Старочернеево. Николо-Чернеевский мужской монастырь.

Чернеев Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 18 верстах от города Шацка, близ села Старого Черниева, на берегу реки Цны. Основан в 1570 году иеромонахом Матфеем, просветителем местного края, населенного в то время мордвой, мещеряками, черемисами и другими языческими народами; сначала был мужским; в 1912 году обращен в женский. Соборный монастырский храм во имя святого Николая чудотворца, построенный на месте бывшей деревянной церкви, освящен в 1736 году. Здесь замечателен величественный резной иконостас, занимающий всю восточную стену от солеи до сводов. Самая внутренность храмов в архитектурном отношении имеет ту особенность, что своды его держатся не на 4 столбах, как это принято вообще в старинных храмах, а на одном, по образцу Московской Грановитой палаты, построенной Иоанном III. Столп — четырехсторонний, имеет толщины 3 аршина 2 вершка. На лицевой (западной) его стороне помещена большого размера старинного письма Федоровская икона Божией Матери. Из особо чтимых икон в монастыре находятся образ святого Николая чудотворца, покрытый сребровызолоченным окладом с 4 стразовыми звездами по углам и Божией Матери — чудотворная Казанская и Всех скорбящих Радость. В ризнице монастыря хранится медный шестиконечный крест, по преданию, принадлежавший Ростовскому чудотворцу Авраамию (см. 29 октября). При монастыре два странноприимных дома, а в селе Чернееве монастырская школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь основан в 1573 году иеромонахом Матфеем в густом темном лесу, отсюда название — Чернеев; ныне с Старо-Чернеево на правом берегу реки Цны, недалеко от города Шацка. До 1816 года назывался Рождество Богородицкой Матвеевой пустынью. В начале своей деятельности играл большую просветительскую, миссионерскую роль среди местных жителей — мордвы и марийцев. По преданию, в древности на этом месте двое или трое пришедших с Черного моря христиан основали пустынь, которая вскоре была разорена.
Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Одно время подчинялся казачьему кругу. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монах Матфей. В XVII веке использовался в исправительных целях (по преданию, здесь находился в ссылке замешанный в интриге царевны Софьи и Милославского Симеон Медведев, в монашестве Сильвестр, 1641-1691 гг., писатель, ученый, автор записок о восстании 1682 года, богословских сочинений, силлабических стихов). В 1690 году монастырь был приписан к Тамбовскому Преображенскому собору, в 1764 году оставлен за штатом, в 1819 году введен в штат. В 1725-1764 годах к монастырю был приписан Успенский Вышенский монастырь. Окончательно обустроился в XVIII-XIX веках. В 1912 году преобразован в женский монастырь.
При монастыре ежегодно устраивали три ярмарки. После того как в 1738 году сгорел деревянный храм во имя святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, был построен новый соборный, холодный, каменный — святителя Николая Чудотворца (1738-1751 гг., освящен в 1756 г.), с двумя алтарями — в честь святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы (возобновлен после пожара в 1860 г.). Одностолпный (по образцу московской Грановитой палаты). Славился архитектурой и богатым деревянным, резным иконостасом, занимавшим всю восточную стену. В 1838 году игуменом Иосифом сооружен теплый двухэтажный храм. Внизу — храм Всех Святых, вверху — Казанской иконы Божией Матери. Восстановлен после пожара 1860 года, нижний этаж освящен во имя Архистратига Михаила. В среднем ярусе трехъярусной колокольни — храм первоверховных апостолов Петра и Павла (1812 г.; освящен в 1813 г.). Каменные стены с башнями по углам — середины XVIII века. Четыре каменных дома для братии и дом архиерея. Особо чтимые иконы: святителя Николая Чудотворца, Божией Матери — чудотворная Казанская и «Всех скорбящих Радость», Спаса Нерукотворенного, святого угодника Мины. В монастыре хранился медный крест с надписью о том, что им святой Авраамий Ростовский сокрушал идолов.
В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Святыни и ценности монастыря частично вывезены, частично расхищены. Монастырские здания занимал под хозяйственные нужды местный совхоз. Монастырская воскресная школа стала общеобразовательной сельской (село Старо-Чернеево). Хотя здания монастыря обветшали, но он сохранил свой архитектурный облик. В 1980-х годах помещения монастыря отреставрированы и переданы краеведческому музею.
В 1991 году возрожден как Свято-Никольский Чернеевский мужской монастырь. Силами насельников восстановлены: храм — на первом этаже — в честь Архангела Михаила, на втором — Казанской иконы Божией Матери; два дома — настоятеля и братии, трапезная. Имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство). Подворий и скитов у монастыря не имеется. В монастыре имеется гостиница для паломников на 12 человек. Имеется небольшая библиотека Духовной литературы. В монастыре проживает 6 человек монашествующей братии.
