7 августа 2015 года, в день памяти успения святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, епископ Молодечненский и Столбцовский Павел возглавил праздничные мероприятия в кафедральном соборе святой праведной Анны города Столбцы, посвященные 190-летию собора. Храм построен в 1825 г., имеется 2 причтовых дома.
http://pravoslavie.by/news/101703
Местечко Столпцы (Столбцы) находится в Минском уезде, расположено при судоходной реке Неман, от губернского города отстоит в 77 верстах. О самом местечке никаких преданий и памятников о глубокой древности не сохранилось.
В окрестностях оного в 1 версте на юго-востоке, на берегу реки Неман приметны только довольно значительные возвышения, похожие на разрушившиеся укрепления, которые в народе известны под названием «Замчища». Местное предание гласит, что здесь когда-то стоял замок, воздвигнутый для защиты от враждебных народов. Исследований о сей местности не было.
В самом местечке, значительно населенном евреями, существует несколько еврейских молитвенных домов и синагога, молитвенных же зданий, принадлежащих другим вероисповеданиям в настоящее время нет. До 1830 г. здесь существовал католический Доминиканский монастырь, основание которого относят к 1625 г. В 1830 г. монастырь сей упразднен за участие в политических событиях того времени, а костел оного обращен был в приходский; затем в 1868 г. упразднен и сам костел и здания оного переданы в православное ведомство для образования в Столпцах нового православного прихода, который и образован в том году под наименованием Марии-Магдалининского.
Из визитной покостельной записи известно, что православная церковь в Столбцах существовала несравненно раньше 1625 г., т. е. времени построения Доминиканского монастыря, a следовательно, и первого римско-католического костела. Так, в указанном документе того времени сказано, что костел должен быть поставлен против церкви русской.
Настоящая приходская Свято-Аннинская церковь, расположенная в самом местечке, построена в 1825 г. иждивением бывшего владельца имения Столпцов князя Адама Чарторыйского, который при бывшем крепостном праве, пользуясь даровым трудом крепостных, затратил на построение сей церкви 1800 руб. Зданием каменная, устроена домом в виде продолговатого прямоугольника и без куполов. Крыша из листового железа и покрашена в красный цвет масляною краскою, a стены клеевою желтою краскою; входных дверей две, окна расположены в один ряд и не снабжены железными решетками. Вообще, по наружности церковное здание находится в исправном состоянии, хотя и замечаются некоторые потребности в ремонтировке.
Внутреннее пространство заключает в себе около 40 кв. саж.; пол устроен деревянный, потолок подшит досками, стены выбелены известью. К отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на три ступени. Иконостас довольно посредственной столярной работы, покрашен в белый цвет, а карнизы и рамы с прозолотою в некоторых местах в желтый цвет, состоит из 22 икон московской работы, расположенных в три яруса.
Все необходимые утварные вещи имеются в достаточном количестве, но все они малоценны, за исключением одного серебряного прибора литургийных сосудов, пожертвованного в сию церковь московскими гражданами. Евангелий богослужебных имеется три, два обложены апликовыми, с финифтяными образками окладами, а третье обложено малиновым бархатом и по верхней стороне апликовою чеканною доскою. Ризница, вообще, находится в хорошем состоянии: имеется десять облачений, в том числе 7 мишурных, 2 бархатных и 1 атласное.
Архив церковный находится в целости и порядке; в нем имеются визитные записи с 1738 по 1840 гг., метрические книги с 1731 г., a приходские регестры с 1840 г.; синодик ведется с 1746 г., но замечательных имен и фамилий, кроме бывших настоятелей церкви, нет.
Вокруг церкви устроена из булыжного камня прочная ограда; колокольня устроена отдельно от церкви, над воротами церковной ограды, в ней находятся три колокола: в 10, 6 и 1 пудов. Кладбищ в приходе существует семь, на одном из них, в деревне Опечках, устроена кладбищенская церковь, в которой богослужение совершается только по особенным случаям.
В состав прихода входят следующие селения: местечко Столпцы (Столбцы) и деревни: Заямная, Опечки, Лапки, Круглица, Задворье и Яченка; самая отдаленная деревня находится в 10 верстах.
Прихожан числится 1629 душ муж. и 1604 душ жен. пола большею частью крестьянского сословия, занимаются хлебопашеством, a многие – сплавом по реке Неман и пиловкою досок, которые сбывают на торгах в соседних местечках. В религиозном отношении удовлетворяют требованиям веры: часто посещают церковь, любят церковные беседы и поучения, бывают по нескольку раз в год на исповеди, чтут память по усопшим и к делам благочестия усердны. Из молитвословий, совершаемых по приглашениям прихожан, известны молебны по разным случаям, заупокойные литургии и, отчасти, крестные ходы по селениям. К особому обычаю может быть отнесено: на кануне свадьбы жених и невеста ходят по всем домам и кланяются всем от мала до велика, прося благословения; вера в знахарство и заговоры сохраняется.
