Старинная жилая изба в Осташкове, внутри которой чудом сохранился «итальянский» пейзаж с архитектурными руинами
Продолжаем рассказывать про разрушающиеся и ранее не известные памятники архитектуры города Осташкова. Двухэтажный жилой дом №58, стоящий вдоль красной линии улицы Урицкого, был выстроен в первой четверти XIX века из брёвен, перевязанных «в обло», и поставлен на кирпичный фундамент. Фасады обшиты тёсом, укреплённым кованными гвоздями и имеют слабую профилировку.
Фасадная декорация памятника архитектуры выполнена в стиле классицизма. Стены по всему периметру завершены профилированным карнизом, украшенным мутулами.
В соответствии с внутренней планировкой дома, парадный фасад получил несимметричную композицию: выступавшие в центральной части «хвосты» поперечной капитальной стены делят здание на две неравные половины – большую южную с пятью окнами и меньшую северную с двумя окнами по второму этажу.
На окнах нижнего этажа сохранились двустворчатые тесовые ставни.
Внутренняя структура здания сохранилась практически без изменений и сочетает в себе планировочные принципы городского дома с некоторыми особенностями, характерными для народного жилища. Так, например, изолированная северная часть первого этажа, отделённая поперечной стеной, подобно некоторым типам крестьянских изб, использовалась как хозяйственное помещение и первоначально не имела окон. В южной части нижнего этажа размещены четыре большие комнаты.
Планировка второго этажа строится по анфиладному принципу. Потолки обработаны тянутым карнизом. Сохранились двупольные филенчатые двери.
Со двора к дому примыкает небольшая тесовая пристройка второй половины XIX века, в которой располагается лестница. В данном помещении чудом сохраняется «итальянский» пейзаж с архитектурными руинами, написанный масляными красками, по всей видимости, ещё в начале XIX века. Композиция заключена в овальное орнаментальное обрамление. Живопись выполнена в приглушённых коричневых тонах.
Несмотря на довольно ремесленную технику письма, подобное живописное панно является уникальным в отделке интерьера провинциального жилого дома.
В наши дни памятник пребывает в аварийном состоянии и находится под угрозой обрушения: первый этаж полностью расселён, а в бывших комнатах установлены самодельные балки, поддерживающие межэтажные перекрытия. Возможно, в предыдущие годы внутри была осуществлена незаконная перепланировка. Печь разрушена. Южный торцевой фасад сильно накренился. Второй этаж при этом продолжает оставаться жилым.
Наступление на наследие
Андрей Новичков