Бобренев монастырь основан в 1381г. как сторожевой пункт на подступах к Коломне. Его строительство и название предание связывает с героем Куликовской битвы Дмитрием Волынцем по прозвищу Боброк.
Первые документальные сведения о постройках монастыря относятся к 1577г., тогда собор и трапезная Входоиерусалимская церковь были каменными, остальные постройки и ограда — деревянными.
Монастырь был полностью обновлен в 1790-х гг., когда он был загородной резиденцией коломенских архиереев. В первой половине XIXв. он был административно объединен со Старо-Голутвиным монастырем (см. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь). Территория в это время была расширена, появились новые здания и новый участок ограды. Из построек монастыря сохранились Собор Рождества Богородицы (1790г.) с современной ему шатровой колокольней, Федоровская церковь 1861г., Настоятельский корпус XVIII-XIXв., келейные корпуса, стены и башни XVIII-XIXвв.
Бобренев Рождественский монастырь, 3 класса, общежительный, близ деревни Бобреневой, в 1 версте от города Коломны. Основан, по преданию, воеводой Дмитрием Михайловичем Волынским, по прозванию Боброк, около 1381 года, по обету за Куликовскую победу над Мамаем. В монастыре находится особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Коломенскій Богородице-Рождественскій Бобреневъ 3-го класса общежительный мужской монастырь, на возвышенной местности, при р. Москве, близъ дер. Зобреневой, въ одной версте отъ у. г. Коломны и въ 2 в. отъ станціи Московско-Казанской ж. д. „Новая Коломна». По преданію, построенъ въ конце XIV в. великимъ княземъ Димитріемъ Донскимъ или его главнымъ воеводой Димитріемъ Михайловичемъ Волынцемъ, носившемъ прозвище „Боброкъ» по обету после Куликовской победы надъ Мамаемъ; въ 1764 г. оставленъ за штатомъ; въ 1790 г. возобновленъ и сталъ дачею Коломенскаго епископа; въ 1800 году приписанъ къ Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю; въ1865 г. по Высоч. повелѣнію возведенъ на степень самостоятельная. Храмовъ два, каменныхъ:
1) холодный — въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ двумя приделами: во имя св. Тихона Задонскаго и во имя Всехъ Святыхъ (построенъ въ 1790 и возобновленъ въ 1830 г.); 2) въ честь Феодоровской иконы Б. M., съ двумя приделами: въ честь Казанской иконы Божией Mатери и во имя преп. Давида Солунскаго (построенъ въ 1861 г. на средства возобновителя монастыря пот. поч. гр. Давида Ивановича Хлудова).
Въ монастыре находится местночтимая Феодоровская икона Б. M. Mонастырь владеетъ 425 дес. земли. Игуменъ, іеромонаховъ 5, іеродіаконовъ 3, послушниковъ рясофорныхъ 4, указныхъ 9 и живущихъ на испытаніи 16.
Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, стр. 482-483
Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского— Димитрия Михайловича Боброка Волынца.
В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).
В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.
В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.
Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь— Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение— святые ворота, всё остальное было деревянное.
В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху— церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу— во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.
В 1795 году монастырь обнесен каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего М.Ф.Казакова.
В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне, митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голоутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в тоже время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми принадлежащими угодьями.
В 1830 году, построенный в 1790 году, храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол— Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезе были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Фёдоровской икон Божией Матери.
Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.
Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, второй надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён в 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.
Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 гг. в формах псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность. Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.
В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.
В 1861 г. благотворителем Д.И.Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовала и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого, пожертвована пахатная земля.
Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д.И.Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.
29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём оного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.
К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолоченный трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.
На рубеже XIX-XX вв. монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.
14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.
Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах павших на Куликовом поле.
В 1929 г. монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 г. весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.
Как только в марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. Полторы тысячи рейсов пришлось совершить мощным КАМАЗам, чтобы вывезти с территории монастыря мусор (после длительной эксплуатации монастырь был превращён в свалку, куда свозили падёжный скот, битое стекло и т.д.).
В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Феодоровской церкви.
18 июня 1992 г. первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В день Святого Духа 7 июня 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
29 августа 2005 года было совершено торжественное Великое освящение отреставрированной Феодоровской церкви, которое совершил Митрополит Ювеналий. 8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще раз посетил обитель и совершил заупокойное богослужение в память воинов на поле брани Куликовом убиенных.
