Стародуб. Церковь Спаса Преображения.

«Архитектурная биография усадьбы завершается строительством каменной Преображенской церкви (1826-1830), заказчицей которой была владелица усадьбы, дочь екатерининского генерала Александра Ильинична Нефедьева. Здание производит двойственное впечатление. В уравновешенной по массам и красивой по силуэту композиции храма – с четвериком, увенчанным купольной ротондой, и убывающими кверху параллелепипедами колокольни – еще в полной мере ощущается безупречное построение архитектурных форм, свойственных даже рядовым постройкам русского классицизма. Но налицо и позднеклассический характер памятника, уже нет былого единства декоративной темы фасадов, уже сказывается разномасштабность в оформлении отдельных элементов здания (четверика и трапезной с апсидой). Все эти отступления возникли как бы помимо архитектора, не вследствие неумения его, а от усталости стиля, от развития в архитектуре новых начал, исподволь ведущих классицизм к эклектике».
Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)». — М., 1988

Село Стародуб лежит на расстоянии от губернского города Тулы 77 верст и от уездного Каширы 7 верст. Местность изобилует источниками ключевой воды, очень редкой по достоинству и силе течения, равно богата лесною растительностью в окружности.
Приход названного села, кроме самого села, составляют деревни Елкино и Умрыхино с селением в числе 368 душ муж. пола и 405 жен. пола. Занятие жителей – земледелие и отхожий промысел на фабрики московского района.
Первобытная история села Стародуба и его прихода лежит за пределами точных историко-хронологических указаний, по отсутствию этих последних. Тем не менее, не трудно проследить факт исторического существования села Стародуба, в течение, по крайней мере, трехсотлетнего его периода. Первое известие о Стародубе мы находим в писцовых книгах XVI в.. в следующей заметке ( стр. 1417 ): «Стародубна на Гремячем колодезе, а в нем церковь Николая Чудотворца, деревянная, стоит на помещиковой земле». Заметка эта относится приблизительно к 1575 г.
В XVII в. Село Стародуб упоминается также с деревянной, во имя св. Николая Чудотворца, церковью, но построение последней относится к 1664 г., и строителем ее местное предание называет Богдана Васильевича Аладьина. Сын названного храмостроителя Андрей Богданович Аладьин в 1767 г. наделил означенную церковь причтовой землей в количестве 48 десятин. Наконец, в 1826 г. в селе Стародубе устроен каменный храм на средства помещицы Александры Ильиничны Нефедовой, освященный в 1830 г.
Храм этот, существующий и теперь, имеет три престола: в настоящей – во имя Преображения Господня и в приделах: в правом — во имя иконы Всех Скорбящих Радости, а в левом – во имя св. Николая Чудотворца. Иконостасы всех трех алтарей трехъярусные, с колоннами изящной работы и отделки.
При устройстве нового каменного храма, старый, деревянный, хотя с 1830 г. и был упразднен, но оставался на месте не разобранным до 1850-х гг., когда был снят, и место его ( собственно алтаря ) увековечено постановкою каменного столба и на нем двух икон: Всех Скорбящих Радости и Успения Божией Матери. Особо чтимой иконой в приходе и окрестностях его почитается Всех Скорбящих Радости. Икона эта древняя, в серебряно-позолоченной ризе.
Капитал церкви, пожертвованный храмостроительницей Нефедовой, состоит из билетов на 2438 руб., из которых 719 руб. в пользу причта.
Причт церкви, состоящий из священника и псаломщика, пользуется процентами с капитала в 719 руб. и церковной землей в размере 48 десятин.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». — Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 445.

Село Стародуб, расположенное немногим более чем в 15 км от Каширы, получило свое название от реки Стародубки. Издревле живописные окрестности этого села богаты лесами и источниками сильных ключевых вод. Первое известие о Стародубе встречается в писцовых книгах XVI века. В то время оно было знатным торговым местом, куда на Гостиный луг съезжались торговцы со всех окрестностей.
Первая деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена здесь еще в 1575 г. Деревянный храм перестраивался затем еще несколько раз, а в 1826 г. по инициативе помещицы Александры Ильиничны Нефедьевой началось строительство существующего ныне каменного храма в честь Преображения Господня. Храм, построенный в модном тогда стиле ампир, расположился на берегу живописного рукотворного пруда. В красивой по силуэту композиции храма ощущается безупречное построение архитектурных форм. Освящен он был в 1830 г. Помимо главного Преображенского придела, храм имеет еще малых: в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и во имя Николая Чудотворца.
История церкви и усадьбы Стародуб неразрывно связана с именами её владельцев – помещичьей семьи Аладьиных, княгини А.А. Борятинской, барской семьи Нефедьевых и последних владельцев усадьбы Тургеневых. Кроме строительства первой деревянной церкви при Аладьиных был устроен, уже упоминавшийся рукотворный пруд для чего был выкопан небольшой овраг, который затем перегородили плотиной и наполнили водой. Избы, расположенные на одном его берегу и церковь, стоящая над водой на другом организовывали единый сельский ансамбль, который в XVIII в. дополнили две липовых аллеи. А.И. Нефедьева, кроме строительства каменного здания Преображенской церкви расширила барский парк вдвое. Живописные парковые аллеи сохранились до сих пор. После смерти Александры Ильиничны новым владельцем села Стародуб становится ее двоюродный брат, известный декабрист Николай Иванович Тургенев. Отпустив живших в Стародубе крестьян на волю и отдав им большую часть земли, он кроме этого построил для них больницу, богадельню и здание школы, которое и сегодня можно видеть близ церкви. Примечательно, что имя этого замечательного человека упомянуто в романе Пушкина «Евгений Онегин». Потомки Николая Ивановича были последними помещиками владевшими усадьбой Стародуб. Перед революцией в селе проживало более 400 человек и насчитывался 61 двор.
В 30-х г.г. 20-го столетия храм Преображения Господня в селе Стародуб был закрыт и разорен. В советское время здание храма использовалось под склад местных колхозов и совхозов, вследствие чего, оно подверглось сильному разрушению как внутри, так и снаружи. Не сохранились ни настенная храмовая роспись, ни резные трехъярусные иконостасы, ни богатое внутреннее убранство церкви. Во время Великой Отечественной Войны от попадания снаряда сильно пострадала колокольня храма, а апсида была разрушена ударом молнии.
В таком виде в начале 90-х г.г. храм в аварийном состоянии был передан общине верующих. Началось его восстановление. Была положена новая кровля, настелен деревянный пол в трапезной части, поставлены новые двери и окна, обеспечено электрическое отопление храма. Оштукатурены и окрашенны стены фасада. Установлены колокола. Проведенные восстановительные работы позволили возобновить в храме регулярные богослужения. Но и сейчас восстановительные работы в храме Преображения не приостанавливаются – немало чего еще предстоит сделать для того, чтобы восстановить былую красоту Стародубской святыни.
Информация с официального сайта храма, http://starodub.cerkov.ru/main-page/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?