Собор Рождества Христова расположен на бывшей Рыночной площади. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После пожара 1677 г. вместо неё построена нынешняя каменная, с нач. XVIII в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине – полковым собором. Замечательный памятник украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. В советское время пустовал, ныне действует, рядом построена небольшая колокольня.
Деревянный храм известен с 1617 года. Возможно, он существовал на месте храма времен Киевской Руси. В 1677 году храм сгорел, вскоре на его месте был выстроен нынешний каменный. В 1744 году собор обгорел, но сохранил первоначальный облик, был возстановлен. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном.
В период советской власти был закрыт и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения.
Сведения из статьи «Действующие храмы Брянской епархии», опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 г. Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г.
Собор Рождества Христова возвышается в самом центре Стародуба, на Рыночной площади. Считается, что предшественником собора был храм, возведенный еще во времена Древней Руси. На самом деле, документальное подтверждение существования на данном месте храмовой религиозной постройки датируется не ранее, чем 1617 г. Здесь стояла деревянная Стародубская полковая церковь, которая сгорела в пожаре 1677 г. Сооружение заменили каменным, которое уже к началу XVIII века получило статус соборного храма.В композицию собора Рождества Христова удачно вплетены идеи украинского казацкого барокко в сочетании вычурными декоративными вкраплениями московских зодчих XVII века, творивших в мотивах «нарышкинского» барокко. Поговаривали, что внутреннее убранство интерьера обители ничем не уступало его внешнему богатству и разнообразию форм. Согласно свидетельствам 1744 г., внешняя часть сооружения храма сильно пострадала в результате пожара, хотя и удалось сохранить намек на былой облик собора.В годы советской власти церковное здание было закрыто, богослужение прекращено. Эпоха его возрождения пришла с перестройкой, когда постройка была впервые отремонтирована. А в 1996 г. силами «Стародубского казачьего полка» и Брянской епархии собор Рождества Христова был отреставрирован полностью.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/sobor-rozhdestva-hristova-13350.html
Собор Рождества Христова, называемый также Старым, или Казацким, возвышается в самом центре Стародуба, на бывшей Рыночной площади. Пожалуй, это главное украшение старинного городка, символ вечной его храбрости и стойкости. Издавна собор славился на всю округу замечательными росписями, богатством отделки и колокольным звоном. Стародуб — очень древний город, один из крупнейших и самых оживлённых в Древней Руси. Трудно поверить, но впервые он упоминается в Поучении Владимира Мономаха за 1079 год. Татары, поляки, литовцы, шведы, русские, украинцы, белорусы — все перебывали тут. Одни жгли и уничтожали город, другие возрождали его. Как утверждал известный знаток архитектуры Брянщины искусствовед Михаил Цапенко, в ХIХ веке в городе было 22 церкви. Они славились как по письму образов, так и по звону колоколов. Некоторые были разобраны уже после Великой Отечественной войны.
Некогда крупный и шумный, Стародуб ныне утерял былой блеск. Но остались памятники старины, в том числе несколько церквей, построенных в стиле, сочетавшим черты русской и украинской архитектуры ХVII — ХVIII веков. Из церквей Стародуба первой половины ХVII века известны только две: Рождества Христова и Воскресения 1629 года. О последней в истории Стародуба больше не упоминалось. В композицию собора Рождества Христова удачно вплетены идеи украинского барокко в сочетании с вычурными декоративными вкраплениями московских зодчих. По некоторым данным, строителем храма был глуховский мастер Матвей Ефимов со своей артелью. Кирпичный храм построен в конце ХVII века вместо деревянного, который был уничтожен при сильном пожаре 1677 года. В начале ХIХ века стал соборным храмом города, а при гетмановщине — полковым собором.
