Воскресенский войсковой собор — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.
В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор на площади, возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров собор два раза сгорал. Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами. Сохранилась информация,подтверждённая современными исследованиями фундамента собора, что храм построен на болоте: гасили трясину бутом и дубовым лесом.
Воскресенский войсковой собор — девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня. С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей-гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска. Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19×23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком. Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах войскового атамана Кирилла Яковлева, который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству. Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.
Воскресенский Войсковой собор находится на территории станицы Старочеркасской Аксайского района Ростовской области. Станица расположена в 30 километрах от областного центра на правом берегу реки Дон, основана в конце 16 века казаками.Сооружение Воскресенского Войскового собора проходило более десяти лет, с 1706 по 1719 гг. Воскресенский собор являлся главным храмом всего войска Донского вплоть до 1805 г. Возведено здание по указу царя Петра Первого и при его непосредственном участии. Он заложил в основание храма несколько камней. Царь помогал возведению храма средства, присылал нужных специалистов. Построено здание по проекту неизвестного архитектора в стиле украинского барокко.
В настоящее время Воскресенский Войсковой собор является главной достопримечательностью края, он представляет собой каменное девятиглавое сооружение, окруженное двухъярусной галереей (гульбищем). Рядом с храмом построенная на 15 лет позже самого храма двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра, являющаяся единственным зданием такого типа в Южной России. Колокольня состоит из подклети, четверика, восьмерика и увенчанного крестом шатра. В подклете располагалась тюрьма, в которой содержались особо важные преступники. В колокольне какое-то время хранился архив Войска Донского. В настоящее время колокольня передана в ведение Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, свободного доступа нет.Внешний вид здания собора строгий, а вот внутреннее убранство поражает своей роскошью. Иконостас с 149 иконами середины 18 века, имеющий внушительные размеры: шириной 23 метра и высотою 19 метров, выполненный резьбой по дереву. На металлических плитах перед алтарем есть памятные надписи о том, что здесь молились русские цари и великие князья. При входе в собор на стене висят массивные цепи и кандалы, в которых, согласно истории, был закован Степан Разин перед отправкой на казнь.
http://www.rostovgid.ru/architecture/
Воскресенский иконостас представляет уникальное явление искусства эпохи барокко. Его высота – 18 метров, длина – 23 метра, он включает 150 икон, миниатюр и живописных изображений, 125 из которых единовременны.
Каждый ярус в трех алтарных преградах оригинален по иконописным образам. Нижний тумбовый ряд, оформленный пышными резными консолями, украшен уникальными сюжетными миниатюрами, например, выразительно представлен редкий в иконостасах сюжет «Крещение Руси». Праздничный ряд, устроенный над масштабным местным чином, выполнен тончайшим фряжским письмом. Эти иконы помещены в восьмигранных рамах, обрамленных плоской резьбой. 4-й и 5-й чины — Деисус и Пророки – решены монументально, с мощной выразительностью силуэтов ростовых и поколенных фигур, близких по трактовке святым кисти Сурбарана, столь пластически точно и по-барочному эмоционально раскрываются их образы. Духовную иерархию венчает Распятие Христа с предстоящими святыми, осененный изображением Святого духа в образе голубином — усложненная композиция с предстоящими святыми на Голгофе, заимствованная из западноевропейского искусства.
Большую художественную ценность представляет основная часть иконных образов, выполненных в 1749 году, в технике темперной живописи на левкасе иконописцем московской Оружейной палаты Егором Ивановым Греком и его учениками.
Сложная в плане, пластически тонко разработанная резьба иконостаса в виде сплетающихся виноградных лоз выполнена лучшими мастерами-резчиками Украины. Однако донской иконостас не имеет точных аналогов ни в московском «нарышкинском», ни в украинском барокко. Его развитая ордерная система является уникальным образцом каркасного «флемского» иконостаса. Конструктивно он эллипсом устремлен ввысь, являясь более сложным, чем его предшественники – соборные иконостасы Левобережной Украины XVII-XVIII вв.
Иконостас Старочеркасского Войскового собора, состоящий из 129 единовременных икон, представляет глубоко продуманную конструктивную, иконографическую и колористическую систему Нового времени, выполненную под влиянием западноевропейской культуры.
Симбиоз западных влияний эпохи барокко раскрывается и в другом архитектурном элементе интерьера собора. Это хоры, расположенные симметрично, на высоте 3-х метров, выполненные украинскими мастерами-резчиками и иконописцами. Конструкция хор решена в виде деревянного балкона с балюстрадой. Темперные композиции росписи консолей хор созданы в 1751-1757 гг. иконописцем Киево-Печерской Лавры Филиппом Симановичем, приглашенным на Дон войсковым атаманом Д.Е. Ефремовым. Росписи в медальонах с барочными орнаментальными обрамлениями и надписями представляют 35 изображений с сюжетами на библейские (17) и евангельские (18) темы. Графическая основа росписей взята художником из гравюр Библии Пискатора, остававшейся популярной в послепетровскую эпоху в России и на Украине, как и другие «кунстбухи», ставшие графичекой основой обновленной церковной иконографии.
Источник: И.П. Гуржиева «Иконостас Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской», в сборнике «XVIII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995)», Ярославль, 2014.
Казачьи поселения, появившиеся в Донской области в середине ХVI века, в следующем столетии бурно развивались. Казаки, по многим свидетельствам, трепетно хранили верность православию, но при этом собственно христианского богослужения были во многом лишены — для того не имелось ни храмов, ни священников. Все их силы отнимали дела войны, ибо как говорили донцы, «если будем содержать мир, то останемся босы и голодны». К 1650 году на Дону стоял уже 31 казачий «городок» (и Черкасск в том числе, основание которого относят к 1570 году), однако церквей в них не было ни одной — лишь часовни.
Первый храм, Воскресенский, начали строить — и именно в Черкасске — лишь в 1650 году. Началась история Воскресенского собора при обстоятельствах необыкновенных. В 1637 году донские казаки выбили вековечных своих врагов, турок, из Азова и овладели этой мощной крепостью, закрывающей выход в Азовское море. Турция, занятая тогда войной с Персией, не сразу смогла ответить на этот вызов. Наказать казаков она собиралась лишь в 1641 году, двинув под Азов 100-тысячную прекрасно вооружённую армию, поддержанную крымскими татарами, — казаков же насчитывалось в крепости около 10 тысяч. Тем не менее они выдержали более чем трёхмесячную осаду, добившись её снятия. Турки понесли огромные потери. В самый тяжёлый момент осады казаки дали обет в случае, если они останутся живы, воздвигнуть в Азове церковь в честь Воскресения Христова. Однако в Азове строительства не вышло — царь Михаил Фёдорович, опасаясь ухудшения отношений с турецким султаном, повелел в 1642 году казакам оставить крепость, что они и сделали, предварительно уничтожив все городские укрепления. Но обет-то, данный в труднейшую минуту, когда вражеские приступы следовали один за другим (а всего их было аж двадцать четыре!), оставался в силе. По всему выходило, что храм нужно строить в Черкасске, куда к тому времени естественным образом переместилась из Раздоров столица донского казачества. Между тем миновал год за годом, а казачье обещание оставалось неисполненным. И в 1649 году донцам было дано вразумление свыше. Вот как об этом писали они царю Алексею Михайловичу в апреле 1650 года: «Волею, государь, Божиею за наши великие грехи был на нас, холопей твоих, гнев Божий, поветрие тяжкое… И пост, государь, мы, холопи твои, держали, молебны с звоном по воскресным дням, и по средам, и по пяткам служили, и воду святили, и с чюдотворными образы, и со святою водою, и с молебным же пением кругом города своего Черкасского ходы ходили…» Как только эпидемия отступила, казаки «похотели совершити прежнее свое к Богу обещание, чтоб нам воздвигнуть ныне церковь».