Храмы в честь Архангела Михаила, Казанской иконы Божией Матери.
Официальный сайт Рязанской епархии  http://www.ryazeparh.ru/

Описание владений Чернеева монастыря из писцовой книги Шацкого уезда 1617 года. Подлесный стан. В том же стану монастырские и церковные земли.
Запись 311
Рождества пресвятой Богородицы, да Николы чюдотворца Чернеева манастыря село Чернеево на реке на Цне, а в селе: церковь святой мученицы Христовы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, древяна, клецки, а в церкве: образы и свечи, и всякое церковное строение приходное, (в)[1] поп Терентей Иванов, (в) церковной дьячек Гришка Ва-(Л. 587 об.) сильев, (в) понамарь Корнилко Панфилов, (в) проскурница Овдотьица; тринатцать келей, а в них живут старицы, а кормят их из монастыря, семь келей нищих, питаютца от церкви Божии; двор монастырской; дватцать один двор служских; двенатцать дворов детенышев; крестьян: (в) Онофремко Семенов, (в) Бориско Павлов, (в) Гришка Темирев, (в) Ивашко Дмитриев, (в) Ивашко Федоров, (в) Якунко Прокофьев, (в) Ортюшка Васильев, (Л. 588) (в) Ортюшко Трофимов, (в) Титко Иванов, (в) Ортюшка Марков, (в) Федька Михайлов, (в) Ортюшка Микифоров, (в) Левка Васильев, (в) Климко Иванов, м Сенька Сысоев, (в) Петрушка Клементьев, (в) Митка Фатеев, (в) Микифорка Мялин, (в) Якимко Фомин, (в) Кондрашко Яковлев, (в) Гришка Степанов, (в) Ерофейко Иванов, (в) Пятунка Дробышев, (в) Девятко Оксенов, (в) Богдашко Ортемов, (в) Мартынко Юрев, (в) Истомка Сидоров, (в) Сенька (Л. 588 об.) Дементьев; бобыльских дворов: (в) Степанко Федоров, (в) Митка Федоров, (в) Федька Дементьев, (в) Ивашко Сергеев, (в) Понитка Петров, (в) вдова Оленка, (в) Кирилко Лаврентьев, (в) Сенька Самойлов, (в) Гришка Дмитриев, (в) Сенька Тимофеев, (в) Васька Пиминов, (в) Филатко Киреев, (в) Молчанко Родивонов, (в) Васька Иванов, (в) Исачко Матвеев, (в) Куземка Приходец, (в) Исачко Васильев, (в) Ивашко Болдырев, (в) Сенька Иванов, (в) Овфимко (Л. 589) Григорьев, (в) Васька Захаров, (в) Николко Васильев, (в) Кирилко Иванов, (в) Якунка Дементьев, (в) Гришка Иванов; шестнатцать дворов пустых; пашни паханыена отхожей на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, четырнатцать чети, да перелогу двесте восемьдесят пять чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле шестьсот шездесят копен; лес черной большой.
Деревня Княжая на реке на Цне, а в ней: двор (Л. 589 об.) монастырской; крестьян: (в) Худячко Федотов, (в) Ивашко Григорьев, (в) Тренька Михайлов, (в) Трофимко Левонтьев, (в) Данилко Ильин, (в) Микифорко Федоров, (в) Сенька Левонтьев, (в) Софонко Дмитриев, (в) Илюшка Васильев, (в) Якунка Сидоров, (в) Обрамко Григорьев, (в) Васька Фомин, (в) Оноско Васильев, (в) Ондроско Ондреев, (в) Сидорко Федоров, (в) Окинфейко Терентьев, (в) Сенька Степанов, (в) Ненашко Васильев, (Л. 590) (в) Васька Михайлов, (в) вдова Домница, (в) Мокейко Матвеев, (в) Тимошка Давыдов, (в) Ивашко Кирдяшев, (в) Микитка Матвеев; бобыльских дворов: (в) Ондрюшка Савин, (в) Первушка Меньшов, (в) Тренька Лукьянов, (в) Гришка Пахомов, (в) Гришка Яковлев, (в) Богдашко Ондреев, (в) Ондрюшка Пантелеев, (в) Назарко Приходец, (в) Васька Иванов, (в) Ивашко Иванов, (в) Ермолка Иванов, (в) Ивашко Игнатьев; восемь дворов (Л. 590 об.) пустых; пашни паханые на отхожем на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, одиннатцать чети, да перелогу двесте тринатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле пятьсот дватцать копен; лес черной большой.