При сей церкви положены настоятель и псаломщик. Настоятелем состоит священник Иоанн Янушевский, священствует с 1846 г., а при настоящем месте состоит с 1868 г.; имеет камилавку. И. д. псаломщика состоит диакон Мартин Гомолицкий, в должности с 1857 г. Церковного дохода в течение года поступает до 165 руб. и никаких-либо других оброчных статей, приносящих доход церкви, не имеется.
Причт, кроме штатного жалования и небольшого кружечного дохода, поступающего в некоторые праздничные дни, пользуется церковною землею и церковным помещением. Вся земля расположена в двух участках: в одном пахотная, а в другом сенокосная, оба не в далеком расстоянии от усадьбы, расположенной в самом местечке. Усадебной земли считается около 1 дес., пахотной 67 дес. и сенокосной 10 дес.; план на землю составлен поверочною комиссию в 1866 г. и владение происходит бесспорное.
Строения для помещения причта сгорели в 1872 г. за исключением ветхого дома, предназначенного для помещения псаломщика. По настоящее время дело о возведении новых построек на место сгоревших не разрешено. Священник временно помещается в каменном доме Марии-Магдалинской церкви.
При церкви существует церковно-приходское попечительство, штатное народное училище с такою же женскою сменою, а также в разных деревнях прихода несколько отделений народной школы, в которой обучаются приходские дети.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.
Есть сведения, в которых сообщается, что на том месте в Столбцах, где теперь стоит каменная церковь Святой Анны, в 1765 году стояла другая, но деревянная церковь в честь Преображения Господня. Униатская церковь имела три алтаря: главный посвящён был Преображению Господня, боковые — в честь Святой Троицы и во имя Святой Елены. Прихожанами тогда числилось порядка 2500 человек как из самих Столбцов, так и из окрестных деревень. Храмоустроителем церкви являлся владелец местечка — князь Август Александр Чарторыйский, воевода и генерал.
Отмечается, что старый Преображенский храм был с одним большим куполом посередине. Современное здание церкви, которое мы видим на Советской улице, было отстроено к 1825 году на средства близкого к императору Александру I человеком, князем Адамом Чарторыйским (1770-1861). Церковь посвящена Св. Анне Праведной. Дело в том, что в 1817 году Адам Чарторыйский женился на Анне, дочери Александра Сапеги — мецената, путешественника, славянофила, участника Общества Друзей Науки в Варшаве. Мать Анны — также Анна Замойская. Поэтому, наверное, церковь и была освящена в честь Святой Анны, их небесной покровительницы. Этот храм стали посещать около 3500 прихожан. Затраты на строительство составили 1800 рублей золотом, а возводили сей чудный храм крепостные помещика.
Анненский храм расположен на возвышении и ограждён стеной из дикого камня. Войти во двор можно через характерную башню-колокольню. Архитектор, проектировавший эту церковь, вдохновился примерами петербургского классицизма, хотя здание имеет и черты стиля барокко. Храм был построен на холме, на высоком месте, видимый со значительного удаления. Ступенчатая лестница от храма ведёт паломников и туристов к берегу великой реки Неман, словно в Санкт-Петербурге, к Неве. Здесь отчётливо видно, как голубые своды великолепного здания в стиле классицизм с изящным барочным фронтоном отражаются в водах реки и как будто плывут по волнам.
Безбашенная форма церкви хорошо видна и с большинства улиц центральной части города. Сооружение является примером простейшего однонефного храма с фасадами, решёнными в традиционных приёмах архитектуры костёлов. Нужно отметить, что столбцовская Свято-Аннинская церковь, в отличие от большинства других православных храмов Беларуси, после Великой Отечественной войны не закрывалась, оставаясь действующей даже после 1960-х годов. В это время она стала спасением для многих икон, которые хотели уничтожить во время антирелигиозной кампании. Многие старинные иконы до сих пор хранятся в церкви.
В столбцовском храме есть иконы: «Матерь Божья с Младенцем» (ХVIII в.), «Матерь Божья Ченстоховская» (ХIХ в.), «Святые Анна, Иосиф и Мария», «Святой Георгий» и другие. В этом месте каждому становится понятно, как архитектура умеет сочетаться с природой. Здесь, с вершины холма, от старинных храмовых стен, туристу захочется понаблюдать за тем, как течёт Неман, оценить то место, на котором незаурядный архитектор когда-то спроектировал и выстроил это великолепное сакральное сооружение на радость благодарным потомкам.
С сайтов: tuteszy.ru/minskaya/stobtsovskij/stolbtsy/409-церковь Святой Анны и www.tatanm.by/patella/Столбцы/Церковь Св. Анны