Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери.

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С.В. Шервуда. Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» — с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11/24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. В 2005 году 31 июля/13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый – в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной — вышивают плащаницы и хоругви.
Информация о постройках монастыря на Официальном сайте Казанской Амвросиевской женской пустыни www.shamordino-m.ru

Собор Казанской иконы Божией Матери – главная постройка Казанского Свято-Амвросиевского монастыря в Шамордино, сердце обители. Грандиозный 15-главый собор построен в русском стиле и выглядит как дворец из сказки. Кокошники, полуколонны, подзоры, узорчатые наличники – вот далеко не все детали, украшающие постройку. Освящен собор в 1902 году. Кроме основного престола, было еще 4. Большая часть внутреннего убранства собора создавалась в мастерских обители. Иконы, вышитые бисером руками насельниц монастыря, производили особое впечатление на молящихся.  Перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери стоял великолепный золотисто-белый иконостас в 4 яруса. За алтарем располагался иконостас витражный. Солнце, отражаясь и дробясь в цветных стеклах, создавало в соборе атмосферу праздничную и радостную.С приходом советской власти собор, как и многие постройки монастыря, очень сильно пострадал. С возвращением обители верующим началось его возрождение. Именно с него начались восстановительные работы. В 2005 году 13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свт. Николая Мирликийского и свт. Амвросия Медиоланского, левый – в честь сщмч. Игнатия Богоносца и сщмч. Поликарпа Смирнского. В 2014 году 9-10 августа Преосвященным архиепископом Феогностом были освящены и верхние приделы: правый – в память святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, а также преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских и всея России чудотворцев, левый – в честь святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, а также святых преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/sobor-kazanskoy-ikoni-bozhiey-materi.html

Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 г. на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Был освящен в 1902 г. калужским архиепископом Вениамином.
Собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 000 человек. Архитектором здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. 15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой крыльцо.
В 2018 г. проведена реставрация лицевой поверхности кирпичной кладки стен фасадов и цоколя, вычинка лицевой кладки фасада, кирпичной кладки цоколя, кирпичной кладки декора фасадов, воссоздание штукатурки стен цоколя, отделка поверхности стен фасадов и цоколя по специальной технологии, мощение ходовых площадок крылец и отмостки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Главный храм обители — в честь Казанской иконы Божией Матери — строился по благословению преподобного Амвросия. Автором проекта был Сергей Владимирович Шервуд, сын академика Владимира Осиповича Шервуда – автора проекта Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. В 1901 году работы производились на пожертвования Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. 24 октября 1902 года епископ Калужский Вениамин совершил освящение собора. Следом были построены богадельня и больничная церковь. Затем начались работы по возведению трапезной и водонапорной башни. Почти сразу на территории монастыря появился дом благодетеля Перлова. Все строения возводились в типичном для конца XIX — начала XX веков псевдорусском архитектурном стиле и выполнены из красного кирпича. Благодаря этому сложился гармоничный комплекс, сохранивший до настоящего времени свою строгую красоту.
В Шамординской обители 21 год прожила сестра Льва Толстого – Мария Николаевна. После неудачного замужества она ушла в монастырь, но со своим братом всегда поддерживала очень теплые отношения. В Шамордино был написан «Хаджи-Мурат». К 1917 году под руководством игуменьи Валентины находилось примерно 700 монахинь с послушницами. Они содержали приюты для девочек-сирот, богадельню и больницу. При монастыре действовали странноприимный дом и аптека.
Но уже через год монастырь был закрыт, кресты и купола сняты. Все предметы, представлявшие ценность, были вывезены в неизвестном направлении. Принадлежавшие монастырю обширные земельные угодья национализированы. Монахиням и послушницам позволили до 1923 года оставаться при обители, став членами сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель упразднили, определив ее деятельность как контрреволюционную. Большинство монахинь было выслано на Соловецкие острова и в окрестности Караганды, единицам позволили жить рядом с Козельском или уехать в родные места.
Монастырские здания использовались не по назначению. В Казанском соборе разместили сельскохозяйственный техникум, были уничтожены настенные росписи, а само здание разделено на несколько уровней. Большую часть помещений использовали под классы, а в алтаре разместили комбайн, использовавшийся как учебное пособие. Трапезная была переоборудована в клуб и кинозал, а в богадельне поселили учащихся. Служившую жильем старцу Амвросию старенькую келью разобрали, а просторный дом, возведенный над ней, стал гаражом. Каретный сарай также стал общежитием. Усыпальница настоятельниц была разрушена. Обширный фруктовый сад вырублен. Во время Великой Отечественной войны в одном из зданий монастыря был размещен военный госпиталь.
Возрождение обители началось только весной 1990 года. В монастырь вернулось 10 монахинь. Сначала были восстановлены богадельня и домовая церковь «Утоли моя печали». Весной 1997 года храм освятили. Духовником вновь открытой обители стал игумен Поликарп из Оптиной пустыни. В первые трудные годы женской обители помогала оптинская братия. Открывшаяся на несколько лет раньше Оптина пустынь была уже известна православному паломнику, в то время как о Шамордине многие и не знали.
С первых лет возрождения обители восстановилась и духовная связь между Шамордином и Оптиной пустынью. С благословения отца наместника оптинские братия проходили в Шамордине служение, совершали монашеские постриги сестер, духовно окормляли и поддерживали их. Из Оптиной пустыни были пожертвованы иконы в первый храм, колокола для звонницы и многое необходимое для хозяйства; братия помогали в восстановлении храмов, в нелегких сельскохозяйственных работах.
Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора. Главный монастырский храм – без куполов и окон, с проржавевшей крышей, поросшей деревьями, изуродованный пристройками, – выглядел плачевно. Внутри храм тоже был сильно обезображен: в алтаре – комбайн, на стене изображение карты СССР, все пространство разделено множеством перегородок, выкрашенных в разный цвет.
Восстановление Казанского собора производилось постепенно, в том числе, силами монахинь и паломников. Собор полностью очистили от мусора, разобрали все перегородки, купола и крышу покрыли медью, установили кресты. Была полностью восстановлена внутренняя отделка собора: стены, потолки, установлены дубовые окна и двери, восстановлены дубовые паркетные полы, резной иконостас с двумя приделами. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения храма Божия сестры пишут иконы, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной – вышивают плащаницы и хоругви.
В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь святителя Николая Мирликийского и святого Амвросия Медиоланского, левый – в честь священномучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнитского. В 2014 году были освящены и верхние приделы.
Величественный 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в тоже время изяществом. Собор прямоугольный в плане, редкий в России базиликальный тип храма. Построен из красного кирпича, выполнен в так называемом «русском» стиле – с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями – это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасадах собора – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами, а на западном – арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Не менее впечатляюще выглядит здание внутри. Просторное, с высокими сводами, не покрытыми привычной росписью, с колоннами и арками по бокам. Снаружи со стороны алтаря устроены четыре могилы – трех первых настоятельниц и благодетеля, купца С. Перлова, на средства которого была построена основная часть монастырского комплекса.
В 2018-2019 г.г. произведены реставрационные работы на фасадах Казанского собора. Финансирование ремонтно-реставрационных работ осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в 2018 году. Подрядчиком была приглашена компания ООО «Новые строительные технологии».
«Казанский Собор, зимний, 1902 г., ансамбля Шамординского монастыря, к. XIX — начала XX .вв.» — объект культурного наследия регионального значения. Находится в селе Шамордино Козельского района Калужской области. Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамордино) была основана по благословению преподобного Амвросия Оптинского в 1884 году. Здесь святой старец и окончил свое земное служение 10 октября 1891 года.
В годы богоборческой власти здание собора серьезно пострадало, было обезглавлено и перестроено, после возвращения Церкви — восстановлено, однако сегодня вновь требует забот по его сохранению.
В 2015 году за счет внебюджетных источников специалистами ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская «АРКАДА-НТ» была разработана проектная документация по сохранению объекта культурного наследия, которая легла в основу цикла производства работ на фасадах Казанского собора в 2018 году.
Реставрационные работы выполнялись поэтапно. На первом этапе проводились работы по расчистке поверхностей (сверху вниз). Фасады имели общее загрязнение. В местах сопряжения кирпичной кладки с медной кровлей и водосточными трубами были выявлены черные стойкие налеты от окислов металла, а по всему фасаду — большое количество выветрившихся швов. Загрязнения с кирпича удаляли щетками вручную. После расчистки и удаления старых ремонтных вставок обнажились поверхности с выбоинами, сколами. На втором этапе проводились работы по реставрации кирпичной кладки стен выше цоколя и реставрации штукатурки и кирпичной кладки цоколя, отмостки.
На фасадах, цоколе и барабанах выполнялись работы по вычинке кирпичной кладки. Особенно кропотливо пришлось потрудиться с вычинкой кирпича на южном фасаде собора. В процессе и после завершения реставрации кирпичной кладки было произведено заполнение утраченных швов кладочной смесью. В ходе демонтажа штукатурного слоя на цоколе было выявлено, что имеющая штукатурка приводит к разрушению исторической кирпичной кладки. В связи с этим было принято решение о частичной разборке прежнего штукатурного окрытия на участках вдоль цоколя высотой 0,5 м с последующим заштукатуриванием санирующим раствором для обеспечения паропроницаемости кладки, защиты ее от влаги и свободного прохождения воздуха. Была также выполнена отсечная гидроизоляция методом инъецирования силикотизирующим составом с наружной стороны фасада здания.
На третьем этапе выполнялись работы по финишной отделке поверхностей фасадов. Предварительно на поверхности стен выше цоколя нанесли флюатирующий состав, после выдержки состав смыли. Затем была произведена отделка гладких и декоративных поверхностей по специальной технологии фирмы «Капарол». Цвет лазури имел прозрачную структуру, и после нанесения отделки фасады собора приобретали общий цвет и тон, что необходимо для приведения памятника в экспозиционный вид. После полимеризации декоративной лазури, через 10 суток после нанесения, выполнено защитное покрытие фасадов гидрофобизирующим составом. Стены цоколя после реставрации штукатурных поверхностей были подготовлены по специальной технологии и окрашены в белый колер. Также было выполнено мощение отмостки.
В результате производства работ по реставрации фасадов Казанского собора были сохранены все индивидуальные особенности памятника, в том числе, разнообразие и насыщенность кирпичного декора, составляющие предмет охраны объекта культурного наследия.
В настоящее время Казанский собор находится в пользовании Православной религиозной организации «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Русской Православной Церкви».
http://www.fedmp.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?