Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь.

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Она находится в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни. Старец Амвросий (Гренков, 1812-1891) был «душой» монастыря. Все здесь начиналось и делалось по его благословению. Он входил во все дела, указывал места построек, непрестанно заботился о духовном окормлении сестер. Последние месяцы своей жизни старец также провел в Шамордине, здесь он и скончался, а молитвенным покровительством не оставляет обитель и поныне. С самого начала существования обители старец Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение.
Первой настоятельницей Шамординской общины была духовная дочь старца Амвросия — схимонахиня София (Астафьева, 1845-1888). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей «правой рукой». Под ее руководством начиналось создание общины. Матушка всю себя отдавала этому служению, не щадя ни сил, ни здоровья. Она скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около 3-х лет. Для сестер она была настоящей матерью. После ее кончины старец Амвросий говорил, что она свята.
В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом «русском» стиле — с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями — это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора — шатровые крыльца, а на западном — арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной.
Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда — автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них — в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца.
Главная святыня обители — Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: «Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее». Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.
Замечательна архитектура трапезной палаты и дома С.В. Перлова, созданных по проекту известного архитектора Р.И. Клейна. Они, как и вообще все здания монастыря, построены из красного кирпича в едином стиле и напоминают сказочные терема. В полукилометре от монастыря находится Святой источник. Комплекс монастыря был создан на средства Сергея Васильевича Перлова, одного из сыновей основателя чаеторговой фирмы Василия Алексеевича Перлова.
В начале 20 века число насельниц обители составляло более 800 человек. Помимо подсобного хозяйства сестры трудились в мастерских: иконописной, золотошвейной, башмачной, занимались фотографией, гончарным делом, ковроткачеством. 21 год провела в монастыре сестра Л. Толстого Мария. В 1890-м г. Лев Николаевич приезжал к ней и начал здесь работу над повестью «Хаджи-Мурат».
Многоскорбная судьба России отразилась и на Шамординской обители. В 1923 году монастырь был закрыт. Часть сестер расстреляна, часть сослана. Монашеские келии заселялись мирскими лицами, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Там, где раньше возносились молитвы, теперь стояли сельскохозяйственные машины, а в центральном алтаре в качестве наглядного пособия находился громадный комбайн. От грохота механизмов содрогались стены, разрушалась кладка… В больничном корпусе в 1950-х гг. располагалась сельская школа, в которой учителем русского языка и литературы работал только-только окончивший Тбилисский университет Булат Шалвович Окуджава. Жил будущий великий бард рядом, в одной из келий.
«Мерзость запустения», полуразрушенные здания, березки на крыше Казанского собора, — вот что увидели здесь первые насельницы монастыря весной 1990 года. Прежний облик монастыря можно было представить только по фотографиям. Началась работа. Вначале была отреставрирована богадельня с храмом «Утоли моя печали». Его новое освящение состоялось в мае 1990 года. Казанский собор восстановлен в начале 2000-х г.г.
Описание составлено по буклету «Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине» изданному обителью в конце 1990-х г.г., и публикациям в газетах «Вечерняя Москва» от 16 сентября 1997 г. и «Подмосковье-Неделя» от 28 июля 2004 г.

Казанская Амвросиевская пустынь, общежительная, близ деревни Шамордино, Перемышльского уезда, в 20 верстах от города Перемышля, в 12 верстах от Оптиной пустыни. Учреждена в 1901 году из Казанской женской общины, основанной оптинским старцем отцом Амвросием в 1884 году (см. выше) в усадьбе, пожертвованной его духовной дочерью, Ключаревой (бывшей орловской помещицей, в иночестве Амвросией, скончавшейся 23 апреля 1881 года). Главную святыню пустыни составляет находившийся прежде в доме Ключаревой Казанская икона Божией Матери, про которую еще старец Амвросий свидетельствовал, что она «несомненно чудотворная», и заповедал молится перед нею и хранить ее. Здесь же находится икона Богоматери, именуемая «Спорительница хлебов» и изображающая Божию Матерь (без Богомладенца), с распростертыми для благословения руками, сидящую на облаках, реющих над полем, на котором среди цветов и травы стоят и лежат снопы сжатой ржи. Такое изображение Богоматери, заимствованное с иконы «Всех Святых», находящейся в Богородичном Всехсвятском женском монастыре Орловской епархии, было в 1890 году прислано настоятельницей этого монастыря Оптинскому старцу Амвросию, а поле со снопами на этой иконе написано по мысли самого старца, которым дано и означенное наименование иконе (указывающее на то, что Богоматерь есть Помощница людям в их трудах к снисканию насущного хлеба) с назначением днем празднования ей 15 октября и которым эта икона и передана пустыни. В игумениевском корпусе пустыни неприкосновенно сохраняется маленькая келья старца Амвросия, где провел он последние месяцы своей жизни и скончался. Здесь находится большой портрет отца Амвросия во весь рост. При пустыни имеется школа, типография, в которой печатаются листки религиозно-нравственного содержания для народа, переплетная; заведены также разные художественные рукоделия, живопись, фотография, чеканная работа, золочение и серебрение, резьба по металлам, ткание великолепных ковров, шитье золотом и шелками. При пустыни имеются основанные старцем Амвросием благотворительные учреждения: приют на 60 крестьянских девочек сирот, от году и более, приют на 10 убогих калек, женская богадельня, больница (где открыт бесплатный прием для приходящих больных и бедные из них получают лекарство бесплатно) и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Водонапорная башня. В возвышающемся за трапезной здании находится водонапорная башня, обеспечивающая водой весь монастырь. Построена на средства С.В. Перлова в 1906 году.