Пустошь Куляпинская: пашни перелогом, добрые земли, десять чети в поле, а в дву по тому ж.
И всего Чернеева монастыря село, да деревня, да пустошь, а в них: (Л. 591) два двора монастырских; 21 двор служних; 12 дворов детенышев; 52 двора крестьянских, а людей в них тож; 37 дворов бобыльских, а людей в них тож; 24 двора пусты; пашни паханые, добрые земли, 25 чети, да перелогу 550 чети с осминою. И обоего: пашни и перелогу 553 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена 1180 копен; лес черной большой.
(Л. 591 об.) А сошново письма в живущем и впусте соха без полчети сохи, да перешло за сошным письмом восемь чети с осминою. А платить з живущево з дватцати с пяти чети. В селе же Чернееве церковные пашни дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле дватцать копен.
РГАДА Ф. №1209, оп. №1, д. №930

Чернеев монастырь получил свое начало в 1573 году по грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного. Этот монастырь с самого начала и до 1819 г. именовался пустынью и состоял под управлением настоятелей, бывших в сане игумена, а в 1819 г. 9 марта введен в штат. В монастыре две отдельных каменных церкви и колокольня с храмом в среднем ярусе. Монастырские церкви и колокольня устройством прочны, ризницею и утварью достаточны. Круг богослужебных книг имеется полный и назидательных книг для чтения братии достаточно.
В Чернееве монастыре по штату положено быть 12 человекам братии: настоятель, пять иеромонахов, в числе их казначей, два иеродиакона, два монаха и два послушника, а состоят на лицо в настоящее время: настоятель, пять иеромонахов, пять иеродиаконов, два монаха, два указанных послушника и шесть человек на испытании.
Чернееву монастырю принадлежат следующие угодья:
— 6 десятин 1750 кв. сажень усадебной земли, на которую имеется план, а межевой книги нет.
— В Шацком уезде при реке Азе пахотной 7 десятин 1240 кв. сажень. На эту землю план и межевая книга имеются.
— В Тамбовском уезде при реке Кариане 65 десятин с планом и межевою книгою.
— Неподалеку от монастыря поемных лугов 37 десятин, на каковой участок имеются план и межевая книга. Рядом с этой луговой землей монастырь владеет по давностному праву 49 десятинами 850 кв. саженями. Право подтверждено решением Тамбовского окружного суда и Саратовской судебной палаты в 1905 г.
— В Моршанском уезде при селе Егоровке монастырь имеет удобной и неудобной земли 15 десятин 1500 кв. сажень. На этом участке есть водяная мукомольная мельница. Документов на эту землю у монастыря нет.
— Чернееву монастырю принадлежит лесной участок 75 десятин в Шацком уезде при с. Белоречье, в 40 верстах от монастыря. В 1892 г. 28 сентября в лесу был пожар, сгорело молодой поросли 40 десятин. В настоящее время на месте сгоревшей поросли растет березняк.
Для настоятеля, братских келий, братской трапезы и кухни имеется 6 каменных корпусов, кроме того, монастырь имеет при с. Старом Чернееве, близ приходской церкви, церковно-приходскую школу и два странно-приемных дома для приходящих странников и богомольцев.
Окладного жалования на поправку церквей и монастырских зданий, на содержание братии и рабочих людей ежегодно отпускается от казны 668 руб. 73 коп.
Монастырь весь обнесен каменной оградой. За оградой конный и скотный дворы с разными службами, построены из дерева. В 1908 г. построены каменная конюшня, каретный сарай, кладовая и часть стены для двора.
Монастырь расположен от г. Тамбова в 150 верстах, а от г. Шацка в 18 верстах. Чернеев монастырь имеет к себе ближайшую пустынь Вышенскую Успенскую, расстоянием в 23 версты.
Опись церковному имуществу имеется. Монастырь имеет 42760 руб. капитала, поступившего в разное время от разных благотворителей, капитал обращен в процентные бумаги, который хранятся в Моршанском отделении государственного банка.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Шацкий уезд, стр. 805.

