Столбчее. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Столбчее в 60 верстах к северо-западу от Орла и в 23 верстах к западу от Болхова. Село расположено на значительном возвышении и далеко виднеется по окрестности; несмотря на это место здесь сырое: когда например, приходится копать могилы, почти всегда нужно бывает вычерпывать и отливать воду. Весною во время половодья, или осенью дороги становятся трудно проходимыми. Вблизи начинается широкая полоса леса, виднеющегося и в селе, с казенными и частновладельческими (главным образом С.С. Зиновьева) дачами. Пахотная земля мало удобна, по большей части – суглинок, покрытый по местам топким слоем чернозема, или супесок. Своего хлеба крестьянам едва хватает на полгода. Чтобы добыть себе подспорье, они идут на заработки, преимущественно на шахты, или работать в лесу, перевозят лесные материалы. Обыкновенно целая четверть населения находится в отлучке. Прихожане (всех душ 1360 человек) почти целиком – бывшие крепостные крестьяне Зиновьева, Шеншина, Каробко, Дольст. Образование прихода, нужно думать, относится к очень древним временам.
Самое название села «Столбчее» ставят в связь с татарскими временами. По предположению церковной летописи, на этом месте некогда стоял укрепленный пункт, окруженный изгородью из столбов, для защиты от татар. Сохранились, действительно, признаки, указывающие на то, что когда-то здесь проходили татары. В окрестностях попадаются названия «городищи» (земляные окопы), колончи (наблюдательные пункты), а также есть несколько поселений с тем же названием «городищ». Вблизи этих мест пролегал и знаменитый «Свиной шлях», – путь, по которому, как известно, татары шли на Русь. Храм каменный и тоже очень старинный, о чем можно судить по глубокой его осадке в земле.
В ведомости Крутицкой духовной консистории (1749 г.) упоминается село Столбчее с Михаило-Архангельской церковью, но в настоящее время имени Архистратига Божия посвящен лишь придел, а главный престол освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Когда и кем был устроен главный храм, сведений не сохранилось; относительно же придела по преданию полагают, что иконостас его был перенесен из соседнего села Ветрова (ныне сельцо Козельского уезда Калужской губернии), где до сих пор соблюдают обычай чествовать 8 ноября, как храмовый праздник. Между прочим на алтарной стене этого придела, отделяющего его от главного храма, до сих пор уцелело рельефное изображение воинских доспехов какого-то Ржевского; была и надпись, но прочитать ее теперь невозможно. Иконостас в главной церкви большой, четырехъярусный; 1880 г. он был заново отделан, капитального же ремонта в церкви не было, по-видимому, с самого основания. Кроме села к приходу принадлежат три деревни: Шемякина, Лоза-Подымова и Булгакова. Еще в 1870 гг. в селе была устроена земская одноклассная школа. Причт села одноштатный: священник и псаломщик; на содержание его отведено 36 дес. земли, а с 1894 г. назначено 400 руб. жалованья.
Источник: Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I. – Орёл, 1905 г., с. 62-63.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?