Старый Оскол. Церковь Вознесения Господня.

Кирпичный храм в слободе Казацкая, главный придел освящен во имя Вознесения Господня, заложен в 1870 г. и освящен в 1882 г. главный мастер – крестьянин Сергей Ефимович Симонов. 2 придела во имя Великомученика Пантелеймона. Храмовая постройка круглая, одноэтажная, соединена с колокольней. Высота – 24 м, длина – 36 м, ширина – 26 м. Стены выложены сплошной кирпичной кладкой с узорами из кирпича. Вокруг церкви пояс из уложенного ребром кирпича, связи железные. Карнизы из кирпича, крыша дуговая покрыта железом, фонарь с пролетами над алтарем, покрыты белым железом. Окна продолговатые с полукруглой вершиной, с железными решетками – 4-х угольником в клетке с крестами в середине. Дверей – 3 деревянные, обиты листовым железом, 2 решетчатые, железные с узорами и окрашены медянкой, паперть с западной стороны. Внутреннее устройство храма в виде равностороннего креста. Алтари отделяются каменной стеной с пролетами, западный притвор – трапеза в виде продолговатого 4-х угольника, своды стрельчатые, в храме четыре четырехугольных столба, на которые опираются своды, над стенами и над арками резные наличники. Престолы и жертвенники обыкновенные деревянные. Иконостас 3-х ярусный деревянный, с вызолоченной резьбой. Царские двери резные, на золотом поле узоры, цветы, головы херувимов, верхушка в виде креста. Солея деревянная, возвышается на одну ступень и отделена решеткой. Клиросы простые, также отделены решеткой. На колокольне 8 колоколов, вылитых в 1880 г. При церкви 2 кирпичных дома и один деревянный для дьякона, библиотека, приходское кладбище, 2 земские мужская и женская школы. Староста Николай Николаевич Жилин.
Материал предоставлен школой №34

Церковь Вознесения построена в 1878 г. в слободе Казацкой. Слобода возникла в XVII в. на северо-востоке острога, на холмистом рельефе, т. н. Казацких буграх, расположенных вдоль почтового тракта в г. Курск. Церковь построена в эпоху эклектики с преобладанием в декоре элементов классицизма. От застройки XIX в. кроме церкви сохранились два здания: школа церковно-приходская и дом священника, а также кладбище. В 60-е годы церковь была полуразрушена. Восстановлена в конце 80-х годов. Однопрестольная. Расположена на холмистом рельефе, в глубине участка, продольная ось направлена под тупым углом к ул. Мира. Крестовокупольная, четырехстолпная, с 3-ярусной колокольней и полуциркульными апсидами. Над средокрестием поставлен световой барабан с большим куполом, увенчанным яблоком и крестом. Над боковыми апсидами и скругленными западными углами приделов возвышаются небольшие глухие барабаны с главками, яблоками и крестами. Рукава креста и фасады притвора с треугольными фронтонами. Трапезная одной ширины с притвором, под двухскатной крышей. Убывающий кверху объем колокольни составлен из восьмерика и цилиндра. Восьмерик с арочными звонами и глухими диагональными гранями с филенчатыми нишками. Завершены грани яруса звона нишками, рельефными карнизами и килевидными кокошниками. Цилиндр, поставленный на восьмерик, имеет арочные окна по сторонам света. Простенки его декорированы нишками. Венчает колокольню луковичный купол с яблоком и крестом. Цоколь здания отделен полочкой, по нижней отметке окон проходит горизонтальная тяга. Все фасады завершены гладким фризом и профилированным карнизом с обломами из лекального кирпича. Границы притвора обозначены неглубокими прямоугольными нишами. Их центральные оси закреплены круглыми окошками на фронтонах (глухими на торцах). Фасады приделов декорированы тремя архивольтами с импостами на двойных лопатках. На центральных осях расположены входы с полуциркульными окнами, над ними круглые окна и рельефные окружности на тимпанах. Все окна арочной формы, с ленточными наличниками и килевид-ным завершением. Боковые окна в притворах и средние в апсидах заложены. Апсиды перекрыты конхами, приделы — цилиндрическими сводами, храмовая часть перекрыта полусферой. Трапезная -сомкнутым сводом, притвор — крестовым сводом. Трехъярусный, резного дерева иконостас и роспись стен выполнены в конце 80-х годов XX века. Все помещения сообщаются через арочные проемы.