Разрешение на постройку деревянного Воскресенского храма было получено от царя тогда же, в 1650 году. Дал благословенную грамоту и Патриарх Иосиф: «Аз, святейший Иосиф Патриарх Московский и всеа Руси, их, Донских казаков, благословил, велел им на тот новый храм и на приделы лес ронити, и в том лесу на Дону воздвигнути вновь храм во имя Воскресение Христово да приделы…» Государь Алексей Михайлович пожаловал казакам деньги на строительство и благоукрашение храма, книги, церковные одежды и утварь, «воздвизальный крест» с мощами. Кроме того, из столицы отправили на Дон священников Ивана и Федота и диакона Георгия. Тем, правда, не очень повезло — не дождавшись освящения церкви, «старой и увечной» поп Федот вернулся в Москву, а второй священник и диакон померли. Так что, когда пришло время освящать в 1652 году храм, специально привозили диакона из Царицына; священник же появился новый — Максим, вскоре постригшийся в монашество под именем Макарий. В 1653 и 1654 годах Алексей Михайлович посылал в Черкасск новые подводы с иконами, книгами и церковной утварью…
Воскресенский собор в Черкасске стал непосредственным «свидетелем» громких событий той поры. Весной 1670 года на Дону вспыхнуло восстание Степана Разина, вскоре охватившее всю Россию. Началось оно с прибытия бунтовщика с соратниками в Черкасск — Разин убил тогда царского посла, приказал побросать в реку нескольких домовитых казаков, не согласных с его действиями. Несколько дней Степан Тимофеевич правил в войсковой столице безраздельно, а потом, приведя в полное расстройство высшее казачье управление, отправился на Волгу. После поражения в нескольких битвах с правительственными войсками осенью 1670 года, Разин бежал снова на Дон, в Кагальницкий городок, где весной 1671 года был пленён войсковым атаманом Корнилием Яковлевым (любопытно: его крестым отцом!), опасавшимся царских репрессий против казачества. Перед тем как отвезти бунтовщика в Москву, его держали в Чкркасске, в кандалах и на цепи, — и как будто именно в войсковом соборе, хотя известно, что первый деревянный храм сгорел в пожаре в 1670 году, а в 1671 году был заложен новый. Получается, что новую церковь успели выстроить в считанные недели, что маловероятно — особенно в условиях волнений, сотрясавших тогда Дон. Как бы то ни было, разинские цепи по сию пору сохраняются в Воскресенском соборе; там же, к слову, находится и захоронения Корнилия Яковлева (его прах перенесли в храм в 1786 году).
Второй деревянный Воскресенский собор сгорел в 1687 года — после взрыва порохового погреба, вызвавшего страшный пожар. Как выглядели предшестенники каменного Воскресенского собора не известно. Однако образцы деревянной архитектуры Юга России хорошо известны, их подробно описал ещё в 1880-х годах академик В.В. Суслов, показав, насколько близки они традициям украинского зодчества. Видимо, и Воскресенский собор не выпадал из этого ряда, и, скорее всего, какие-то черты своих «предков» нынешний каменный храм унаследовал. Вот как описывает Воскресенский собор в книге «Очерки по истории древнерусского зодчества» (СПб.,1889). В. Суслов: «План собора представляется настолько странным, что подводить его к какому-нибудь типу христианских церковных построек нет никакой возможности. Была ли его форма результатом каких-нибудь особых воззрений на формы церковных построек или она создалась безотчётно в фантазии строителей — решить трудно. Во всяком случае, если отбросить все изгибы и неправильности плана, то не трудно узнать в нём обыкновенный тип наших тогдашних великорусских церквей, состоящих из главного квадратного помещения с четырьмя столбами, галерейкой и наружным крыльцом». Процитировав этот пассаж, Н. Лаврский в своей брошюре «Черкасск и его старина» (М., 1917) иронизирует: «Странный план собора является ничем иным как типом церквей украинского барокко». В структуре собора нет никаких особых «изгибов и неправильностей»; в действительности его план строг и чёток. По оси «запад-восток» расположены три двусоставных восьмигранника (центральный купол — самый большой, восточный и западный — поменьше), что вполне укладывается в схему западноукраинского деревянного храма — таких церквей и сейчас немало встречается в Галиции. Ещё два восьмигранника, идентичных западному и восточному, поставлены с севера и юга, обозначая соответствующие рукава креста и приделы — и это вполне лежит в русле русского зодчества ХVII столетия. Наконец, промежутки между боковыми восьмигранниками занимают четыре небольшие башни с самыми маленькими куполами. С трёх сторон собор окружён галереей-«гульбищем»; в галерею ведёт мощная двухсводная лестница, устроенная в 1876 году.
Во второй половине ХIХ века возвели каменную ограду с железной решёткой. Вот несколько цифр: толщина кирпичных стен основной части достигает 2 метров, толщина стен приделов — 1,5 метра. Протяжённость собора с галерей по оси «запад-восток» составляет 36,85 метра, по оси «юг-север» — 37,7 метра (площадь основного помещения 25х29 метров). Высота девятиглавого храма до центрального креста — 49 метров. Купола храма, числом девять, луковичные, отсылающие нас к русской храмовой архитектуре ХVII века. До 2012 года они были зелёными (сейчас — чёрные) — характерный для украинского барокко цвет. Появились они, вероятнее всего, после пожара 1744 года — это доказывает клеймо с именем известного московского кузнеца Василия Крестовщикова и датой («1746»), обнаруженное на подкупольной конструкции. В каком году собор обнесли с трёх сторон галереей — в точности не известно. При ремонте кровли паперти в 1970-е годы нашли клейма — «1775». Но, возможно, они обозначают не дату её строительства, а дату очередного поновления. Окружившее соборный храм «гульбище» привело его в стилистическое «единство» с казачьими куренями Черкасска — тоже двухэтажными, с «галереей» по периметру второго этажа. Декоративное убранство собора выглядит очень лаконичным, но при этом не теряет в выразительности: строители храма во всём сохраняли чувство меры. Углы восьмигранных башен выделены полуколонками, карнизы отмечены ступенчатыми поребриками, взрывающими однообразие плоских стен. В нижней части в стены «вдавлены» крестообразные и многоугольные фигуры. Окна собора — разных размеров, но одной формы: это сильно вытянутые вверх прямоугольники со скруглённым завершением. Наличники украшены полуколонками с перехватами и пилястрами. Всё это достаточно характерно для русского зодчества ХVII века. Сильно обедневший после «белых» и «красных» реквизиций, Воскресенский собор, тем не менее, до 1936 года оставался действующим храмом. Но грянула война.
