Старый Белый Яр. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В Белом Яре существовали два храма: Троицкая церковь, ос­нованная предположительно в 1652 г. (вероятно, самый старинный храм на территории современного Ульяновского левобережья) и каменная Смоленская церковь, построенная после 1910 г. Троицкая церковь неоднократно переносилась и перестраивалась из-за пожа­ров. Только в 1871 г. в основном завершили сооружение нового ка­менного храма. Он был закрыт в 1938 г. и разрушен, скорее всего, в 1954 г. Ныне это место затоплено. Смоленская церковь была унич­тожена ориентировочно во второй половине 1950-х гг. В 1952-1954 гг. жители двух нижних улиц Белого Яра пере­селились из зоны затопления Куйбышевской ГЭС на возвышенное место, в новый хозяйственный центр — с. Новый Белый Яр. Пре­жнее село стали именовать «Старый Белый Яр». Ценнейшие, единственные в своём роде сведения по истории белоярской церкви содержатся в церковно-приходской летописи (ве­лась в 1867-1884 гг.): «Храм, в настоящее время существующий (дере­вянный, сооружённый прихожанами в 1854 г.), построен по случаю пожара, бывшего в 1848 году, которым совершенно истреблён до основания бывший храм.
Сгоревший храм, как видно из клировых ведомостей, построен был усердием прихожан в 1790 году, на берегу рукава реки Волги — по случаю обвала речного берега при весенних разливах, она в первоначальном виде без изменения перенесена была внутрь села в 1813 году, где и истреблена была пожаром. Храм был тоже деревянный, и об одном престоле во имя святой Живоначальной Троицы. До 1790 года, то есть до первоначальной постройки бывшего храма, существовал ещё храм третий — во имя святой Троицы, но с двумя приделами, коих один был во имя Алексия, человека Божия, а второй [во имя] Марии Египетской. Но из какого материала, когда и кем сооружен был тот храм, на каком месте — за неимением письмен­ных исторических памятников совершенно неизвестно. Ничего по этим предметам не сохранилось в памяти народной, но что несомненно су­ществовал такой храм, свидетельствует надпись на одном Евангелии, подаренном царём Алексеем Михайловичем, которое до сих пор хра­нится в церковной ризнице. Надпись эта читается так: «лето 7160 [1652 г.] февраля 21, Государь Царь и Великий Князь всея России Само­держец пожаловал в сию книгу Евангелию напрестольное… на Белый Яр, Церковь Живоначальной Троицы, тогда в предании святого правед­ного Алексия человека Божия, да в предание Марии Египетской». О судьбах храма больше ничего известно.
При храме, в настоящее время существующем, находятся две часовни, из коих одна стоит на приходском кладбище, а другая на том самом месте, где был сгоревший в 1847 г. храм. Обе часовни деревянные, четырёхугольные, покрытые тёсом без всякой окраски — построеныь усердием частных лиц. Кладбище находится с северо-вос­точной стороны в 200 саженях от храма при въезде. В село у опушки леса оно отведено вновь при постройке храма в 1854 г. Прежде сего кладбище находилось в недальнем расстоянии на восток от сгоревшей церкви и по уничтожению храма закрыто. Земли при церкви состоит пахотной 30 каз. десят. [32,8 га] и сорок десятин [43,7 га] сенных покосов, которые с незапамятных времен отведены были прихожана­ми в постоянное пользование прихода». Заметим, что в другом документе указывается иной год изда­ния Евангелия — 7159 [1651], а также говорится о собственноручной надписи царя 7161 г. [1653]. Хотя в летописи ничего не говорится о времени возведения самого раннего храма в Белом Яре, но из пис­цовых книг в изложении Г. И. Перетятковича следует, что в городе (крепости) сразу после его постройки, то есть в 1653 г., уже была церковь. Поэтому Троицкий храм можно считать наиболее старым из всех храмов, которые когда-либо находились на территории совре­менного Ульяновского Заволжья.
Таким образом, с 1652-1653 гг. существовала первая белоярская церковь, с 1790 по 1848 гг. (в 1813 г. перемещенная на другое место) — вторая. Автор самой старой дошедшей до нас церковной ведомости 1848 г. с горечью сообщает о том, что храм сгорел 13 сентября 1848 г. Большую часть его удалось спасти, а имущество поместить на хране­ние в приличном месте. Взамен этой церкви в 1854 г. построили третью. Но и она полностью сгорела 16 июля 1868 г. Детальное и колоритное описание этого пожара оставил нам лето­писец: «в два часа пополудни при совершенной тихой погоде от действия молнии загорелся храм. Удар пал на купол колокольни, пламя от которо­го в самое короткое время охватило и остальные части здания, отдален- ностъ от воды и худое устройство огнегасительных инструментов ис­ключало всякую возможность при всём усилии народа к тушению пожа­ра; успели спасти только внутреннее церковное имущество. Одновре­менно с этим от летевших по направлению на юг раскалённых листов кровельного железа храма, которые падали на соломенные крыши домов, сгорел 121 обывательский дом. Во время пожара растопились и все коло­кола, имевшиеся на колокольне, почему прихожанами на их иждивение 15 августа приступлено было к покупке нового колокола, который и куплен был в 108 пуд. 35 фун. [1,79 т] у мастеров г. Самары. Богослужение стало отправляться в церковной сторожке».
Как видно, все указанные церкви были деревянными и уничто­жались в результате пожаров. Поэтому назрела настоятельная по­требность в сооружении каменного здания. Соорудили новый храм на собранные прихожанами деньги в короткие сроки — всего лишь за два года: строительство было начато в 1869 г. и в основном закончено в 1871 г. Новый каменный, тёплый, двухпрестольный храм во имя Живоначальной Троицы и Рождества Христова вмещал до 1000 че­ловек. Однако освятили его только в 1878 г. Понятно, что ка­менное здание достраивали не один год, видимо, затянулись и согла­сования, поэтому разрыв и составил семь лет (1871-1878). Огороженный участок со зданием занимал ту же территорию, что и прежде: 405 квадратных саженей [0,2 га]. Мастером (так в источнике, возможно, имелся в виду подрядчик) являлся самарский купец Ми­хаил Андреев Макаров, а попечителем — крестьянин из обывателей Яков Фадеев Тонев. Изображения этой церкви не сохранилось, поэтому весьма ценным для нас представляется её описание: постро­ена в виде четырёхконечного креста, алтарь в холодном приделе круг­лый, стены снаружи и внутри оштукатурены и выбелены, весь храм покрыт листовым чёрным железом, а купола — белым. Наиболее ценными реликвиями помимо Евангелия 1652 г. яв­лялись иконы Животворящей Троицы, Нерукотворного Спаса и Ка­занской Божией Матери, по преданию подаренные царём Иваном Васильевичем Грозным. Позволю себе усомниться в этом факте, так как Белый Яр появился в 1652 г., через 68 лет после смерти царя. А вот подарком Алексея Михайловича они вполне могли быть. Хотя не исключён вариант того, что эти иконы были дарами нижегородским или арзамаским казакам, перенесёнными на новое место.
https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/simbirskaya-guberniya/книги-очерки-статьи-публикации36/е.-а.-бурдин-затопленные-святыни-симбирского-ульяновского-края.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?