к Святому, через него получали помощь и исцеление. Под этой церковью погребен и ктитор этого храма И.С. Челищев, немногим не доживший до освящения построенного им храма. При этой церкви находилось монастырское братское кладбище.
При советской власти храм был разрушен до основания. Уже в наши дни, усилиями волонтеров из молодежного православного движения, руины храма и фундамент были раскопаны и расчищены.
Храм Воздвижения Креста Господня
На юго-западной стороне острова Столобный, на месте прежде стоявшей каменной часовни построенной в память пребывания Преподобного Нила в пустыни Серемской, воздвигнут храм Воздвижения Честного Креста Господня. Храм одноглавый, в нижней части части квадратный и в верхней восьмиугольный, имевший ранее каменную ограду с двумя похожими на церковь входами, был построен в 1784-1788 годах «при пособии вкладчиковъ».
Устроение этой церкви в честь праздника Воздвижения Честного Креста было обусловлено тем, что первым, на памяти старожилов, первым строением в пустыни Серемской был на деревянном столбе деревянный крест с образом Преподобного Нила, поставленным с незапамятных времен неизвестным им лицом. Позднее изучение приходорасходных книг монастыря древних годов подтвердило установку этого креста насельниками обители в 1687 году. Внутренняя отделка этого храма отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи. Сам Император Александр I, при посещении обители в 1820 году, обозревая церкви монастыря, обратил внимание на изящность внутренней отделки этой церкви, поинтересовавшись у настоятеля: «давно ли сделан иконостас и работы стен? кто были мастера?» и заключив свои расспросы лестным отзывом –«заслуживают эти мастера внимания». Этими мастерами были Осташковские живописец Илья Верзин и резчик Кондратий Конягин. Первый был воодушевлен особым усердием к обители и Преподобному отцу Нилу ввиду благодарности по поводу выздоровления от тяжелой болезни. Второй впоследствии был пострижен в обители с именем Кесарий и благочестиво подвизался, трудясь на резных и лепных работах и на переписывании святоотеческих книг.
Монастырские корпуса соборного двора
По восточной и южной сторонам центрального монастырского двора расположен сплошной двухэтажный корпус готической архитектуры с полуколоннами, куполами и пирамидками на углах, построенный в 1836-1838 годах. В юго-восточном углу, в связи с храмом Преподобного Нила, как и прежде, ныне размещаются Архиерейские покои. На южной стороне – бывший братский корпус (1800-1801 года постройки) – ныне реставрируется. В юго-западной части корпуса находились ризница и казенная палата (1822 года постройки, ныне также на очереди реставрации). С западный стороны, примыкающий к корпусу бывшей казенной палаты, бывший казначейский и настоятельский корпус (1792-1794 года постройки) – ныне новая монастырская трапезная, откроет свои двери к лету 2011 года. С северной стороны – двухэтажный бывший трапезный корпус. Первый этаж — самая старая сохранившаяся постройка монастыря – построен в 1669-1672 годах. Второй этаж надстроен в 1758 и 1804 годах. Корпус ныне также реставрируется. С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен — реставрации не подлежат.
Корпуса гостиного двора
К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. С прежнего времени возобновлена традиция украшать этот двор цветниками, клумбами и газонами. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Первый построен в 1762-1764 годах, второй в 1812 году. Эти дворы служили для размещения лошадей и экипажей как монастырских, так и приезжающих почетных богомольцев.
Архиерейская пристань
Напротив святых восточных ворот обители в 183-1814 годах была построена каменная пристань, имеющая вид парадных ворот. Она была сооружена для принятия ежегодного Крестного хода из г. Осташков в праздник обретения св. мощей Преподобного Нила Столобенского. Крестный ход прибывал в обитель в 9 часов утра на барже, украшенной разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов с народом. По прибытии Крестного хода в Нилову пустынь его встречали на этой пристани настоятель с братией. Крестный ход поднимался по лестнице к святым вратам и направлялся в соборную церковь, где совершалась литургия.
Надвратная Светлицкая башня
Со стороны дамбы и моста на полуостров Светлица в 1863 году была построена надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма. Эстетически эта башня композиционно увязывала Архиерейскую пристань и Богоявленский собор, выполненные в этом же архитектурном стиле. Функционально она служила для размещения на ее шпиле фонаря в ненастную погоду для заблудившихся.
Набережная монастыря
Берега острова Столобный, для предохранения от размытия водами озера, были обнесены набережной из дикого тесаного гранита. Возведение набережной осуществлялось в течении 18 лет в 1833-1851 годах по проекту тверского архитектора И.Ф. Львова. Набережная была сооружена по всему периметру острова Столобный и по берегу соседнего полуострова Светлица.
Хозяйственные строения
К югу монастыря по берегу залива озера расположены каменные одноэтажные хозяйственные корпуса, построенные в 1769 и 1818 годах. Здесь размещались столярня, кузница, слесарня, лодочная и мучной амбар. Далее — рыбацкая, солодовня и пивоварня. Ныне здесь обустроены рабочие кельи, далее гараж, столярня, молочня и скотный вор, корпус бывшей пивоварни реставрируется.
http://nilostolobenskaja-pustyn.ru/index.php/o-monastyre-2/stroeniya-i-arkhitektura