Согласно свидетельствам 1744 года, внешняя часть сооружения сильно пострадала в результате пожара, но черты облика собора остались. Это самый интересный из сохранившихся в Стародубе памятников. Он играет важную роль в городском силуэте. Многие любители старины и даже специалисты убеждены, что другого подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Есть предположение, что проект собора не составлялся на бумаге: компоновка объёмов и наружная пластика, возможно, менялась по ходу его возведения. К примеру, окна были расположены в неожиданных местах и без видимой логики. Вид здания несколько архаичен, лишён симметрии и классической строгости. При всём этом храм создаёт впечатление солидности и уравновешенности. По типу это один из ранних образцов украинского трёхкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объём в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим гранёным куполом увенчан световым восьмериком со скуфьеобразной главой. Восточная грань восьмигранника сильно увеличена, а примыкающие к ней боковые, наоборот, сокращены и поставлены почти в одну линию с боковыми фасадами, что создаёт ассиметрию. Лишь в верхней части этот объём приобретает правильную форму. Не совсем обычна и форма примыкающих пониженных частей: алтарь пятигранный, а притвор (бабинец) четырёхгранный. Над их купольными кровлями в нач. ХIХ века поставлены цилиндрические барабаны с пологими покрытиями и главками. Оригинальный декор фасадов в основном выполнен в духе русских храмов ХVII века.
В 1937 году храм был закрыт, помещение использовалось в качестве хозяйственного склада. В 1980-х годах отремонтирован и освящён. Отреставрирован в 1996 году. Рядом построена небольшая колокольня. Летом 2013 года традиционный цвет куполов храма заменили на золотистый, установив также новые восьмиконечные кресты под золото, каковых никогда не было. Все эти поновления вызвали протесты ревнителей старины.
Из книг: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014 и «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область». — М: Наука, 1998.
О точной дате сооружения этого храма со всей определенностью сказать невозможно. По страховым документам 1910 года, его относят к XIII веку. Некоторые исследователи, опираясь на некую справку, утверждают, что в его фундаменте сохранилась закладная табличка 1405 года. Информация, конечно же, спорная, но со всей уверенностью можно сказать, храм уже существовал в начале XVII в., правда, в деревянном виде.
Деревянная церковь Рождества Христова известна в Стародубе с 1617 г., однако во времена нахождения Стародуба в составе Речи Посполитой это был униатский храм. Затем, после пожара 1677 г. на месте сгоревшего был построен нынешний храм в каменном виде в стиле украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. С начала XVIII в. он стал соборным храмом Стародуба. Собор сильно пострадал извне в городском пожаре 1744 года, но общие черты сохранились до наших дней, он и по сей день собор Рождества Христова украшает базарную площадь.
Это один из ранних образцов украинского трёхкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объём в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим гранёным куполом увенчан световым восьмериком с главкой.
Оригинальный декор фасадов в основном выполнен в духе русских храмов 17 в. Карниз типа «пилы» переходит с алтаря и трапезной на боковые стороны центрального объема, отделяя их верхнюю часть с парными кокошниками и широким венчающим карнизом из трех рядов «пилы» и городчатых зубчиков. Прямоугольные окна в два яруса заключены в наличники с полуколонками и разорванными фронтонами в духе «нарышкинского» барокко и резко контрастируют с входными арочными проемами без обрамлений в притворе и центральных боковых гранях восьмерика. В последних расположены сильно удлиненные окна, полуколонки которых достигают более чем половины высоты стен. Верхние, меньшие окна притвора и алтаря, а также киот над западным входом имеют простые рамочные наличники с треугольными фронтонами. Лишь углы объемов декорированы длинными лопатками, разделенными на части полочками с рядом поребрика.
В интерьере главное помещение храма с восемью неравными гранями как бы расширяется к алтарю. В восточных углах устроены трехступенчатые тромпы при переходе к разным по величине лоткам сомкнутого свода с восьмигранным световым кольцом в центре. Алтарь с аналогичным сводом полностью открыт в храм широким арочным проемом, который ранее был закрыт высоким ярусным иконостасом (утрачен). Сомкнутый четырехлотковый свод, так же как и у алтаря прорезанный световым отверстием барабана, перекрывает притвор. Внутристенная лестница в северо-западном углу храма ведет на узкие хоры. Их деревянное выгнутой формы ограждение с красочной декоративной росписью в народном духе выглядит очень нарядно на фоне оштукатуренных стен с простыми карнизами у основания свода и легкими тягами-обрамлениями арочных откосов окон.
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства»