Старый Оскол. Кафедральный собор Александра Невского.

Кафедральный собор Святого благоверного князя Александра Невского находится в слободе Гумны, микрорайоне Звёздный, города Старый Оскол, Белгородской области. Храм построен в 1903 году на средства жителей Гуменской слободы. Первым старостой был Алексей Васильевич Емельянов. Он похоронен с левой стороны от входа в храм. С правой стороны погребён главный жертвователь—Михаил Иванович Винников. Храм имеет центральный престол в честь Александра Невского и приставной престол в честь святителя Онуфрия Старооскольского. Храм бесстолпный, крестообразный в плане, с трёхъярусной колокольней и тремя полуциркульными апсидами. В конце 30-х годов храм был закрыт решением представителей советской власти, однако в октябре 1945 года, после Великой Отечественной войны, вновь был открыт и духовная жизнь прихода вновь вошла в своё русло. До 1995 года храм был обычным, приходским и отличался от других церквей города лишь тем, что в нём с 1955 года неизменно служили благочинные Старооскольского округа. 1 сентября 1995 года в связи с воссозданием Белгородской и Старооскольской епархии, храм был назначен вторым кафедральным собором епархии. Храм является памятником архитектуры, построенном в стиле, сочетающем элементы греческого и русского искусства.
Материал предоставлен школой №34

Церковь Александра Невского построена в бывшей слободе Гумны, возникшей в XVII в. западнее острога, за речкой Осколец. От застройки слободы сохранились церковь и один жилой дом. В 1995 г. назначена епархией соборной церковью. В этом же году пристроены две полуциркульные апсиды. Храм построен в эпоху эклектики с использованием приемов и элементов древнерусского зодчества. Имеет один престол в честь Александра Невского. Стены выполнены из красного кирпича. Собор расположен в глу бине участка, недалеко от пересечения улиц Токарева и Комсомольской. Бесстолпный, крестообразный в плане с 3-ярусной колокольней и тремя полуциркульными апсидами. Трапезная несколько уже нижнего яруса колокольни, покрыта кровлей, повторяющей форму цилиндрического свода. Над средокрестием поставлен десятигранный объем, завершенный куполом по архивольтам арочных оконных проемов, с небольшой главкой на глухом барабанчике, над ними — яблоко и крест. Крыши рукавов креста повторяют цилиндрические своды.
Храм двухсветный. Здание приподнято на цоколе, под окнами по всему периметру выпущена полочка. Фасады завершены сухариками и плоским карнизом большого выноса. Углы храма, первого и второго ярусов колокольни обработаны пилястрами, внешние углы пилястр в средней их части декорированы полуко-лоннками. Такими же пилястрами со сдвоенными полуколоннками фланкирован главный вход. Углы граней второго яруса колокольни и светового барабана храма декорированы пилястрами с импостами для архивольтов. Фасады притвора, храма и четверика колокольни декорированы плоскими нишками, имеющими разное завершение: на рукавах креста — арочное, на восточном и западном фасадах храма, трапезной и торцах притвора — горизонтальные, западный фасад притвора с тремя нишками (по бокам — филенчатыми). Четверик колокольни отделен от верхнего восьмигранного яруса профилированным карнизом. Восьмерик с глухими диагональными гранями и арочным завершением. Над арками небольшой цилиндр с высоким колоколообразным куполом с люкарнами по сторонам света. Над куполом возвышается на высоком ложном барабанчике небольшая главка с яблоком и крестом. Все окна арочной формы, обрамлены архивольтами с импостами, опирающимися на пилястры. В храме два окна в его нижней части и по три окна (среднее больших размеров) в рукавах креста над входами. Входы обрамлены наличниками, идентичными наличникам на окнах. Апсиды перекрыты конхами, приделы и трапезная — цилиндрическими сводами. Храм перекрыт сферическим куполом с барабаном на тромпах, притвор — крестовым сводом. Трапезная и приделы сообщаются с храмом через арочные проемы. Иконостас трехъярусный, резного дерева, позолоченный. Верхний ярус представлен одной иконой. Арочные завершения ярусов и декоративное убранство иконостаса выполнены в стилистике архитектуры собора. Стенопись, поновлявшаяся в XX веке, обрамлена лепным рельефом.
http://www.stalnevsky.ru/hrami/hestori1.html

Александро-Невский храм был возведен в 1908 г. Название храма в честь святого благоверного князя Александра Невского связано с чудесным спасением императора Александра III и его семейства во время крушения царского поезда близ станции Борки 18 (30) октября 1888 года. Это событие было отмечено построением ряда храмов по всей России в честь святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра III.
К началу XX века в каждой слободе, за исключением Пушкарской и Ламской, был свой храм. Однако на Гумнах, где на тот момент проживало около тысячи человек — по меркам того времени этот район считался густо заселенным — духовного центра не было. На слободском сходе решили — храму быть. К пользованию общинной землей приступили в 1900 году.
Имена благотворителей бережно сохранила история. В июле и сентябре 1910 года «Курские епархиальные ведомости» сообщили о награждении грамотами Святейшего Синода членов приходского попечительства «во внимание к трудам их по постройке приходского храма и пожертвованиям»: крестьян Михаила Винникова, Ивана Рябчукова, Петра Пименова и Ивана Попова, купца Ивана Игнатова, мещанина Николая Козлитина, надворного советника Василия Попова, почетного гражданина Никанора Винникова. Так викарий Курской епархии епископ Белгородский Иоанникий отметил заслуги гуменских слобожан. Первым ктитором стал Алексей Васильевич Емельянов, его попечением были изготовлены элементы внутреннего убранства храма. Он также передал первую икону святого благоверного князя Александра Невского, которая долго находилась над центральным входом. Ныне останки благотворителей покоятся возле храма. Алексей Васильевич Емельянов вместе с супругой, Петр и Николай Козлитины с матерью Марией Ивановной покоятся с левой стороны от входа в храм. С правой стороны от входа погребен щедрый жертвователь — Михаил Иванович Винников со сродниками.
Некоторое время новый храм не имел собственного штата и был приписан к Богоявленскому собору. Для открытия богослужения и треб к новосооруженному Александро-Невскому храму 6 октября 1908 года был откомандирован из Владимировской церкви села Исаково Щигровского уезда священник Николай Стефанович Переяславский. Епископом Белгородским Иоанникием (Ефремовым) был назначен исполнять обязанности псаломщика Антоний Иванович Северинов.
В 1909 году Указом Святейшего Синода утверждается самостоятельный штат храма из священника и псаломщика. С этого времени послушание настоятеля несёт священник Николай Георгиевич Лисицын, штатным псаломщиком назначен Антоний Северинов. В октябре 1910 года место настоятеля храма занял Вячеслав Иванович Переяславский, служивший ранее в храме слободы Серебрянки Ново-Оскольского уезда.
Первые послереволюционные годы отмечены грозными и трагическими событиями в истории России. Одним из методов дискредитации, ослабления и фактического уничтожения Церкви стало изъятие церковных ценностей, которое преподносилось властью как вынужденная мера.
17 марта 1922 года члены подкомиссии по Старооскольскому уезду реквизировали имущество Александро-Невской церкви. Комиссары изъяли серебряные ризы с икон, кресты, дискос, звездицы, оправы с Евангелия, лжицу — всего 14 предметов. Из церковной утвари конфискаторы оставили лишь один серебряный сосуд с приборами и дарохранительницу.
Свидетелями бездушной работы комиссии стали настоятель храма — протоиерей Михаил Николаевич Лукин, диакон Карп Терентьевич Котенев и прихожане: Степан Ефимович Тебекин, Михаил Федотович Пименов, Алексей Васильевич Емельянов. О том, как завершил остаток своих дней отец Михаил, сведений не обнаружено. В 1930 году диакон Карп Котенев был рукоположен священномучеником Онуфрием, епископом Старооскольским, в сан иерея и назначен настоятелем храма в селе Ястребовка, а через четыре года получил новое назначение — в Свято-Никольский храм села Незнамово. В 1938 году священник был арестован и приговорен к восьми годам заключения. Из лагеря отец Карп не вернулся.
В 1930-е годы Александро-Невский храм переживал трудные времена. Предпринимались неоднократные попытки запретить богослужения в храме, но верующие сопротивлялись напору властей. Настоятелем храма в эту пору был иерей Павел Чесноков. Он служил в Александро-Невском храме с марта 1925 по ноябрь 1937 года.
Старожилы Гуменской слободы помнят, как в 1929-1930 годы с колокольни храма сбрасывали колокола. Самый большой колокол упал на паперть, и она прогнулась. В Государственном архиве г. Курска обнаружен документ — «Справка райисполкома о действующих молитвенных заведениях по районам области» за сентябрь 1940 года. В справке церковь слободы Гумны отмечена как бездействующая. Возможно, это означало то, что советская власть планировала закрыть храм и готовила документы, но по воле Божией этого не произошло. Документы, подтверждающие факт закрытия Александро-Невского храма советской властью, в архивах не обнаружены.
Местные жители рассказывали, что в Александро-Невском храме в период с 1933 по 1935 гг. служили на паперти, а в 1938-1939 гг. у входа в храм венчали. В 1937 году местная власть приняла решение приспособить здание под зернохранилище. Однажды, не выдержав давления, отец Павел Чесноков повесил на двери замок и больше в храм не вернулся. Вскоре после того, как батюшка оставил приход, его арестовали. Через год, 29 января 1939 года следствие по обвинению священников города, в том числе и протоиерея Павла Чеснокова, было прекращено и сдано в архив, а сами они освобождены из-под стражи (реабилитированы священники были 6 мая 2003 г.). Вместе со священником Павлом Чесноковым в эти годы в храме служил иеродиакон Рафаил (Сапрыкин). Епископ Онуфрий (Гагалюк) назначил его псаломщиком в Александро-Невский храм Гуменской слободы на место рукоположенного в сан священника Карпа Котенева. На Гумнах иеродиакон Рафаил прослужил до 1938 года.
Война принесла беду не только людям, осквернялись и святыни. Немецкие солдаты ворвались в двери Александро-Невского храма. Следы жестоких боев — выщербины на церковных стенах, вмятины от пуль и осколков остались как память. С 15 августа 1942 года (в это время город уже находился в оккупации) настоятелем Александро-Невского храма стал священник Фёдор Васильевич Виноградов. Прослужив три года при храме Александра Невского, 75-летний отец Федор вышел за штат в октябре 1945 года. Умер протоиерей Федор Виноградов в июле 1949 года. Погребен отец Федор у церковных стен, но могила его, к сожалению, не сохранилась. Одновременно с протоиереем Федором Виноградовым в храм пришел Григорий Иванович Солдатов. Он был принят на должность псаломщика. Григорий Иванович имел полновесное семинарское образование: окончил Старооскольское Духовное училище и два класса Курской Духовной семинарии.
5 февраля 1943 года Старый Оскол был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Атеистическая власть в военные годы изменила свое отношение к Русской Православной Церкви. В 1944 году, согласно заявлению Церковного Совета, была зарегистрирована религиозная община Александро-Невской церкви. Клировый штат состоял из священника и диакона. В причт входили восемь певчих, староста, казначей, просфорница, сторож, счетовод и уборщица. Также в заявлении отмечено, что «функционирует церковь с 15 августа 1942 года».
