Храм Всех Святых (Ст. Мерчик, Валковский район)
Первая деревянная церковь Всех Святых была основана в 1680 году. Заселение Старого Мерчика относят ко времени начального заселения Слобожанщины. В 1696 году упоминается в бумагах «поп Иван Григорьевич, сын Капустянский, Всесвятский житель села Мерчика». По ведомости 1724 года в Мерчике — один приход. В 1778 году старую деревянную церковь заменили новой каменной, благодаря графу Шидловскому. Храм закрывали и в последний раз он был открыт в 1994 году. По сей день работает. Вокруг храма царит красота и дух старины. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005.
Всехсвятская церковь построена в 1778 г. иждивением помещика, действительного статского советника Григория Шидловского, каменная, однопрестольная. Земли пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 2012 душ и жен. пола 1910 душ. Неприкосновенного капитала 770 руб., из них процентами на 200 руб. пользуется причт, остальными церковь.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, на лицо – священник и два псаломщика. Жалование священнику 141 руб. 12 коп., псаломщикам – по 35 руб. 28 коп. Имеются земское училище, воскресная и церковно-приходская школы; приходского попечительства нет. В приходе село Старый Мерчик, хутор Гуринов и дер. Доброполье.
Священник Адриан Уманцев, на настоящем месте с 1900 г., состоит законоучителем местных земского училища и школ. Псаломщик Василий Калашников, на настоящем месте с 1891 г., и. д. псаломщика Григорий Подорожний, на настоящем месте с 1903 г., состоит учителем школы грамоты. Церковный староста крестьянин Илья Деркач с 1903 г.
Справочная книга Харьковской епархии, составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика. Николаевская ул. дом №3, 1904 г.
В окружении старых деревьев за золотистой оградой стоит стройная церковь горчичного цвета. Это храм Всех Святых. Он был возведен здесь, как только на слобожанских землях появились первые поселения — в 1680 году. Правда, тогда здание церкви было не каменное, как сейчас, а деревянное. По архивным данным, в храме находилась чудотворная икона Ахтырской Божьей Матери. Легенда гласит, что однажды во время молебна перед иконой прозрела 12-летняя слепорожденная девочка. После революции икона была утеряна. Сейчас написана новая.
В 1778 году вместо старой деревянной церкви построили каменную, благодаря графу Шидловскому. Храм Всех Святых входил в комплекс зданий усадьбы украинских магнатов Шидловских. В годы безбожной власти храм не избежал судьбы большинства церквей — богослужения были прекращены, а здание находилось в запустении и частично разрушилось. Сначала использовалось как склад, затем — как спортзал техникума. В 1990-х годах, когда по всей стране началось возрождение православной веры, храм стали восстанавливать, однако его исторический вид по каким-то причинам решили не сохранять. Спустя несколько лет, в июне 2003 года, храм Всех Святых наконец открыли. Был отслужен торжественный молебен и чин обновления. Как и многие другие сельские церкви, храм открыт только по выходным.
http://odnarodyna.org/content/blesk-i-nishcheta-starogo-merchika
Село в глубинке слобожанских лесов как наглядное подтверждение знаменитого логического парадокса — при отсутствии документальных анналов неизвестно, что появилось первым на берегу реки Мокрый Мерчик: человеческое регулярное поселение или церковь послужила его началом. Ведь проступивший сквозь пожелтевшие страницы истории уже существовавший густонаселенный укрепленный палисад 1665 года уже фигурировал под именем Всехсвятского и его церковь упомянутая пятнадцатью годами позднее носила то же имя. Бури веков поглотили в своих глубинах бесчленные архивные свидетельства, но практика показывает, что чуть ли не первым административным зданием украинской православной земли ставился храм (поэтому вызывает сомнение длительное существование общины без святыни), к тому же церковные имена селения получали лишь от названия уже существовавших на их территории оплотов веры. Вот так и остается вопрос: что было ранее Всехсвятская церковь или ее слобода?
В 1691 году часть прежнего села в качестве приданого дочери полковника Изюмского казачьего полка перешла в руки Федора Владимировича Шидловского, а с ним получила и новое имя – Мерчик (позднее появилась приставка Старый). При новом хозяине храм, судя по всему, так и продолжал свое существование в качестве заштатного, на что косвенно указывает упоминание в документах от 1696 года всехсвятского попа Ивана Григорьева сына Капустнянского и отсутствие святыни в регулярных церковных реестрах. Согласно описи 1724 года, во вверенном Лаврентию Ивановичю Шидловскому (1687-1735) селе находился один приход во имя Всех Святых, а храм его был расположен рядом с благоустроенной усадьбой хозяина на вершине правого склона долины реки Мокрый Мерчик. Годом позднее организованная деятельность общины стала фиксироваться в метричних и исповедных книгах, которые продолжили вести опекавшие пасторат потомки попа Ивана — Иван и Степан Капустнянские.
Новая глава в истории стромерчиковской церкви была открыта Григорием Романовичем Шидловским (1752-1820), когда он на пару с сыном начинает в 1776 году масштабную реконструкцию всего усадебного комплекса, от которой не остался в стороне и храм — он был выстроен на прежнем месте из камня в стиле украинского барокко. При этом изначально строение, чертежи которого к проекту Александра Александровича Палицына (1749 -1816) разработал, по его собственному утверждению, Петр Антонович Ярославский (1750-1810), было несколько меньше (отсутствовала трапезная) и попервах колокольней ему служило деревянное сооружение оставшееся от предшественника. Честь же окончания уникальной православной святыни принадлежит последнему частному владельцу дворцово-паркового комплекса в Старом Мерчике статскому советнику Евгению Михайловичу Духовскому, который сначала дополнил контур Всехсвятской церкови трапезной, а в 1881 году возвел над притвором двухъярусную колокольню. Во времена атеизма церковь была кощунственно приспособлена под нужды спортивного зала, расположенного в усадьбе зооветеринарного техникума.
3 февраля 1995 года приход церкви Всех Святых возобновил свою деятельность. Высокий, затерянный в зелени дворцового парка строгий силуэт двухъярусной колокольни над притвором придает мягким линиям приземистого небольшого трехчастного вытянутого контура старомерчиковского храма с полукруглой апсидой в восточной части и полуциркульной кровлей индивидуальный неповторимый рисунок. Хотя с уничтожением в советский период купола, ее венчающего (ныне вместо него установлена маленькая главка), и была нарушена гармония общего рисунка сооружения. Сам выстроенный из кирпича с оштукатуриванием храм декорирован простыми визуально членящими его на логические части лопатками, резными декоративными наличниками оконных проемов и глухой коробовой арки со святым ликом апсиды, изящным карнизом, которые подчеркивают его принадлежность к древнерусскому стилю. Архитектурные акценты колокольни несколько другие: пилястры дорического ордера, широкий фриз, профилированные карнизы, арочные проемы, треугольные фронтоны в обрамлении филенок – более соответствуют стилю неоклассики, но изящные крупные накладки растительного орнамента первого яруса, религиозного — второго и барельефами-символами двух основополагающих этого мира (знания и вера) помогают ей слиться воедино с основным объемом комплекса.
https://zabytki.in.ua/ru/1888/vsekhsvyatskaya-tserkov-v-starom-merchike