В 1942 году в храм вернулась молитва — богослужения в нём совершались до 1954 года. Следующие шестнадцать лет на дверях собора висел замок — до тех пор пока, в ходе празднования 400-летия образования Войска Донского и Черкасска, в Старочеркасской не побывал Михаил Шолохов. Тут же полетело письмо писателя, адресованное руководителям Советского Союза: «В отношении станицы Старочеркасской надо что-то делать… — писал Шолохов. — Почему бы не послать в Старочеркасск авторитетную комиссию историков, которая установила бы, какие объекты и ценности нуждаются в реставрации и сохранности…» В том же году в станице был создан историко-архитектурный музей, в ведение которого отошли все значимые памятники бывшей столицы Донской земли. И Воскресенский собор в том числе. Открывшееся финансирование позволило в ближайшие десятилетия провести в храме реставрацию иконостаса, икон и росписей, вёлся и текущий ремонт здания.
Потом наступили новые времена, государство отказалось от борьбы с религией, и 16 апреля 1990 года Воскресенский собор был торжественно освящён. В мае 2013 года в галерее собора была развёрнута очередная музейная экспозиция, посвящённая истории знаменитого храма. Воскресенский войсковой собор живёт ныне полной жизнью — в нём совершаются богослужения, учёные ведут в храме исследовательскую работу, его посещает масса туристов, стекающихся в бывшую донскую столицу. От сотрудничества Православной церкви и историко-архитектурного музея, кажется, выигрывают все.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №83, 2014 г.
Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова
I. Описание храма и принадлежащей к нему колокольни
Нынешняя Старочеркасская соборная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова вновь построена в 1706 году, по указу Петра I, вместо бывшей прежде деревянной, первоначальное сооружение которой весьма замечательно.
Во время славной Азовской защиты, в 1641 году, казаки, теснимые неприятелем, дали обет соорудить церковь во имя Воскресения Христова, если Господь избавит их от руки вражеской. Оружие казаков восторжествовало над неверными, но церковь до 1649 года не была начата. В сём году посетило Черкасск ужасное моровое поветрие; казаки обратились к Богу с прежним обетом: поветрие исчезло, и в следующем 1650 году донцы приступили к сооружению храма, который в 1653 году и окончен. В 1670 году храм сей сгорел до основания, а вместо его, чрез два года, на том же месте выстроен был другой, деревянный же; но и тот, в ужасный пожар, в 1687 году, сгорел вместе со всем почти городом.
В 1706 году, по указу императора Петра I и по благословению московских митрополитов, между патриаршества при войсковом атамане Лукиане Максимове, заложен уже сей великолепный 9-ти главый каменный собор, которого построение продолжалось 13 лет и окончено при другом войсковом атамане Василии Фролове.
И так, от первоначального заложения прежде бывшего деревянного храма в 1650 году до нынешнего времени протекло 201 год; от окончания и освящения оного, в 1753 году, 198 лет; каменному же зданию, оконченному в 1719 году, 132 года. Архитектура сего храма византийско-русского стиля. Вся церковь сложена из кирпича, на каменных погребах, и покрыта железом. Длина всего храма внутри с алтарём 42 арш. и 10 верш., ширина 39 ½ арш., высота от подошвы до верхнего края среднего креста 64 арш.; снаружи в окружности собор имеет 201 арш. или 67 сажен.
В сём храме имеются три престола, вторично устроенные и освящённые после пожара, именуемого большого, бывшего в 1744 году. Первый или главный престол, во имя Обновления Храма Воскресения Христова, освящён в 1751 году июля 28 дня Преосвященнейшим Феофилактом, епископом Воронежским и Елецким.
