Ставрополь. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (утраченный).

Проект храма был составлен известным в то время, 40-е годы 19-го века, архитектором Дурново. Начались согласования в различных инстанциях. Начальник Кавказской области генерал-адъютант П. Граббе, получив одобрение архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Ставропольское духовное правление входило тогда в Новочеркасскую епархию), обратился к обер-прокурору Святейшего синода графу Н. Протасову с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о постройке храма. Обер-прокурор представил документы императору, который собственноручно написал: «Согласен, но фасад переделать А.Тону или Брюллову». Новый проект фасада, утвержденный Николаем l, был составлен профессором Императорской академии художеств Александром Тоном.
Во второй половине 60-х годов ХIХ века по индивидуальному проекту ставропольского архитектора П. Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая высотой, до 98 метров. Первый ярус её заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит, как уже упоминалось, на средства всего ставропольского купечества. Колокольню венчала луковичная глава с вызолоченным крестом и оцинкованными цепями. В цокольном этаже Казанского собора нашли упокоение уважаемые люди города. Прежде всего следует упомянуть погребенного здесь епископа Феофилакта, деятельность которого оставила заметный след на Северном Кавказе. Это был высокообразованный человек, закончивший полный курс Петербургской духовной академии. Владел латинским, греческим, еврейским и французским языками. Об этом говорит каталог книг его личной библиотеки. До назначения епископом Кавказским служил в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.
В 20-е годы ХХ столетия замолчали колокола Казанского собора… В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества. Из сохранившейся описи Кафедрального собора (111 предметов) узнаём о многочисленных ценностях, накопленных приходом: Евангелии в богатых переплетах, кресты из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, литьем, чеканкой, панагии с эмалью и перламутром, бархатные и шелковые мантии, расшитые золотыми и серебряными нитями, дорогие сосуды и т. д. В связи с постановлением ВЦИК от 16 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья Ставропольский Казанский собор сдал 30 пудов серебра. В середине 30-х годов здание храма разобрали. Все названные выше захоронения были утрачены. Колокольня превращена в радиоантенну, а в мае 1943 года краевые власти распорядились ее взорвать, сославшись на то, что она является хорошим ориентиром для налета на город вражеской авиации. Так не стало архитектурного шедевра, многие годы украшавшего Ставрополь. Облик горы, которая в советские годы называлась Комсомольской, полностью изменился. Но, слава Богу, все возвращается на круги своя. Храмовый комплекс решили восстанавливать. Постановлением президиума Ставропольского городского Совета народных депутатов от 31 января 1991 года территория теперь Крепостной горы объявлена заповедной. Вскоре был открыт счет для сбора пожертвований.
На месте разрушенного собора проведены археологические раскопки, в результате которых зафиксировано его точное расположение на местности. В северной части Горки в 2004 году появилась уютная часовня во имя Святого Николая – «Храм-памятник воинам Ставропольского края, погибшим на Кавказе за единство Российского государства…». Построена часовня на средства главного технолога завода «Красный металлист» Александра Николаевича Капустянского в память о погибшем сыне. Как здесь не провести параллель с прошлым… Вскоре после освящения часовни в том же 2004 году началось и воссоздание собора. Проект составлен на основе архивных материалов епархиальным архитектором В. Аксеновым. В апреле 2008 года засияли золотом новые купола собора, освященные архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном. Строительство продолжается: предстоят внутренняя отделка, обустройство храма. Вспомним, наши предки, используя далеко не нынешние методы, возвели его за четыре года! Надо и сегодня вот так же взяться всем миром и завершить наконец возрождение духовного символа Ставрополя.
Елена Громова. Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

