Старый Оскол. Церковь Троицы Живоначальной.

Одним из наиболее ранних сохранившихся храмов Старого Оскола, построенного в разные архитектурные эпохи — первоначальный объем периода барокко, пристройки — позднего классицизма, является церковь Свято-Троицкая, построена в 1730 г. в центре слободы Стрелецкой, возникшей в XVII в. на юго-востоке острога, за рекой Оскол. Приход церкви составляли слободы: Троицкая, Пушкарская, Стрелецкая. Престолов в ней три: главный во имя святой Животворящей Троицы, с правой стороны от главного алтаря — в честь Казанской иконы Божией Матери, с левой стороны от главного алтаря — во имя Николая Чудотворца.

В 1858 г. к храму пристраиваются с севера, юга и востока новые помещения. С запада — тосканский четырехколонный портик. Первоначальные скульптуры на фасадах (возможно деревянные) были заменены в 30-е годы XX в. на гипсовые. От застройки XIX в. в слободе сохранились: школа церковно-приходская, часовня, жилой дом и кладбище. Расположена церковь на пересечении улиц Большевистская и Колхозная, с востока к ней примыкает небольшое кладбище XVIII в.

Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. Тип храма — восьмерик на четверике, окруженный пристроенными приделами и тремя полуциркульными апсидами. Северный и южный приделы несколько шире трапезной. Трапезная и приделы перекрыты единой двухскатной крышей. По оси храма поставлена столпообразная колокольня с шатровым верхом. Главный вход акцентирован далеко вынесенным четырехколонным стилизованным тосканским портиком. На восьмерик храма поставлен невысокий барабан с нишами-экседрами, с поставленными в них скульптурами святых. Восьмерик отделен от барабана широкой полочкой, его углы закреплены лопатками. Верхняя часть барабана украшена профилированным карнизом с сухариками. Завершен храм куполом с небольшой главкой на глухом барабанчике с яблоком и крестом. Северный и южный приделы подчеркнуты портиками с четырьмя тосканскими полуколоннами. Завершены приделы треугольными полуфронтонами с полуциркульными окнами по их осям. Фасады трапезной, приделов и апсид завершены гладким фризом и профилированным карнизом. Все прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. Трехчастные центральные окна трапезной, фланкированные пилястрами с раскрепованными фризами, ограниченными поверху полочками, завершены сегментными окнами по их осям. Колокольня — восьмерик на четверике, имеет один ярус звона с коробовыми арками на всех гранях. Углы восьмерика закреплены лопатками. Грани его завершены треугольными щипцами. Объем четверика в уровне притвора частично утрачен, в результате чего верхняя часть его западного фасада опирается на архитрав далеко вынесенного четырехколонного портика. Увенчана колокольня небольшой главкой с яблоком и крестом на глухом барабанчике. Апсиды, перекрытые конхами, соединены с храмом трехпролетной аркой. Восьмерик храма, перекрытый восьмигранным сводом, опирается на подпружные арки с полукруглыми тромпами. Приделы, центральная ячейка трапезной и притвор перекрыты крестовыми сводами. Боковые ячейки трапезной с плоскими перекрытиями. Все помещения сообщаются через арочные проемы. Иконостас — резного дерева, позолоченный, выполнен в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром. Состоит из трех ярусов. В верхнем ярусе помещена одна икона. Первый и второй ярусы разделены раскрепованными карнизами. Вертикальные элементы иконостаса фланкированы большими витыми колонками. Колонки меньших размеров фланкируют иконы, вставленные в овальные рамы. Царские врата богато декорированы резьбой растительного характера. В фигурном завершении иконостаса использованы арочные, килевидные и другие сложные криволинейные формы. Возвышающийся центр украшен фигурами ангелов. Росписей в храме немного, в основном расписаны своды. Большинство живописных сюжетов посвящены жизни Христа. Стенные росписи обрамлены лепными рамами. Большая часть икон вставлена в резные киоты. Ограда вокруг церковного участка установлена на высоком кирпичном основании с массивными столбами, декорированными филенками. Между столбами вставлены ажурные кованые решетки со сложным, редким для этого времени ковровым рисунком.