Престол сей до пожара был весь серебряный; но во время оного превращён огнём в слиток, и после того не возобновлялся. Второй престол, во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, освящён прежде главного в 1747 году апреля 5 дня. Третий – во имя Рождества Святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, освящён в 1751 году, 2 августа.
Внутри храма находится драгоценный древнего писания, с превосходнейшей резьбой, золотой пятиярусный иконостас, в котором 85 Святых икон, в серебряных окладах с таковыми же венцами. Нижний пояс его состоит из 14 местных икон и трёх Царских врат. На местных иконах ризы все серебряные, позлащённые, с таковыми же венцами, а некоторые из икон, как в сём поясе, так и в верхних, унизаны жемчугом и драгоценными каменьями. Пред всеми местными иконами висят серебряные и сребропозлащённые подсвечники. Из троих Царских врат двое сребропозлащённые, с превосходнейшею черневою резьбой и Святыми иконами, а третьи серебряные с сребропозлащёнными иконами. Во всём оном иконостасе, а также в серебряных и сребропозлащённых вещах, как то: в сосудах, дароносицах, крестах, подсвечниках, лампадах, блюдах, кадилах и проч., считается серебра всего 34 пуда 16 фунтов; червонного золота, кроме мелких вещей, имеющихся на иконах, ризах и воздухах, 7 фунт. и 70 золотников; жемчугу на воздухах, убрусах, ризах, стихарях и двух плащаницах до 33 фунтов; меди – в трёх больших люстрах, подсвечниках и прочей церковной посуде, состоящей из отбельниц, купелей, кувшинов, чайников и т. п., 65 пудов и 26 фунтов.
Пред великолепным этим иконостасом на железных цепях висят три древних медных паникадила. Первое из них, огромное, великолепное, шестиярусное, с 60 подсвечниками, и, кроме того, украшенное превосходнейшей работы лавровыми и другими листочками и стебельками. В нём весу 33 пуда и 30 фунт. Предание говорит, что это паникадило вывезено донцами из Азова, в 1643 году, при оставлении ими оного.
Кругом, у всех стен сего храма, по самой иконостас устроены, наподобие Киево-Успенским Лаврским, хоры, обнесённые вокруг балясами. Хоры эти раскрашены и расписаны историческими Ветхого и Нового Завета картинами. Полы во всей церкви, алтарях и папертях, чугунные, перемощены вместо деревянных, с дозволения Преосвященнейшего Тихона Епископа Воронежского и Задонского, в 1767 году.
При входе в сей храм снаружи, у подножия среднего западного всхода, положена на земле двойная железная дверь, а несколько повыше поставлены две, в 12 пуд. 24 фунт., петли, привезённые, как говорит предание, из развалин Азовских стен, в 1643 году, и поверженные казаками у подножия сего храма в знак вечного благодарения Богу за взятие ими города Азова и благоговейного смирения.
Далее, на внутренней паперти, у западной двери, ведущей в предхрамную трапезу, есть цепь, в два пуда весом, перенесённая из древнего собора, на которой за 35 лет до построения нынешнего храма, в 1671 году, прикован был Стенька Разин.
Пойманный под Кагальницким городком войсковым атаманом Корнилием Яковлевым 14 апреля 1671 года и на позор народа прикованный железною цепью у дверей церковных, злодей этот доставлен был самим Яковлевым в Москву, где в Китай-городе, на большой площади, по приказанию царя, живой четвертован.
Направо от сей двери, следуя по внутреннему коридору, с трёх сторон опоясывающему церковь, в стене, противоположной Благовещенскому алтарю, как бы в противоположность первому памятнику и в воспоминание доблестного соперника Разинова, вделан мраморный надгробный камень войскового атамана Яковлева, со следующей надписью: «лета 7188 (1680) месяца июля в 16 день преставися раб Божий Корнилий Яковлевич на память св. мученика Афиногена и десяти его ученик».
При сей Соборо-Воскресенской церкви находится кирпичная 3-х этажная, азиатской архитектуры, колокольня. Она построена в 1730 году, как видно из следующей имеющейся на ней надписи, высеченной на мраморной доске, вделанной в стену: «Во славу Святыя, единосущныя, животворящие и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при блаженныя и вечно-достойныя памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской, начася колокольня сия старанием донских атаманов и казаков, при войсковом атамане Андрее Иванове сыне Лапатене 1725 года, а совершися при оном же атамане 1830 года и подписася при милостивейшей Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской 1733 года, генваря 1 дня».
