Кирпичный храм в Ездочной слободе во имя Пророка Ильи, заложен в 1862 г. и посвящен в 1872 г. Архитектор храма Еремеев, а главный мастер – крестьянин – собственник Алексей Кочанов. Церковь одноэтажная, выложена сплошной кирпичной кладкой на извести, стены гладкие оштукатурены, углы разрезные с пилястрами. Карнизы кирпичные, в виде поясков, кровля на 4 ската, шатровая, а середина в 2 ската, покрыта железом. Фонарь глухой, цельный без украшений. Деревянный, поштукатуренный с пояском. Глав 5 трапецеидальных, 1 – центральная и 4 по углам, покрыты белым железом. Кресты на железные, четырехконечные, позолоченные, окна узкие продолговатые, вверху в виде полукружья, в алтаре – 2, а в приалтарье по одному, в 4-е света. Решетки на окнах железные с прутьями и кольцами, 3 деревянные, обитые железом двери, паперть с западной стороны. Церковь внутри продолговатая, а алтарь отделяется от храма деревянной стеной с тремя пролетами. Своды в трапезе стрельчатые, четырехгранные, с маленькими стрелками. Алтарь троечастный, с арками, в правом алтаре ризница, а в левом жертвенник. Иконостас деревянный, поле под белый мрамор с деревянной позолоченной резьбой в 3 яруса. Царские двери деревянные, двухстворчатые с позолоченной резьбой, вершина дугообразная. Солея деревянная, выше пола на две ступени и отделена от храма деревянной решеткой. За клиросами киоты с деревянной позолоченной резьбой. Колокольня из кирпича столбообразная, колоколов 6. При церкви каменный дом, церковная караулка и две школы – земская и школа грамоты. Староста купец Василий Яковлевич Шестаков. Материал предоставлен школой №34
Церковь Ильинская, построенная в 1878 г., расположена в северной части слободы Ездоцкой, возникшей в XVII в. на севере острога, на развилке старинных почтовых трактов, ведущих в Воронеж и Курск. Представляет собой оригинальный образец культового здания, построенного в эпоху эклектики. Однопрестольная. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. Расположена на небольшом огражденном участке. Входные ворота на территорию церкви находятся с западной стороны, выполнены в стилистике храма. В продольно-симметрической композиции церкви выделяется по высоте двухсветный четверик храма, к которому примыкают короткая, равная ему по ширине, трапезная с двухскатной крышей и пятигранная апсида. К апсиде с двух сторон пристроены меньшей высоты ризница с диаконником. Четверик храма завершен пятью глухими восьмеричками (больший из них в центре) с кокошниками и невысокими шатрами, над ними луковичные главки с яблоками и крестами. Квадратный в плане притвор служит основанием для восьмигранных ярусов колокольни с шатровым завершением и небольшой главкой с яблоком и крестом на малом восьмерике. Проемы в колокольне устроены строго по сторонам света: в нижнем ярусе — небольшие, прямоугольные с ленточными наличниками, в верхнем ярусе-звоны арочной формы с килевидным завершением.
Здание приподнято на небольшом цоколе. Фасады завершены многообломным карнизом с фризом на фасадах храма. Фриз украшен сухариками и ширинками. Углы притвора, трапезной и апсиды закреплены лопатками. Северный и южный фасады храма разбиты на прясла раскрепованными пилястрами. Центральные оси этих фасадов подчеркнуты треугольными фронтончиками. Арочные проемы притворов обрамлены перспективными наличниками с килевидным завершением. Сегментные окна притвора, трапезной, храма и апсиды с профилированными наличниками. Алтарь перекрыт граненой конхой, храм — восьмилотковым сво (гл. дом с узкими диагональными гранями, трапезная — крестовым сводом, притвор — цилиндрическим сводом.
В убранстве храма преобладает живопись, поновленная в XX в. Двухъярусный деревянный резной позолоченный иконостас имеет два невысоких ступенчатых ризалита по бокам. Средняя полукруглая, преобладающая по размерам часть, поднята над царскими вратами в форме дуги. Над царскими вратами поставлены фигуры ангелов. Первый ярус отделен от второго сложнопрофилированным, раскрепованным карнизом. Карнизы повышенной части ризалитов завершены перспективными полуокружностями. Иконостас украшен растительным орнаментом из накладной и прорезной объемной резьбы. Все иконы помещены в резные рамы. В полукружии центральной части размещены медальоны с ликами святых. В росписи церкви преобладают сюжеты из жизни Христа. Оконные и дверные проемы обрамлены рельефными наличниками, зачастую украшенными лепниной растительного характера. Часть икон вставлена в багетные рамы.
http://www.stalnevsky.ru/hrami/hestori3.html