Часовня Свято-Троицкой церкви, первая половина XIX в., ул. Большевистская, 17. Часовня Свято-Троицкой церкви построена предположительно в первой половине XIX в. В течение нескольких десятилетий использовалась как склад. В 1994 г. была отремонтирована на средства прихода. Единственная сохранившаяся часовня в Старом Осколе, построенная в духе классицизма. Стены кирпичные, оштукатурены. Расположена рядом с перекрестком ул. Большевистская и Колхозная (в створе последней), на западной стороне ул. Большевистской. Одноэтажная, восьмигранная в плане, под невысокой граненой кровлей, завершенной главкой с крестом. Глухие грани по сторонам света украшены портиками со сдвоенными по флангам полуколоннами и завершены крутыми треугольными фронтонами. Цоколь выделен большей толщиной стены, фасады завершены профилированным карнизом. Вход в часовню арочной формы расположен с южной стороны, две грани по бокам от восточной имеют арочные окна, все остальные грани — глухие, декорированы арочными нишками.

http://www.stalnevsky.ru/hrami/hestori4.html

Свято-Троицкий храм в слободе Стрелецкой является самым древним из сохранившихся православных храмов на территории Старооскольского края. На охранной доске, установленной на фасаде храма в 50-е гг. ХХ ст., сообщалось, что Троицкая церковь – памятник архитектуры и охраняется государством (статус памятника архитектуры от 12 марта 1995 г.). Дата постройки храма – 1730 г.
В метрике о Свято-Троицком храме, составленной в 1887 г. и хранящейся в архивах Старооскольского краеведческого музея, время постройки не указано совсем, но оговорено, что Свято-Троицкий храм, вероятно, построен «в царствование Бориса Годунова или вскоре после этого» (время царствование Бориса Годунова 1598-1605 гг.). Именно к «смутному времени» семибоярщины относится и дата основания в Тюляфтиной поляне мужского монастыря Живоначальной Троицы – 1612 г.
Скорее всего, составитель метрики имел в виду не современную ему кирпичную церковь, а время появления в этом месте православного храма, так как первоначально по старинным документам храмы в монастыре были деревянными. Факт присутствия деревянного храма в слободе Стрелецкой подтверждается описью подпоручика пехотного полка старооскольца Михаила Лутовинова, составленной 9 мая 1764 г.: «Церковь во имя Живоночальной Троицы. Постройка каменная вместо разобранной деревянной старой церкви, и ещё своды не сведены, а колокольня на ней только в половину построенная. Иконостас подлежит к оной новый, старый за ветхостью поставить невозможно».
По мнению историка А.П. Никулова, «…современная Троицкая церковь входила в территорию, где раньше располагались монастырские земли». О том же, что нынешняя Свято-Троицкая церковь имела непосредственное отношение к монастырю, пишет в своем неопубликованном историческом очерке «Частичка Родины» кропотливый исследователь, местный краевед Н. Белых в 1953 году. «До настоящего времени, – считает историк, – сохранилась реконструированная в 1730 году одна из церквей Троицкого монастыря, охраняемая государством в качестве архитектурного памятника русской старины».
В «Истории Белгородской епархии» (авторы прот. Олег Кобец, А. Н. Крупенков, Н. Ф. Крупенков) указан год освящения епископом Белгородским Порфирием (Крайским) каменной Троицкой церкви в слободе Троицкой Старооскольского уезда — 1764 г. Подтверждается этот факт и в «Историко-статистическом и археологическом очерке Старого Оскола» И. Токмакова за 1894 г.: «Церковь Св. Живоначальной Троицы в пригородной Троицкой слободе, построена изстари, до 1764 года здесь был мужской монастырь; церковь каменная, с таковою-же колокольнею, возобновлена в 1858 г.» В это время в храме священниками были Петр Григорьевич Мухин (с 28 мая 1883 г. по май 1903 г.) и Павел Васильевич Федюшин (с 11 сент. 1877 г. по 1905 г.).
В 1823 и 1826 гг. к храму были пристроены приделы в честь Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме отразились разные архитектурные эпохи: первоначальный вид выполнен в стиле барокко, пристройки – в стиле позднего классицизма. Иконостас сделан из резного дерева, позолоченный, также в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром. В 1858 году к храму были пристроены с севера, юга и востока новые помещения. С запада – тосканский четырехколонный портик. Первоначальные скульптуры на фасадах (возможно деревянные) были заменены в 30-е годы ХХ века на гипсовые.
Рядом с храмом в первой половине ХIХ века была возведена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В советское время она использовалась как склад, а в 1994 г. отремонтирована на средства прихожан. 11 июля 1995 г. часовня признана памятником истории и культуры.
Предположительно, во второй половине XIX в. возле Свято-Троицкого храма была возведена церковно-приходская школа. О ней упоминается в «Справочной тетради о церквах Курской епархии за 1898 г.» Древнейшей святыней Свято-Троицкого храма считалась и поныне остается икона Божией Матери «Казанская». Она упоминается в старинных документах, в метрике 1887 г. сказано о ней как о чтимой чудотворной иконе: «Есть в церкви древняя особенно чтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Богомладенца от времени не видно. На этой иконе находится весьма много серебряных привесок с различными изображениями».
В начале ХХ в. клир состоял из трех священников — Антонова Виктора Павловича, Коновалова Александра Михайловича (приписан к церкви с 22 сентября 1906 г.) и Бабакова Михаила Ефимовича (перемещён 8 июня 1904 г. Расстрелян в конце 1920-х гг.), а также дьякона Воинова Николая Васильевича и двух псаломщиков – П. В. Кошлакова и Л. А. Беликова. Число православных в приходе насчитывало 1824 человека (Справочная Книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г.). Из Клировой ведомости о Троицкой церкви за 1916 г. известно, что 15 ноября 1913 г. при Троицкой церкви служил священник Дмитрий Тимофеевич Богословский, священник Виктор Павлович Антонов перемещён на новое место, два других священнических места остались за прежними священниками. В 1917 г. согласно избранию прихожан и прошению перемещён к церкви на должность диакона Тимофей Петрович Русанов. В 1920 г. Преосвященным Никоном епископом Курским и Обоянским он «рукоположен во священники к сей церкви» (Ведомость о церкви за 1922 г.).
В мае 1920 г. на приход Троицкой церкви самовольно переходит священник Михаил Дмитриевич Павлюк. Бывший настоятель храма священник Димитрий Богословский ушел на юг с белогвардейцами. В июне 1922 г. к Троицкой церкви определён священник Дмитрий Гаврилович Карпинский. С 1925 по 1927 гг. был благочинным церквей г. Старого Оскола, но в 1935 г. гражданской властью был удалён от занимаемого места. Его судьба неоднозначна. В 1942 г. во время немецкой оккупации без назначения епископа он занимает старый приход. В 1943 г. архиепископ Курский Питирим снимает его с должности и отказывает в назначении в городе Старый Оскол. Священник Дмитрий Карпинский был судим Военным Трибуналом и приговорён к 10-ти годам заключения с поражением в правах на пять лет. В 1954 г. отец Дмитрий досрочно возвратился из заключения (Из Личного дела протоиерея Дмитрия Гавриловича Карпинского).
До Старооскольского уезда компания по изъятию церковных ценностей докатилась 14 марта 1922 г. 25 марта в уездную подкомиссию поступила информация, что настоятель Троицкого храма Стрелецкой слободы о. М. Павлюк прячет дома церковные сосуды, которые взял в одной из церквей во время отступления большей части Старооскольского духовенства с «белыми бандами». Подкомиссия постановила: «Поручить уполномоченному ГПУ произвести обыск у священника Павлюка с целью выемки сосудов, каковые в случае обнаружения изъять и передать под расписку церковному совету слободы Стрелецкой. О результатах обыска сообщить подкомиссии» (ГАКО. Ф Р – 323. Опись 1. Д. 689). Из Отчёта Подкомиссии по изъятию церковных ценностей следует, что из Троицкой церкви было изъято 39 разных серебреных предметов. При храме остались – дарохранительница, сосуд с прибором, дароносица, тарелочка и ковшик.