Больничный корпус. Это здание было пожертвовано в 1905 году Анной Яковлевной Перловой для устройства монастырской больницы с амбулаторией для оказания медицинской помощи сестрам и местным жителям. В больнице имелось несколько палат на 60 коек, в амбулатории принимали иногда до двухсот человек в сутки.
Дом С.В. Перлова (1836-1910), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь. Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами преп. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с настоятельницами. Анна Яковлевна после его смерти жила в Москве, часто приезжая в Шамордино с детьми и внуками. Перед смертью (1919 г.) приняла постриг с именем Амвросия. В настоящее время дом Перловых восстановлен и используется для монастырских нужд.

В деревне Каменка направо уходит дорога к селу Шамордино, известному своим женским монастырём. От прочих монастырей округи Шамординский отличает то, что он молод, начало своё берёт от женской общины, основанной в 1884 году. Однако история его появления самым непосредственным образом связана с более древней Оптиной пустынью, лежавшей отсюда в 12 верстах, и потому, что основатель монастыря был оптинский старец Амвросий, и потому, что многие женщины сначала приходили в Оптину пустынь за советом и утешением, а потом сделались насельницами в Шамордино.
Итак — Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891) родился в Тамбовской губернии в семье пономаря. Окончил семинарию, во время учёбы серьёзно заболел и дал обет, если выздоровеет, уйти в монастырь. В 1839 году пришёл в Оптину пустынь. Сначала был в послушании у старца Льва, потом келейником старца Макария. В 1845 году сильно простудился, долго болел, едва не умер, но в 1848 году пошёл на поправку. Примерно с этого времени, можно сказать, он и сам стал старцем. Старец — не обязательно старый, но мудрый и проницательный человек, хороший психолог, к которому люди приходили за советом в сложных жизненных обстоятельствах. И он, всепонимающий и прозорливый, выслушивал людей, вникал в их проблемы и давал им советы и наставления. При этом важно, чтобы пришедший к старцу твёрдо верил, что данный совет правильный и старец знает, что говорит. От этого происходили исцеления, у отчаявшихся появлялась надежда.
Молва о старце Амвросии быстро распространилась. К нему приходили и простые люди, и власть имущие, и представители интеллигенции, среди которых был, например, Лев Толстой. О нём Амвросий сказал, что он «очень горд» — что ж, великий писатель мог себе это позволить. Ежедневно к Амвросию приходило множество людей, и он принимал их в своей «хибарке». Приём одного длился в среднем 10-15 минут, потом другой, третий, с утра до вечера. И вот, вероятно, принимая так много разных людей в мужском монастыре, он осознал необходимость возникновения поблизости монастыря для женщин. То, что это была правильная мысль, подтверждает тот факт, что в едва основанном Шамординском монастыре накануне революции уже проживало более 800 насельниц.
Созданием монастыря Амвросий занимался долго и кропотливо. В 1870 году местный помещик Калыгин решил провести остаток своих дней в монастыре. Он обратился к Амвросию за помощью, чтобы продать принадлежащий ему хутор и землю возле деревни Шамордино. А у старца была одна знакомая богатая помещица А. Н. Ключарева. У неё были свои проблемы: сын её женился, у него родились две дочки близняшки Вера и Люба, а жена после родов умерла. Сын занялся своей жизнью, оставив девочек на бабушку. Ключарева заменила им мать, она проживала вместе с девочками в собственном доме возле Оптиной пустыни. Вот Амвросий и убедил её купить хутор неподалёку от монастыря, чтобы построить для девочек дачу. В 1881 году А. Н. Ключарева (в монашестве — Амвросия) умерла. В 1883 году умерли от дифтерии обе её внучки. Согласно завещанию Ключаревой, в случае смерти девочек в шамординском имении надлежало устроить женскую религиозную общину, на содержание которой был оставлен некоторый капитал. И в 1884 году такая община была создана, в ней освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Первой настоятельницей по просьбе Амвросия стала его духовная дочь София Болотова, а первыми сёстрами бывшие крепостные Ключарёвой.
Тут надо вспомнить, что после отмены крепостного права к тому времени ухе прошло 23 года и женщины эти скорее всего были уже пенсионного возраста. К тому же сам Амвросий направлял сюда многих женщин немощных и больных. В короткое время число насельниц достигло 250 человек. Так что у настоятельницы Софии было полно забот, как обустроить и накормить всех этих женщин. Тем не менее, дела потихоньку шли, старец Амвросий регулярно приезжал сюда из Оптиной пустыни и вообще любил это место. В задумках было построение большого собора, но на большой собор и средств надо немало. И средства нашлись. В монастырь к Амвросию приезжала неоднократно А. Я. Перлова, жена богатого чаеторговца Сергея Васильевича Перлова (его «Дом чая», оформленный в стиле китайской пагоды, и сегодня красуется на Мясницкой улице).