Первый этаж её состоит из огромного поверх земного со сводом погреба, с железною дверью и двумя таковыми же окнами, обнесённого кругом широкой кирпичной террасой, утвержденною на таковых же арках. Терраса эта до 1800 года была обнесена вокруг дубовым, раскрашенным крыльцом. Второй этаж состоит из большой четырёхгранной со сводом комнаты, имеющей с западной стороны железную дверь, а с прочих трёх сторон по два с железными решётками и таковыми же притворами окна. В сём этаже находятся старые Войсковые дела, из оставшихся от Войсковых Присутственных мест и некоторых бывших станиц города Черкасска. Поверх сего этажа, в восьмигранных стенах, имеются ещё две кладовые комнаты, с приделанными к стенам полками, на которых, в каждой на 14 арш. размере, как видно по надписям №№, лежали разных годов Войсковые дела. Третий этаж осьмигранный, состоящий из 8-ми окон, вверх по 4 ½ аршина, а в ширину по 3 арш. и 5 верш. имеющ. На этом этаже ныне находятся все колокола: первый, праздничный в 99 пуд. и 24 фунт.; вторый, полиелейный, в 58 пуд и 33 ½ фунт.; третий, буденный, перелитый из 2 царских колоколов в царствование Петра I в 1703 году, в нём весу 50 пуд.; и четыре зазвонных колокола в 8 пуд. и 11 фунт. Всей меди, находящейся на колокольне, 216 пуд. и 28 ½ фунтов.
Кровля колокольни покрыта плоским жжёным кирпичом; впрочем, как видно из описи церковной, составленной в 1817 году, прежде сего она покрыта была листовым железом и окрашена зелёною медянкою. В верх от крыши выведен каменный осьмигранный шпиль с 40 сквозными пролётами, или круглыми окнами, в которых, во время пребывания здесь Войскового Правительства, при иллюминациях в высокоторжественные и прочие дни, ставилось до 450 плошек. Сверх шпиля находится посредственной величины глава, покрытая листовым железом и окрашенная зелёною краскою, увенчанная полумесяцем, над коим возносится древний, прекраснейшей работы железный крест [27], украшенный звёздами и вызолоченный червонным листовым золотом. Вышина колокольни от подошвы её до верхнего рога креста 64 арш. и 8 верш., а вокруг нижнего этажа 65 арш. и 4 вершка.
К колокольне, с восточной стороны её, приделана в 1823 году двойная каменная караульня, покрытая листовым железом.
Примечание. Налево от крайнего западного входа в церковь, на северной наружной стене находятся заметки о возвышении воды во время весенних разливов Дона, состоящие в железных и медных различной формы дощечках. На этих дощечках означены года, в которые вода наиболее затопляла город. Название этих вод следующее: Таракановская (1740 г.), Краснощёковская (1786), Чернышёвская (1820), Сунженская (1845) и Венгерская (1849). В 1849 году вода была наибольшая: Апреля 22 река вышла из берегов; 24 вода не только затопила весь Старочеркасск, но и Воскресенский проспект; 25 сравнялась с Сунженскою; 28 покрыла Чернышёвскую; 29 сравнялась с Таракановскою; 30 с Краснощёковскою, и наконец, 2 мая возвысилась от настоящего своего уровня в реке на 6 аршин и 3 ½ вершка, отопила Собор вокруг, на 2 арш. и ½ вершка в вышину; но во внутренность оного не входила, потому что Собор сей устроен на поверхземных погребах, возвышающихся от подошвы земли в верх до церковного помосту на 6 ½ аршин. В это время в Монастырской Донской церкви было воды сверх полов 12 ¾ верш., в Петропавловской 10 верш. и в Преображенской 5 вершков.
О воде 1740 года, или Таракановской, сделана на головке гвоздя, вбитого в наружную церковную стену, такая заметка: 1740 П.Г.В.Б., это значит: 1740 года потопила город вода большая. Вероятно, до сего времени такой воды ещё не было. Вода Краснощёковская получила название от того, что гроб скончавшегося в это время Бригадира Алексея Феодоровича Краснощёкова более двух месяцев простоял в засмоленном дубовом склепе на плавном каюке, на Ратинском кладбище, по невозможности, приготовить для него могилу. Вообще большие разливы вод были одною из главных причин перемещения города на нынешнее место.
II. Достопримечательные вещи, в сём соборе находящиеся
1. Золотой сосуд с таковым же прибором, украшенный 8-ю эмальными иконами и чеканным искусством, сооружённый из Христославных денег, как видно из находящейся на нём надписи, старанием Войскового Атамана Алексея Ивановича и жены его Анны Андреевны Иловайских, в 1792 году. В нём весу, со всем принадлежащим к нему прибором, 5 фунт. и 72 золотн.