В послевоенный период, в течение 15 лет (с 1945 по 1960 гг.) в Александро-Невском храме сменилось пять настоятелей. Жалобы, доносы, подозрения — все это усложняло церковную жизнь. Священники попали под давление «приходской власти»… По утверждению исполняющего обязанности благочинного Старооскольского округа в 1945 году протоиерея Сергея Ханова, «прихожане слободы Гумны с большими претензиями относятся к своим священникам». Церковь, которую некогда сами прихожане называли «раем», превратилась в «ад». Настоятели предпринимали попытки прекратить самоуправство, творившееся в приходе, и тут же «получали удар» — обвинение в воровстве. Жалобы и доносы на священников сыпались, как осенний листопад, во все возможные инстанции: благочинному, архиерею и даже Патриарху. Священников всячески старались очернить, добиваясь их удаления. В декабре 1948 года благочинный Старооскольского округа протоиерей Борис Воинов в момент разбирательства очередного скандала не без досады назвал «приход слободы Гумны больным».
Такая картина на приходах, особенно в послевоенное время, встречалась часто. У людей за годы советской власти при массированной атеистической пропаганде, жесткой антицерковной политике властей христианские идеалы уходили под спуд, а мирские страсти захлестывали. В Церкви видели не путь ко спасению души, а требно-обрядовое учреждение.
В послевоенные годы о ремонте и реставрации здания храма говорить не приходилось, так как найти даже самые простые строительные материалы было трудно, да и решение в вопросах проведения ремонта и вообще жизни прихода принадлежало ктиторам и членам двадцатки. И все-таки священнику Антонию Касьянову удалось улучшить ситуацию и в отношении управления приходом, и в отношении ремонта храма и территории. «За три года службы нашего священника отца Антония, — пишут верующие, — мы в храме видим большую перемену и красоту. Сколько в храме приобретено, например, облачений на престол — 5 смен, чаша вызолоченная, риз на священника — 5 штук, кадило новое, люстра в храме новая. Построена сторожка, возводится ограда, посажены деревья».
Православное Осколье, http://stal-nevsky.ru/?page_id=263

К началу ХХ века почти в каждой слободе Старого Оскола был храм. Однако на Гумнах, где на тот момент проживало около тысячи человек, духовного центра не было. Согласно архивным документам, в 1889 году на слободском сходе было решено соорудить в слободе храм и после последующего обращения в Городскую управу с прошением, откуда через некоторое время последовало решение о выделении земли под строительство храма. Новую церковь слобожане посвятили святому благоверному князю Александру Невскому, небесному покровителю императора Александра III, в память чудесного спасения императорской семьи во время крушения царского поезда около станции Борки в 1888 году.
В 1908 году Александро-Невский храм был освящён и приписан к Богоявленскому кафедральному собору. 19 сентября 1909 года указом Священного Синода утверждён самостоятельный штат храма из священника и псаломщика. В тридцатые годы ХХ века предпринимались неоднократные попытки запретить богослужения в Александро-Невском храме, но верующие долгое время сопротивлялись напору властей. Старожилы Гуменской слободы помнят, как в 1929-1930 годы с колокольни храма сбросили колокола. Самый большой упал на паперть. Местные жители рассказывали, что в период с 1933 по 1935 годы в Александро-Невском храме служили на паперти, а в 1938-1939 годах у входа в храм венчали.
В 1937 году местная власть приняла решение приспособить здание под зернохранилище. Из сельского совета приходил человек, сбивал замок с церкви и вешал свой. Утром приходил батюшка, сбивал замок с дверей храма и служил на паперти. По окончании службы он закрывал храм на свой замок.
Заняв город 3 июля 1942 года, немецко-фашистские оккупанты установили «новый порядок». По городу были развешены приказы немецкого коменданта, которые заканчивались фразой: «За нарушение — расстрел». Гитлеровцы производили расстрелы старооскольцев на Гумнах, Ямской слободе, в центре города и на Казацких буграх. Чтобы как-то привлечь на свою сторону местное население, фашисты разрешили службы в храмах. Но получали обратный эффект.
В своём дневнике старооскольский историк-краевед Н. Н. Белых рассказывает, что в Гуменской церкви в годы оккупации служил священник Т. Страшевский, который специально для этого перешёл линию фронта. «Вместо проповедей он часто читал с амвона сводки советского информбюро, — пишет историк, — и всякий раз призывал верующих не падать духом и молиться в душе за победу Красной армии над немцами. Об отце Т. Страшевском начал ходить в округе слух, что он является «партизанским попом». Началась слежка». Последняя проповедь батюшки была посвящена благоверному князю Александру Невскому… Через полчаса явились полицаи и прямо из церкви забрали Страшевского. Больше священника никто не видел…
Восстановление приходской жизни в послевоенные годы происходило медленно, постепенно меняла и советская власть своё отношение к Русской Православной Церкви. В 1944 году была официально зарегистрирована религиозная община Александро-Невской церкви, которая, как сказано в документе, начала функционировать с 15 августа 1942 года. Труды настоятелей и верующих за сохранение дома Божиего в период напряжённой антирелигиозной кампании принесли свои плоды. Прихожане сберегли старинные иконы афонского письма, немало церковного имущества и утвари. И всё-таки последующая внутрицерковная жизнь оказалась отнюдь не безмятежной.
В течение 15 лет (с 1945 по 1960 годы) в Александро-Невском храме сменилось пять настоятелей. Священники предпринимали попытки прекратить самоуправство, творившееся в приходе. В ответ на них сыпались жалобы и доносы во всевозможные инстанции: благочинному, архирею и даже Патриарху. Такая картина на приходах, особенно в послевоенное время, встречалась часто. У людей за годы советской власти при массированной атеистической пропаганде, жёсткой антицерковной политике властей христианские идеалы уходили под спуд, а мирские страсти захлёстывали. В Церкви видели не путь ко спасению души, а требно-обрядовое учреждение. В ряде случаев настоятель из-за серьёзного конфликта между ним и прихожанами храма вынужден был подавать прошение о переводе на новое место…
После 1964 года со стороны советской власти прекращаются открытые административные гонения на духовенство и церковный актив. В это время меняется и привычный облик старинной Гуменской слободы. Она превращается в современный городской район. В феврале 1960 года настоятелем Александро-Невского храма назначается протоиерей Анатолий Богута. Отец Анатолий возглавлял приход 24 года. 17 октября 1991 года в Белгороде состоялось грандиозное празднество, посвящённое второму обретению мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращению их на родную землю. На торжества прибыл Святейший Патриарх Алексий II. Он отслужил в Спасо-Преображенском соборе Божественную литургию и произнёс Слово в память святителя. В этот же день он выехал в Курск и заехал в Старый Оскол для посещения Александро-Невского и Свято-Ильинского храмов.
1 сентября 1995 года в связи с образованием Белгородской и Старооскольской епархии Александро-Невский храм по указу епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна становится вторым кафедральным собором епархии. С этого времени, можно сказать, начинается и его второе рождение. Благодаря заботливому попечению настоятеля собора протоиерея Алексия Зорина, приходской храм превратился в православную жемчужину Старого Оскола. Медные купола и мозаичные иконы на фасаде, золотые кресты и десять звонких колоколов, иконостас в стиле работ Андрея Рублёва и киоты с ажурной резьбой. Главной завершающей точкой в преображении стала его новая роспись, выполненная мастерами в древнерусской традиции. На стенах — Евангельские сюжеты, Богородичные образы и иконы святых. В красках иконописцы подробно отобразили житие святого благоверного князя Александра Невского. На западной стене — победоносные батальные сцены полководца за Православную веру, за Христа.
Из газеты: «Белгородские Епархиальные ведомости». Выпуск №11-12 (289-290), 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?