К 1840-м годам Ставрополь уже был довольно крупным городом, административным центром на российском Кавказе. Город богател, купечество могло себе позволить жертвовать значительные суммы на строительство. Старые деревянные церкви постепенно заменялись на каменные сооружения. И вот когда казаки, переселенные в станицу Суворовскую, снесли и увезли с собой деревянную церковь во имя Казанской Божией Матери, городской истеблишмент в 1841 году принял решение строить новую, каменную. Причем на самом высоком месте в городе. 8 июля 1843 года состоялась торжественная закладка новоустраиваемого храма. На торжества собрался чуть ли не весь город. Закладку храма освящал Епископ Кавказский и Черноморский Иеремия.
Проект храма был составлен известным в то время художником-архитектором Дурново. Начались согласования в различных инстанциях. Было получено одобрение архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия. Подправленный проект фасада, утвержденный государем, был составлен профессором Императорской академии художеств Александром Тоном. После этого стартовал сбор средств. Среди первых жертвователей – городской голова почетный гражданин Ставрополя купец Никита Плотников: в память о своем сыне, служившем в войске Черноморском и погибшем в Тамани, он пожертвовал 1000 рублей.
Крупные суммы сдали также ставропольские купцы Меснянкин, Зимин, Алафузов, потомственный почетный гражданин Нестеров и другие. Собранной для начала суммы (20000 рублей) было недостаточно. Для того, чтобы при возведении храма «… не последовало какой-либо остановки, предположили в течение будущих трех лет собрать с каждого капитала купцов 1-й гильдии по 60, 2-й – по 40, а 3-й – по 30 рублей серебром; с мещан же с каждого следуемого в платеж казенных податей и прочих повинностей рубля – по 20 копеек серебром». Свой вклад внесли многие церкви епархии, офицеры расквартированного в городе Тенгинского полка, жители города из разных сословий.
Городским обществом были избраны попечители, которые осуществляли контроль за строительством. Ими стали комендант города полковник Афанасий Масловский и купец Корней Чернов. Строительными подрядчиками были известные купцы Игнат Волобуев, Яков Леонидов, Петр Пахомов, Иван Алафузов.
Строительство храма завершили в 1847 году. Это стало настоящим событием для всей губернии. Позже Казанскому собору был присвоен статус кафедрального.
Во второй половине 1860-х гг. по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая людей того времени своей высотой — 98 метров. Первый её ярус заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит на средства местных купцов. Кстати, дубовые балки, к которым он был подвешен, в 1909 году дали трещины и под руководством инженера-архитектора Кускова были заменены на металлические. Глава колокольни, луковичная, покрытая железом в виде чешуйчатых чашек, украшалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом с оцинкованными цепями. На верхние ярусы колокольни вели деревянные лестницы, откуда открывалась восхитительная панорама города Ставрополя.
Стоит отметить, что в 1860-х гг. началось благоустройство прилегающей к храмовому комплексу территории. На склонах Соборной горы появился Барятинский парк. А от Николаевского проспекта к собору была устроена парадная лестница с аркой, а также многочисленными иконами и постоянно горящими лампадами.
История Кафедрального собора в советский период ожидаемо печальна. В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества. Из сохранившейся описи Кафедрального собора (111 предметов) можно узнать о многочисленных ценностях, накопленных приходом: Евангелия в богатых переплетах, кресты из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, литьем, чеканкой, панагии с эмалью и перламутром, бархатные и шелковые мантии, расшитые золотыми и серебряными нитями, дорогие сосуды.
В 1930-е здание Казанского храма начали разбирать. Колокольня стала выполнять функции радиомачты, потом – парашютной вышки. А потом началась война и в 1942 году в Ставрополь пришли немцы. Гитлеровцы при отступлении в январе 1943 года не тронули старую звонницу. Но судьба ее уже была решена. 11 мая 1943 года колокольня была взорвана по приказу местных партийных вождей. Во второй половине 1940-х гг. на бывшей Соборной, а теперь Комсомольской горке уже ничего не напоминало о храмовом комплексе. На месте собора и колокольни устроили большой фонтан и в 1963 году ресторан“Горка”.
Идея воссоздания Казанского собора появилась на заре 1990-х гг. К ее непосредственному воплощению приступили в 2004 году, когда состоялась закладка возрождаемого храма. В 2010 году в соборе прошла первая служба. Колокольню строят вот уже 14 лет. Какое-то время стройка звонницы шла бодро, а потом что-то пошло не так. Пятиглавое сооружение запроектировано в форме креста с общей высотой колокольни 69,7 метра. Колокольня будет почти на 30 метров ниже дореволюционного образца. В 2012 году для Казанского кафедрального собора заводом «ЛИТЭКС» был отлит набор из 13 колоколов весом 8600, 3500, 1700, 820, 450, 270, 140, 80, 35, 18, 12, 8 и 4 кг. Единый ансамбль храма и колокольни тесно связан с историей Ставрополя. Град Креста снова обретет прежде утраченные архитектурные символы, некогда символизирующие его статус административной, духовной и просветительской столицы Северного Кавказа.
https://zen.yandex.ru/media/pobeda26.ru/dotianutsia-do-nebes-istoriia-100metrovoi-stavropolskoi-kolokolni-5b69cf63264ebb00a805d0e4

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?