2. Золотой 8-ми конечный крест резной работы, сооружённый в 1800 году усердием той же г-жи Иловайской. В нём весу чистого золота 87 золотников.
3. Три креста со святыми мощами: 1-й восьмиконечный сребропозлащённый, с мощами: Св. Великомученицы Варвары, Лаврентия, Олимпии, Логгина, Ахиллы Диакона, Михаила Митрополита Киевского, Силуана, Захария, Евфимия, Феодора и Макария. Крест сей поступил из дому Войскового атамана Михаила Самарина, коего благословил оным в Киеве блаженной памяти Митрополит Иосиф Нелюбович Тукальской, 2-й небольшой, четырёхконечный сребропозлащённый крест, с мощами Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Златоустого, Василия Великого, Иоанна Милостивого, Царя Константина, Пимена Великого, Анастасия Перского, мученика Меркурия, Архидиакона Стефана, Спиридона чудотворца, Косьмы от Аравит, Священномученика Анфиногена, Ефрема Сирина, Михаила Малеина, Кира безсребреника, Священномученика Анфима, Архимандрита Кумнопоса, Александра Свирского, Богоматери Анны, Николая Чудотворца и Св. мученицы Феодосии девицы. На сём кресте надпись: «Крест сей Войскового Атамана Корнилия Яковлева, сделан рпд (184) году декабря в 1-й день», т. е. 7184 год (1676). 3-й крест небольшой, восьмиконечный, кипарисный, обложенный кругом серебром, на верхней части которого изображено кистью распятие Господне, а в нижней части, в особо устроенном затворе, хранятся мощи Св. первомученика и Архидиакона Стефана и преподобного Нила Сельгерского чудотворца. Крест этот подан, в ноябре 1827 года, вдовою полковницкою женою Праскевою Леонтьевою Быхаловою.
4. Древний образ Свят. Апостола Иоанна Богослова, написанный, как свидетельствует надпись, в 7053 году, т. е. от Рождества Христова в 1545 году.
5. Древний образ Воскресения Христова, прежде бывший местным, но ныне находящийся на Горнем месте в Предтечевском алтаре. Поновлён.
6. Образ Тифинския Божия Матери в сребропозлащённом окладе с таковым же венцом. Убрус на нём и половинная часть ризы низаны жемчугом. В надписи на нём, между прочим, говорится: «написася сей Св. образ в царствующем граде Москве 1762 года апреля 1-го дня, а писал города Ярославля большого изограф Дмитрий Лукъянов, сын Истомин, Войска Донского старшине Макару Никитичу сыну Грекову».
7. Образ Живоносного источника, высокого письма; писан в 1756 году по поручению непременного судьи генерал-майора и кавалера Амвросия Гавриловича Луковкина.
8. Образ Ватопецкия Пресвятыя Богородицы, именуемой Раненной, замечателен по превосходной живописи и имеющейся на нём надписи: «Сей честный образ Богоматере Ватопецкой, нарицаемой Раненной, лицо коего пронзил ножом один Диакон Монастырский, его же рука лежит под сим образом, как явственнее открывается в Истории сей обители, на медной дщице изсечеся благоговения ради, трудами славных художников Римских, из Руфеции, в Венеции обитающих, благословением преподобнейшего Игумена и Эконома сей обители Г. Стефана, по совету всепочтеннейшего Г. Гавриила; из сего сие Монастыря, да туне сей дар православным христианам ради благословения преподается, в лето 1563 года».
9. Большое сребропозлащённое с каменным украшением Свят. Евангелие, пожертвованное Петром Великим, как видно из следующей надписи: «Лета от сотворения мира 7217, а от Рожд. Христова 1709 года, февраля месяца, во славу всего создания Спасителя нашего Бога и Пречистыя Его Матери и всех святых, в лета благополучныя милостию Всемогущего Бога и Пресвятыя Его Богоматере, помощию Великого Государя нашего и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца державы Его, и при сыне Его Благороднейшем Государе нашем Царевиче Алексие Петровиче, меж Патриашества, сие Свят. Евангелие, с принадлежащим сим украшением, построися в отчину Его Государскую, в город Черкаск в соборную церковь, где по Его Государской милости живут Донские казаки; построена Войсковою казною».
10. Священническая риза, богатой золотой, посыпной парчи, сшитая, как говорят старожилы, из собственного платья Императрицы Екатерины II, подаренного ею в проезде из Крыма в 1787 году жене Войскового атамана А. И. Иловайского, Анне Андреевне. Кроме того, из сего же платья тогда же сделаны были стихарь и воздухи, находящиеся также в сей церкви.