Источник: http://www.bobrenew.narod.ru/
Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1381 году св. князем Димитрием Донским по обету. Посвящение монастыря объясняется датой победы русского воинства на Куликовом поле – 8 сентября 1380 года. А вот его наименование – Бобренев – приписывают воеводе Димитрия Донского Боброку. Вспоминают и некого Бобрыню, и Бобруху, а вместе с ними и боярина Андрея Кобылу. Так как документов об основании монастыря не сохранилось, учёные мужи продолжают вести дискуссии о названии. Мне же нравится версия о простых животных – бобрах, которых здесь в давние времена много водилось. И река рядом, и заводи.
Сведений о первом белокаменном Рождественском храме не сохранилось. Только одни предположения типа «вероятно» или «скорее всего». Вообще история Бобренева монастыря не изобилует веером дат и событий. Даже такое потрясение для России как Смутное время не оставляет следов в истории монастыря. Словно четыреста лет он как бы и не существовал. Вот такой провал в истории.
В конце XVII века Бобренев монастырь становится летней резиденцией епископа Коломенского. В это время завершаются каменные постройки Рождественского собора (1790 г.). В 1830 году был значительно реконструирован Рождественский собор. Закрыт в конце 20-х годов XX века. Реставрирован в конце прошлого столетия. Монастырь опоясывается оградой с башенками (1795 г.) из красного кирпича с орнаментом из белого камня.
В начале XVIII века перестраивается архиерейский корпус в камне. А в 1860 году был закончен и храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Отремонтирован в начале 90-х годов XX века. В этом же году строятся братский и настоятельский корпуса. Монастырская ограда с удивительными декоративными башнями и Святыми вратами закончена в конце XVIII века.
В начале 1920-х гг., как и полагается в советской истории, монастырь закрыли. Правда, окончательно церкви закрыли только в конце 20-х годов прошлого столетия.
Можно только догадываться, как училось детям в школе, открытой в настоятельском корпусе. Или жилось рабочим местного совхоза в братском корпусе. Не пропадать же добру. Церквям повезло хуже. Гараж и удобрения — вот назначение памятника архитектуры и духовного центра.
В 1991 году монастырь вернули РПЦ. В 1995 году был освящен Феодоровский храм.
Мало кто знает, что есть в монастыре «храм поющих ангелов», как сейчас называют один из приделов Богородице-Рождественского собора. Дело в том, что эта церковь отличается необыкновенной акустикой, в ней пение даже одного человека под сводами чудесным образом распадается на разные голоса, и потому кажется, что поет целый хор искусных вокалистов. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать.
Лучше всего к монастырю подходить со стороны Коломны, через понтонный мост через реку Москва, по ее берегу, по дороге, не спеша — к стенам и изящным башенкам старого монастыря.
В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец (Волынскйй), в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев — по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный — в знак того, что монастырь заложен по обету.
В 1969–1970 г. г. при исследовании современного Богородицерождественского собора М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам св. благоверный Димитрий Донской.Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом.Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Примерно в середине XVI в. строится шатровая Входо-Иерусалимская церковь (возможно — по замыслу и при участии коломенского владыки Феодосия). Основу храма составлял кубообразный четверик, по всей видимости, сразу переходящий в 8-гранный шатер. С запада к четверику примыкала трапезная, под которой находились поварня и келья. При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы, украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя». Далее описывается церковь «Вход Еросалима, да трапеза каменны… да на церкви двои колокола, да в монастыре жь келья игуменская, да II келей пустых, а ворота святыя обволилися, городьба была в замете, погнила, обвалилась, да у монастыря двор конюшенный».В середине XVII в. секретарь посольства Антиохийского Патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский описывает цветущее состояние обители: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий». Описание сделано в 1654 г.К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Опись 1701 г.: «В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею… В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый… с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом… У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом…». Все остальные постройки — деревянные. Звонницы в монастыре не было. Пять колоколов висело на столбах. В 1757 г. начинается созидание нового кирпичного собора. В 1763 г. была сделана так называемая Офицерская опись, в которой описано и состояние строительства, и весь монастырь. Видно, что храм почти готов; не достроена лишь колокольня, у которой выложили только часть первого яруса. Входо-Иерусалимская церковь к этому времени еще сохраняла свой древний облик. В описи упомянуты каменные Святые ворота. Кельи и прочие постройки — деревянные.