Известно, что насельники монастырей, изгнанные из своих обителей, находили приют в приходских храмах. Существовала такая монашеская община и при Свято-Троицкой церкви, о чем свидетельствуют захоронения возле храма. За алтарем покоится прах иеросхимонаха Анатолия (Хлебникова), долгое время подвизавшегося в Соловецком монастыре. Он был духовником священномученика Онуфрия, когда тот возглавлял Старооскольскую кафедру. Сохранились свидетельства, что владыка служил в храме, по крайне мере, точно известно, что он отпевал в 1933 г. почившего о Бозе иеросхимонаха Анатолия. На погребение владыка произнес Слово, из которого и стало известно о старце.
Когда церковная жизнь в крае наладилась, самовольный переход отца Дмитрия Павлюка обсуждался на уровне управляющего епархией. Было признано, что батюшка действовал не из корыстных побуждений, а исходя из общецерковной пользы. Священник Михаил Павлюк был официально признан настоятелем Стрелецкой церкви и оставался им вплоть до своего ареста 5 ноября 1938 года. По-видимому, вскоре был закрыт и храм. Чуть раньше арестовали настоятеля Свято-Троицкого храма отца Леонида Алимпиевича Духовского, который служил при храме с 1935 г. по 22 декабря 1937 г.
В Справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь слободы Стрелецкой Пушкарского с/совета на сентябрь 1940 г. является бездействующей. Богослужения в храме возобновились в июле 1942 г., сразу после начала фашистской оккупации Старого Оскола. Службу правили священники Григорий Вишневский и Иван Веселовский. Во время освобождения в феврале 1943 г. от фашистских захватчиков Стрелецкой слободы Свято-Троицкая церковь пострадала. На колокольне храма обосновался немецкий пулеметчик. Но советское командование не стало использовать дальнобойную артиллерию и «Катюши», так как в подвалах домов пряталось немало жителей, и солдаты пошли в рукопашный бой и после кровопролитных боев освободили слободу. Во время боевых действий купол храма был сильно поврежден.
Нелёгкой была и послевоенная судьба храма. Старожилы Стрелецкой слободы вспоминают, как быстро менялись настоятели Троицкого храма, как постоянно шла борьба между властью и верующими за закрытие культового здания. Ктитора Н. М. Простакову хлестали ветками, чтобы отобрать ключи. В 1959-1964 гг. война за храм особенно обострилась. С храма сняли охранную доску: старинную Свято-Троицкую церковь вычеркнули из списков памятников архитектуры федерального значения. В 1962 г. за нарушения советского законодательства были сняты церковнослужители, и храм оказался бездействующим. Но борьба за храм продолжалась. 24 сентября 1964 г. Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР отказал горсовету в закрытии и снятия религиозного общества Свято-Троицкого храма с регистрации на основании большого количества писем верующих жителей слободы.
С тех пор двери Свято-Троицкого храма не закрываются. В 1940-х гг. настоятели храма традиционно исполняли обязанности благочинного Старооскольского округа.
В 1990-е гг. храм был отремонтирован. 2 января 2000 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил освящение храма и трёх его престолов. В 2003 г. начата большая работа по внутренней росписи храма. К 2005 г. обновлена роспись стен и сводов. Их возглавляла Людмила Васильевна Паршина из Острогожска Воронежской области. В состав бригады художников входили Елена Журихина, Людмила Гетманова и Николай Булгаков. Иконостас храма и прежняя роспись были выполнены в академическом стиле.
http://stal-nevsky.ru/?page_id=497

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?