С. В. Перлов был человек практичный, расчётливый, и его супруга сильно удивилась, когда однажды он сказал, что едет в Оптину вместе с ней. По приезду супруги увидели, что перед хибаркой старца по обыкновению толпится народ. Перлов разговорился с одним мальчиком лет 10, который пришёл сюда с бабушкой. Перлов спросил: «Зачем же ты пришёл к отцу Амвросию, ты хочешь просить у него помощи?». На это мальчик ответил, что у него умерла мать, и он с бабушкой пришёл спросить — как им теперь жить. Этот ответ смутил Перлова: «Идут за сотни вёрст к монаху узнать, как им жить — значит они уверены, что он знает это…». Впрочем, побывав у старца, он уже не удивлялся. Беседуя с ним, Перлов сознался, что владея большой торговой фирмой, часто раздажается от глупости и разгильдяйства подчинённых. Амвросий ответил: «Ведь вы имеете дело с русскими людьми, а русский народ всегда живёт на «авось, небось и как нибудь». Этот ответ понравился Сергею Васильевичу и он… В общем он стал спонсором Шамординского монастыря. На его деньги в 1889-1892 гг. был возведён большой Казанский собор с 15-ю куполами по проекту архитектора Шервуда.
1890-й год в России выдался неурожайным. Однажды во время молитвы Амвросию было видение — Богородица, парящая над хлебным полем в излучине реки Серёны у Шамордина. Со слов Амвросия художник Д. Болотов написал новую икону, которую Амвросий нарёк «Спорительница хлебов». И хотя вокруг неё были дискуссии, что, мол, никакая это не икона, а просто картина, она быстро стала популярной у крестьян.
Амвросий умер 10 октября 1891 года будучи здесь, в деревянном доме, в котором всегда останавливался приезжая в Шамордино. Он был похоронен в Оптиной пустыни. Но основанная им община продолжала жить. В 1901 году она получила статус монастыря. Все значимые постройки возведены на средства С. В. Перлова. Он приезжал сюда часто и построил для себя красивый кирпичный дом в русском стиле. Жертвуя деньги, он не просто давал их всем нуждающимся, а старался привлечь сестёр по-возможности к созидательному труду; при монастыре организовал мастерские: иконописную, чеканную, золочения по металлу и по дереву, золотошвейную, переплётную. И очень гордился тем, что Казанский собор обители украшен трудами местных мастериц. На его деньги была построена водонапорная башня монастыря и больница. Последним стало возведение кирпичного дома-футляра над домиком, где скончался старец Амвросий. В 1910 году Перлов умер и был похоронен в усыпальнице Шамординского монастыря.
В 1910 году произошло ещё одно событие. В монастырь приезжал Лев Толстой. Умирая на станции Астапово, он запрещал пускать к нему священника. Так вот: уже уйдя из дома, но ещё до того, как простудившись в пути, он сошёл с поезда в Астапово, Толстой заехал в Шамордино. Впоследствии некоторые деятели объяснили, что так он пытался показать своё раскаяние. Меж тем, он просто заехал к своей сестре Марии Николаевне, которая там жила. Ведь ему было уже за восемьдесят, сверстники и друзья молодости давно умерли, по настоящему близких людей осталось мало. Может быть, предчувствуя близкую смерть, он и хотел повидаться с сестрой.
В 1923 году монастырь был закрыт и разорён, в его зданиях разместились разные организации. Деревянный дом-келья Амвросия был разобран и вывезен, а в стоявшем над ним доме-футляре устроили гараж. В монастырской больнице после войны находилась школа. В этой школе один год работал учителем Булат Окуджава. В 1950 году он окончил Тбилисский университет по специальности филолога, но работать в Москве ему, как сыну репрессированного, было нельзя. Его распределили в сельскую школу, которая помещалась в 2-х этажном кирпичном здании бывшей монастырской больницы.
В год 1000-летия Крещения Руси (1988) в Троице-Сергиевой лавре проходил Поместный собор, он причислил Амвросия Оптинского к лику святых, а вскоре РПЦ вернули и Казанский Амвросиевский монастырь в Шамордино. Началось восстановление. Сегодня, входя в ворота монастыря, мы видим алтарную часть грандиозного Казанского собора, у которой находится место захоронения настоятельниц. Справа идёт дорожка, вдоль неё расположены: Казанский собор, соединённый переходом с Трапезной (построена в 1893 году на месте дома помещика Калыгина, арх. Р. Клейн), водонапорная башня нач. ХХ века, дом Перллова (несколько в глубине), дом-футляр, где ныне устроен храм Амвросия Оптинского. Направо уходит дорожка в сторону больницы и церкви в честь иконы «Утоли моя печали», построенная при богадельне в конце ХIХ века. Прямо, на холме, Троицкая церковь (2008 год) при кладбище, налево идёт тропинка к родникам.
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. «Москва-Калуга-Козельск». — Москва, 2015

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?