Монастырь во имя Святителя и Чудотворца Николая основан в 1573 году ищущим уединения донским казаком Матвеем в густом тёмном лесу, отсюда и название — Николо-Чернеев. Удалившись в леса Поценья, в 18 верстах от Шацка в «диком поле», он нашёл то место, о котором мечтал, где и срубил небольшую келью и часовенку. Дело в том, что эти земли с давних пор были заселены мордовскими языческими племенами. Недолго Матвей жил здесь отшельником. Через некоторое время прознав, о том, что в «тёмном» лесу живёт какой-то отшельник, люди, ищущие уединения, стали к нему подтягиваться. Однако эти земли принадлежали мордве, которые поначалу вели себя недружелюбно по отношению к христианским пришельцам. Но вскоре отношение кардинально изменилось… Матвей освоил мордовский и начал говорить с язычниками на их языке, просвещая и рассказывая о вере и жизни христианской. Судя по всему, многих обратил в православие. По крайней мере, в конце ХVI века на землях мордвы стало появляться немало сельских храмов. Но были и проблемы: православие охотно принимали женщины и дети, мужчины же часто противились; Матвею необходима была помощь церковных иерархов. И вот в 1573 году Рязанский епископ Леонид благословил построить на месте скита монастырь. Игуменом он назначил основателя — Матвея (Матфея). В дальнейшем защиту монастырю обеспечил сам Иван Грозный, повелевший оберегать насельников от козней непокорной мордвы. Отношение братии и местных жителей в итоге наладились, а традиция русских государей лично участвовать в монастырской жизни осталась.
В древних актах обитель называлась «Матфеевой пустынью». Войско Донское долгое время считало монастырь своим, казачьим. Всё-таки Матвей основал его как «приют для увечных в боях за родину казаков»! Однако Москва, не желая распространения по Рязанским землям «вольницы», к концу ХVII века Старочернееву обитель у них забрала. Справедливости ради, сами казаки, живя в монастыре, образ жизни очень часто вели отнюдь не монастырский, а насельников, которых должны были оберегать, порой держали в чёрном теле. К этому времени обитель уже была самой богатой на Шацких землях. Служила опорным пунктом на Засечной черте у рубежей Дикого поля. С 1686 года монастырь отшёл к Тамбовской епархии.
В ХVII веке развернулось каменное строительство — было положено начало формированию ныне существующего ансамбля. Каменный Никольский собор был построен к 1751 году на месте сгоревшего деревянного. Это очень интересный образец русского зодчества — массивный двухсветный куб с наличниками на окнах, двумя разнесёнными алтарными апсидами и филигранным, широко расставленным пятиглавием. Особо знаменит он одним-единственным столпом, поддерживающим своды, и сложной системой глиняных труб и горшков, вмонтированных в стены для лучшей акустики. Стоит отметить великолепный резной иконостас, занимавший всю восточную стену. В советские годы он был утрачен, ныне восстановлен.
Рядом с Никольским собором располагается храм поменьше — Казанский, иначе Архангельский. Это тёплая, зимняя церковь монастыря. Её лёгкость красиво оттеняет монументальные формы собора. Интересно, что в ХIХ столетии при обновлении к храму 1636 года пристроили четырёхколонный портик с колоннами в два этажа, удивительно смотрящийся на фоне фактурных, слегка неровных стен ХVII столетия и легкой главки, поставленной явно «в тон» Никольскому собору. Это настолько вне стиля, что выглядит даже оригинально! В 1812 году монастырский ансамбль украсила стройная сорокопятиметровая колокольня с главными монастырскими воротами и с храмом в среднем ярусе во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (освящён в 1813 году). По левую и правую сторону от колокольни располагаются два братских корпуса. Все эти строения окружены монастырской стеной с башнями по углам. (сер. ХVIII-ХIХ вв). До 1912 года Никольская Старочернеевская обитель была мужским 3-е классным монастырём с количеством братии 30 человек. С 1912 года — это женский монастырь, с количеством сестёр уже 40 человек. Настоятельницей монастыря была игуменья Маргарита.
В 1926 году действующий к тому времени монастырь вошёл в состав Рязанской области и стал относится к Рязанской епархии. В этот же год обитель была закрыта и пребывание сестёр в нём было запрещено, однако монастырский храм продолжал действовать до 1936 года. После закрытия последнего храма монастырь был передан местному совхозу для использования в жилищно-бытовых целях: внутри соборного Никольского храма разместили зернохранилище, а в пристройке к храму — мельницу. В храме Казанской иконы Божией Матери находился магазин и склад, а на верхнем ярусе колокольни был установлен водонапорный бак. В братских корпусах жили простые рабочие, а в одном из зданий было правление совхоза. В 1970 году монастырь был передан на баланс Желанновского краеведческого музея, директор которого — Николай Илларионович Панин — стал осуществлять посильную реставрацию зданий монастыря.
В 1991 году монастырь был передан РПЦ для возобновления монашеской жизни и Богослужения. Первым настоятелем (вновь мужского монастыря), в 1991-1993, был игумен Феодосий (Агапов). В ноябре 1991 года архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил первый отреставрированный придел в честь Михаила Архангела, а 31 мая 1998 году им же был освящён и весь храм Казанской иконы Божией Матери. Совсем скоро отреставрировали и освятили главный собор монастыря — Свято-Никольский.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №252, 2017 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?