http://http://stal-nevsky.ru/

Храм Вознесения Господня в Казацкой слободе (1964 г. слобода Казацкая вошла в состав городской черты) расположен на холме. Закладка храма происходила в 1870 г. главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым. Освящение состоялось 1 мая 1882 года. Правый придел освящен в честь Архангела Михаила, левый – в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
Из метрики за 1887 г. о первом священнослужителе известно, что при Вознесенской церкви служил приходской священник. К 1887 г. он уже 11 лет находился на должности. В «Историко-статистическом и археологическом очерке Старого Оскола» И. Токмакова за 1894г. сказано, что на должности священника с 14 июля 1889 г. состоял Фёдор Михайлович Мильский.
Согласно Справочной тетради о церквях Курской епархии за 1898 г., при храме имелись библиотека, 2 земских школы. К началу ХХ в. в слободе открылась церковно-приходская школа, начальное обучение в которой могли получить дети из крестьянских семей. Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор. В нем находилась школа №10.
В Справочной Книге о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г. читаем: «При Вознесенской церкви нёс послушание настоятеля священник Фёдор Фёдорович Косминский». В 1903 г. отец Фёдор награждён скуфьею. Псаломщиком при храме числился Фёдор Петрович Чекрыгин.
С 1903 г. обязанности дьякона при храме исполнял Андрей Васильевич Федоровский. В 1905 г. он состоял учителем местной церковно-приходской школы. 7 декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника и назначен к Вознесенской церкви для исполнения пастырских священнодействий. 30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан Курским Епархиальным управлением утверждён штатным священником.
В 1938 г. в связи с арестом отца Андрея Федоровского церковь считалась бездействующей. Здание церкви властью использовалось под ссыпку зерна. Заявления группы верующих Вознесенской церкви о неправомочных действиях со стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11 октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил: «Обязать управляющего конторой Заготзерно в месячный срок освободить здание церкви из-под зерна, предоставить церковь верующим». В Справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же с/совета на сентябрь 1940 г. является бездействующей.
В Государственном архиве Курской области найдено заявление ктитора Вознесенской церкви Константиновой П.Н. с просьбой о разрешении регистрации священника. Исполком Райсовета 23 ноября 1940 г. отписал, что ктитору Константиновой П.Н. разъяснено о нецелесообразности регистрации Фёдора Андреевича Федоровского служителем культа «как злостного неплательщика» и предложено ей подыскать другого священника, который будет зарегистрирован.
Согласно заявлению Церковного Совета за 1944 г., религиозная община функционирует с 26 июля 1942 г. Обязанности настоятеля исполнял священник Александр Васильевич Иваницкий. Псаломщиком числился Есипов Константин Михайлович, который 27 сентября 1945 г. был зарегистрирован в качестве священника к Вознесенской церкви.
После перевода священника А.В. Ильина к Крестовоздвиженской церкви слободы Ямской Старооскольский Райисполком 14 октября 1960 г. постановил закрыть Вознесенскую церковь на территории Казацкого с/совета. Из жалобы Церковного совета за 1960 г. на закрытие храма, хранящейся в архиве г. Курска, известно, что «…Вознесенская церковь служила бесперерыва, никогда никому не передавалась, только перед войной, в 1941 г., Церковный совет по просьбе администрации Старооскольской конторы «Заготзерно» предоставил половину здания церкви под ссыпку зерна, временно, ввиду отсутствия, т.е. недостатка помещения у «Заготзерно», а во второй половине здания продолжалась служба». Религиозная община с регистрационного учёта снята 10 ноября 1961 г. Здание церкви было предписано переоборудовать под мастерские политехнического обучения.
По воспоминаниям местных жителей, некоторое время в церкви находился товарный склад, святыни сожгли на колхозном дворе. После его ликвидации здание оказалось бесхозным и в начале 1960-х гг. подверглось разграблению, а потом и разрушению. Двадцать лет храм стоял в запустении.
В 1987 г. городская «общественность» приняла решение реставрировать «памятник архитектуры» и открыть в нём музей этнографии. В письме Старооскольского Совета народных депутатов говорилось, что «средства на реставрацию данного памятника уже поступают от старооскольцев — атеистов на счёт «Память» в отделении Жилсоцбанка» (из рукописи монахини Елизаветы «Храм Вознесения Господня». Старый Оскол. 1998 г.). Благодаря ходатайству правящего архиерея Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в 1988 г. церковь открыли и передали в ведение религиозной общины.
28 сентября 1988 г. храм был освящен. С 12 марта 1995 г. храм является памятником архитектуры, построенным в эпоху эклектики с элементами классицизма.
ПО материалам: http://stal-nevsky.ru/?page_id=707

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?