Екатерина II готовила монастырскую реформу, так называемую секуляризацию, при которой монастырские земли отторгали в казну, а обители разделяли на классы, а каждый монастырь получал жалованье соответственно классу. Реформы привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались «за штатом». В числе таких монастырей оказался и Бобренев. В 1764 г. он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нем самым губительным образом. Почти завершенное строительство нового собора остановилось…В 1790 г. был завершен Рождественский собор. Достроили его колокольню; и прекрасный белый храм, словно свеча, озарил просторную коломенскую равнину. Обращает на себя внимание величаво-архаичный облик памятника. В нем нет пышных украшений, столь характерных для эпохи барокко. Вся его суровая мощь говорит скорее о духе XVII столетия, что, видно, и сбивало с толку многих исследователей, которые датировали монастырскую звонницу XVII в., хотя достоверно известно, что она завершена в 1790 г. Во-вторых, в этом же году начали строить монастырскую ограду.Стены Бобренева заслуживают отдельного повествования. Они выстроены в стиле русской готики, вероятно — по проекту великого зодчего Матвея Казакова. Напротив Коломенского Кремля появился как бы маленький кремль: белые стены, Святые ворота, украшенные причудливыми резными пирамидками, а по углам — алые башни с узорчатой белокаменной резьбой и шпилями.
В XVIII в. ограда составляла неправильный четырехугольник с четырьмя башнями по углам. Она была завершена в 1795 г., причем для этой цели Коломенская консистория разрешила специальный сбор по указу от 27 июля 1795 г. В 1790-е гг. строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный. Их первый этаж был каменным, а второй — деревянным. Деревянные покои исстари считались более полезными для здоровья.
В 1800 г. в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин.27 июля 1802 г. Митрополит Платон (Левшин) распорядился исправить положение. «Бобренево-Голутвина монастыря строителю иеромонаху Самуилу. В былом Бобреневе монастыре теперь только один иеромонах, послушников никого; а Голутвин монастырь пользуется его землею и доходами. Почему мы и признаем за справедливое: определить в Бобренев от Голутвина монастыря еще одного иеромонаха или священника, да одного иеродиакона или диакона и двух послушников. О сем стараться строителю и тем доставить нам удовольствие и всему городу». Попечением о. Самуила обустройство монастыря продолжалось.
В марте 1813 г. о. Самуил освятил в Бобреневе новый придел во имя Феодоровской иконы Божией Матери, устроенный на средства уездного казначея П. И. Алисова. В качестве помощника о. Самуила Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). При его участии в 1822 г. был возобновлен иконостас Богородице-Рождественского собора, а вместо ветхих строений: архиерейского дома и келий с деревянным верхом и каменным низом, он выстроил новый каменный корпус в два этажа. В верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, а внизу — еще 8 келий и трапеза с поварней.В 1830 г. был довольно значительно реконструирован Рождественский собор. Свод между ярусами главного помещения разобрали. Получился цельный красивый, необыкновенной высоты храм. Престол Рождества Богородицы перенесли вниз, а престол Алексия человека Божия упразднили. Для зимнего богослужения приспособили трапезную. Холодный четверик закрывался на зиму, а в трапезе служили в двух приделах: справа — в честь Казанской, а слева — во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1820-х гг. рядом с Пятницкими воротами Коломенского Кремля выстроили часовню Св. Антипия.Отдельное слово нужно посвятить Давиду Ивановичу Хлудову. Именно благодаря его стараниям Бобренев монастырь возрождается в прежнем блеске. Посетив обитель около 1850 г., Д.И. Хлудов был удручен бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в Богородицерождественским соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. И вот в середине XIX в. начинаются хлопоты о возобновлении монастыря как самостоятельной обители. В 1853 г. делается опись монастыря, которая фиксирует его состояние перед новым строительством. В описи перечислены 7 колоколов, из них самый большой весом 191 пуд 31 фунт. В этом же документе есть указания о вышеупомянутой часовне близ Пятницких ворот.В 1858 г. на должность строителя монастыря был назначен иеромонах Феоктист. Благодаря жертвам щедрого храмоздателя, строителю Феоктисту удалось в короткие сроки возвести на месте прежних руин Входо-Иерусалимской церкви новый храм. Посвящение выбрали в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1860 г. храм был завершен. Его строили по хорошему проекту в стиле позднего классицизма. Он, может, был несколько суховат во внешней отделке, но в целом производит достойное впечатление. Спокойно-величавый облик здания хорошо гармонирует с общим аскетичным и сдержанным духом древней обители. Веяния «деградирующего классицизма» и пестрого «русского стиля» миновали эту постройку.
В 1864 г. Д. И. Хлудов для усиления доходов монастыря пожертвовал участок земли в Коломенском уезде — 65 десятин, 2202 сажени.2 июля 1864 г. Высокопреосвященный Филарет Митрополит Московский и Коломенский, написал следующую резолюцию: «Божие благословение благотворителю, а от нашей мерности, вместе с братиею обители, благодарность…».В 1860-х гг. поновляются или строятся заново келейные корпуса. Принимает свои окончательные формы монастырская ограда. После многолетнего с троительства она превратилась в неправильный многоугольник с 8-ю башнями, Святыми воротами, обиходными воротами с калиткой и задней калиткой с двумя примыкающими корпусами служб. По высочайшему повелению 29 июля 1865 г. Бобренев монастырь был возведен на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нем одного настоятеля и 15 человек братии. Окончательное утверждение штата монастыря стало венцом стараний замечательного благотворителя Давида Хлудова. И после этого он продолжает жертвовать на обитель; в частности, им увеличивается число колоколов на монастырской звоннице.
Некоторое представление о благолепии Бобренева дает краткое описание 1870 г. В октябре этого года в Коломенском уезде побывал Преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московский. Он посетил и Бобренев и его новоукрашенный собор. «В этом благолепном храме преос. Игнатий совершил 3-го октября с обычной торжественностью Божественную литургию (всенощная была накануне в градском архиерейском доме), и на малом входе посвятил Бобреневского строителя иеромонаха Феоктиста, 12 лет управляющего монастырем, — в сан игумена. Поселяне из слободы Бобреневской и окрестных деревень с любопытством смотрели на торжественные обряды богослужения и усердно молились. Приятно было смотреть на этот верующий, молящийся коленопреклонный народ!». Так описал памятный визит владыки архимандрит Григорий в Московских епархиальных ведомостях 1870 г.
В 1887 г., подобно другим святыням Коломенского уезда, Бобренев монастырь получил свою Метрику, т.е. подробное описание архитектурных и церковных сокровищ. Там описывается трехъярусный вызолоченный резной иконостас Богородице-Рождественского собора, старинные иконы. Стенная живопись к этому времени уже требовала поновления. На звоннице насчитывалось 15 колоколов, из них 3 — пожертвованные К.М. Кисловым и Д.И. Хлудовым. Описана также Феодоровская церковь и ее реликвии.«Дивную, умиротворяющую картину являл собой монастырь в конце XIX века. За причудливо-сказочной оградой белели, словно два облака, монастырские храмы, рядом стояли два строгих и аккуратных двухъярусных корпуса. В одном из них размещались покои настоятеля и кельи, в другом — помещения для трудников и хозяйственных принадлежностей. Имелись также погреба, сараи, баня и конюшня, — все, что нужно для правильного хозяйственного обихода. Слева от Святых ворот располагался небольшой садик с примыкающим к нему огородом, а дальше, направо, к востоку от собора, за его алтарями, лежало братское кладбище, осененное зеленеющими тополями и березами. Здесь, кроме братии, находили упокоение также благотворители монастыря. Сколь поучительно было бродить по этому своеобразному парку, всматриваться в белокаменные, гранитные и мраморные надгробия, читать назидательные тексты, начертанные на этих скрижалях и благоговейно молиться о, упокоении душ «зде лежащих и повсюду православных христиан!»…При монастыре 14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для нее отвели помещение в особом монастырском здании; здесь же располагалась квартира учителя.В 1917–1918 г.г. обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х г.г. монастырь закрыли. Монастырь разрушался постепенно. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры для рабочих. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения. Однако еще в середине XX в. в ризнице находилась часть монастырской библиотеки. Окончательно добило монастырь устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. Алтарная стена была пробита, и через нее в храм заезжали трактора. Монастырские книги и рукописи вышвырнули на улицу. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падежный скот, битое стекло, мусор.
В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. С 1991 г. начинается восстановление славного памятника Куликовской победы. Реставрацию святыни взяла на себя община московского храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Б. С. Кудинкиным. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 г. первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. Подворьем монастыря стала древняя церковь Иоанна Предтечи на Городище.
http://bobrenev.ru/mon/mon10.htm