11. Колокол, перелитый по приговору всего Войска Донского, как говорят старожилы, из двух Царских колоколов, присланных в сей собор вместе с другими вещами, в царствование Алексея Михайловича. Вот точная надпись на нём: «По приговору всего Войска Донского вылит сей колокол в городе Черкаском, при Г. Войсковом атамане Андрее Иванове, сыне Лапатином месяце июля в 20 д. 1703 г.; весу в нём 50 п., лил сей колокол мастер Данила Кательников».
12. При входе в церковь с западной стороны ея с надворья, лежит двойная железная дверь, имеющая в длину 8 фут. и 10 дюйм., в ширину 4 фут. и 12 дюйм., а в толщину в 2 дюйм., весом в 67 пуд. и 20 фунт., и две петли в 12 пуд. и 24 фунт. Двери и петли сии привезены, как говорит предание, из Азова, в 1643 году, в то время, когда казаки, по повелению Царя Михаила Феодоровича, оставили Азов туркам.
13. При входе в самой храм, с правой стороны главных во внутреннем коридоре дверей висит железная цепь, в два пуда весом, именуемая Разеновой.
14. Внутри храма, против главного алтаря, повешено драгоценное медное паникадило, в 6 огромных ярусов с 60 подсвечниками, украшенное лаврами, репьями, цветами и другими украшениями. Весу в нём 33 пуда и 30 фунт.; крест в верху онаго осьмиконечный, у подножия коего, на самом яблоке, имеется надпись: «В дар Богу принесено сие паникадило в Черкаскую Соборную церковь 1643 г.».
Публикация С. П. Чибисовой, http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1454
Воскресенский войсковой собор — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор, памятник истории и культуры федерального значения. Вплоть до 1805 г. Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.
Архитектура храма — византийско-русского стиля. Весь собор сложен из кирпича, на каменных погребах, и покрыт железом. Цемента в ту пору еще не изобрели, поэтому в качестве раствора использовали известь, с добавленными для прочности яйцами. В основу композиции собора положен «хоромный» принцип традиционного русского пятиглавия, который превращен творчеством неизвестного нам зодчего в девятикупольное сооружение, удивительное по красоте и логике построения архитектурного образа.
Являясь сложной вариацией деревянных храмов, Воскресенский собор унаследовал и характерные черты их планировочной структуры. Он состоит из трех восьмигранных башен, поставленных по одной главной оси, и двух боковых, в результате чего в плане образуется равноконечный греческий крест. Промежутки между башнями, несущими большие купола, заполнены четырьмя башенками и малыми куполами.
Собор покоится на мощном цоколе из белого камня, в его нижнем этаже находятся огромные сводчатые погреба, где хранилось вино, разные товары и войсковой архив. Позже храм был опоясан внешней галереей, которая хорошо связала его с архитектурой куреней. Декорировка собора на редкость проста и выразительна. Все углы восьмигранных башен украшены полуколонками, которые придают им мягкость очертаний. Такими же скромными полуколонками и пилястрами украшены наличники окон. Карнизные поребрики на ровной глади стен вносят в оформление собора праздничную ноту.
Пятиярусный резной позолоченный иконостас Войскового Воскресенского собора со ста сорока девятью иконами XVIII-XIX в.в. — единственное в своем роде произведение искусства на Дону и Юге России. Новый иконостас был создан вскоре после пожара 1744 г., в котором погибла практически вся церковная утварь. Комплекс шириной 23 м и высотой 19 м имеет необычную структуру: помимо традиционных пяти рядов — праотеческого, пророческого, деисусного, праздничного и местного — иконостас венчает сокращенный Страстной ряд с тремя резными изображениями Распятия Христова над каждым приделом, а в нижней части располагаются иконы тумбового ряда, который состоит не только из прямоугольных композиций, находящихся под иконами местного чина, но и из круглых и прямоугольных живописных вставок на консолях иконостаса.
В 1775 г. кругом, у всех стен храма, были сооружены и расписаны хоры, наподобие Киево-Успенским Лаврским, обнесенные вокруг балясами. Все сюжеты делятся на две части — композиции Ветхого завета и Нового. Ветхозаветные композиции заключены в барочный орнамент, близкий к квадрату, евангельские вписаны в орнамент, имеющий характер круга.
В 2009-2013 г.г. была проведена реставрация куплов, металлических каркасов глав и металлических стропильных систем сложных крыш.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru