Старицкий Успенский монастырь имеет богатую и славную историю. За 900 лет он пережил нашествие монголо-татар, междоусобицы, смуту, процветание, забвение и новое возрождение уже в наши дни…
Свято-Успенский мужской монастырь (Тверская область, Старица, улица им. Пушкина, д.1) является одним из старейших оплотов православия на северо-западе Руси, родиной первого Московского патриарха Иова. По преданию, два инока пришли на эти волжские берега в 1110 году и основали обитель, которая несла христианскую веру язычникам. Рос монастырь, а вокруг него — посад. Им было уготовано еще множество испытаний. Тот древний город назывался Любим, а сейчас на волжских холмах раскинулась Старица.
От домонгольских до постсоветских времен
«Дела давно минувших дней» остались лишь на страницах летописей. Они гласят, что поселившиеся здесь в XI веке иноки из Киево-Печерской лавры постепенно обросли братией, построившей небольшой деревянный храм.
Но в 1292-м монастырь и город подверглись страшному разорению монгольским войском. Погибли игумен Серапион и 124 монаха. Тела бросили в реку, но случилось чудо – она их не унесла, и ночью выжившие жители погребли их по православному обычаю. Город прекратил свое существование, но обитель устояла.
Новый город через 5 лет заложил князь Михаил Тверской, как крепость для охраны границ своего княжества. То ли по названию местной реки, то ли потому, что он был основан на старом месте, его начали называть Старица. В это время московские и тверские князья вели жестокую и непримиримую борьбу за главенство на Руси. И попутно неоднократно разоряли молодую крепость. В 1375-м ее захватил московский князь Дмитрий, впоследствии названный Донским. Но лишь спустя сто с лишним лет Тверское княжество окончательно вошло в состав Московского государства.
Интересно! У Старицы, пожалуй, самый оригинальный герб из старинных русских городов – на нем изображена пожилая женщина с клюкой. В его основу легла старинная легенда о том, что после монгольского нашествия уцелела лишь одна старушка, спрятавшаяся в пещерах. Отсюда, якобы, пошло название города. Но все же более вероятной представляется версия, что его так стали называть, потому что он возник на месте существовавшего когда-то поселения. Раньше в русском языке «старицей» называли старое русло реки или же старое место.
От бесконечных междоусобных войн пострадал и Свято-Успенский монастырь, почти полностью разрушенный в борьбе за власть.
В начале XVI века князь Андрей Иванович Старицкий, младший сын Ивана III и Софьи Палеолог, получил Старицу в свой удел и начал заново отстраивать обитель.
Он перенес монастырь на новое место – близко к воде. С умыслом – чтобы посадские жители с правого берега реки в случае нападения врага стекались под защиту его мощных стен, ведь монастыри тогда представляли из себя настоящие крепости, которые умели дать отпор врагу.
Андрей Старицкий затеял в обители крупномасштабные работы. Под его руководством воздвигли главный Успенский собор с колокольней, прочные стены из камня, надвратную церковь и палаты. Но на результаты своих усилий князь полюбоваться не успел – помешали подозрительные московские родственники.
В таком грандиозном строительном размахе центральная власть усмотрела вызов себе и чрезмерные амбиции. Вдова Василия III Елена Глинская, фактически правившая страной при маленьком Иване IV (будущем Грозном), велела своим слугам схватить князя по подозрению в измене. Он умер от голода в заточении.
Его сын Владимир Старицкий продолжил дело отца: обитель окружили зубчатые каменные стены с круглыми башнями по углам. Будущий архиепископ Казанский Герман стал первым архимандритом монастыря-твердыни. Но и Владимир Старицкий также пал жертвой московских интриг и мании преследования своего двоюродного брата Ивана Грозного. Заподозрив его в попытке отравления, он заставил Владимира выпить яд (так гласит легенда). Вместе с ним погибли его мать, жена и дочь.
В то время Старица и Свято-Успенский монастырь представляли из себя «райское место», при этом хорошо укрепленное. На высоком левом берегу, напротив белокаменных монастырских храмов, возвышался кремль с толстыми бревенчатыми стенами, защищающими княжеский дворец с множеством построек. Красоту вновь отстроенного города с храмами и монастырем и его выгодное географическое положение оценил Иван Грозный. Он включил ее в Опричнину, свой «вдовий» удел, и неоднократно там проживал во время Ливонской войны. По его приказу в обители возвели храм в честь Введения Пресвятой Богородицы (Введенскую церковь): государь был очень набожным, чередуя зверства с покаянием и отмаливанием грехов.
XVI век стал периодом расцвета монастыря. Крупный духовный центр подарил православному миру несколько выдающихся деятелей: архиепископа Казанского Германа, первого патриарха Руси Иова, настоятеля Троице-Сергиева монастыря Дионисия, благословившего ополчение Минина и Пожарского на поход против польских захватчиков.
Монастырь превратился в крупное хозяйство. Монахи выращивали пшеницу и рожь, овощи и фрукты, занимались ремеслами. На лугах вокруг монастыря мирно пасся скот. Монастырь стал очагом образования и культуры.
В Смутное время Старицкий Свято-Успенский монастырь превратился в оплот сопротивления иноземцам и самозванцам, наводнившим русские земли. В нем доживал последние годы и умер первый патриарх Руси Иов, не признавший Лжедимитрия I. А в 1609-м за отказ дать присягу город разгромил Лжедимитрий II с поддерживающими его поляками.
Интересно! Патриаршество на Руси было учреждено в 1589 году при царе Федоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного. Патриарх Иов поддерживал законного царя Бориса Годунова и взошедшего после его смерти на престол Федора Борисовича, убитого сторонниками Лжедимитрия I. После свержения самозванца Иова пригласили назад в Москву, но он не смог приехать – здоровье было подорвано.
От этого жестокого набега монастырь сильно пострадал — он так и не смог достичь былого уровня процветания. Погибла казна, все царские грамоты. Монастырские храмы долго пребывали в запустении.
Начавшемуся возрождению обители помешал страшный пожар. Но на месте сгоревшего деревянного храма в1694-м вознесся купол каменной церкви Иоанна Богослова. К концу столетия Старицкий Свято-Успенский монастырь представлял из себя гигантскую стройку.
Однако следующие правители России не были благосклонны к монастырю. При Петре I монастырь запустел. При Анне Иоановне в нем поселили отставных военных. При Екатерине II Старицкий Свято-Успенский монастырь отнесли к 3-му классу, и его игумены лишились сана архимандритов, а стали называться просто наместниками. Численность обители ограничили 12 монахами. Монастырская собственность (крестьяне и земля) отошли государству.
В 1798 году обители вновь разрешили посвящать игуменов монастыря в сан архимандрита. Строительство продолжилось — при Старицком Свято-Успенском монастыре открылось духовное училище.
В 1812-м обитель, и лично архимандрит, пожертвовала большие средства русской армии для победы над французами. В 1824 году в уездный центр приехал император Александр I. Глубоко верующий государь коленопреклоненным провел весь торжественный молебен в Успенском соборе.
Больше всего в Старице XIX века творил местный зодчий Матвей Чернятин. Ему принадлежит несколько проектов старицких храмов. По его чертежам с южной стороны монастырской стены возведено здание Духовного правления. Впоследствии в него переехало духовное училище монастыря.
Старицкий Свято-Успенский монастырь сильно пострадал в немецкую оккупацию. В Введенской церкви случилась трагедия: от холода погибли 78 русских пленных. Прекрасные храмы монастыря частично превратились в руины. Его потихоньку ремонтировали, чтобы постройки не рухнули. Но по-настоящему жизнь начала возвращаться в стены Старицкого Свято-Успенского монастыря с 1997-го, когда он вернулся в лоно Церкви.
За монастырской стеной…
Успенский собор возведен в 1530-м. Белокаменный красавец расположен в самом центре обители.
Построенный в традиционном для Руси стиле, храм выглядит оригинально за счет нескольких куполов на декоративных кокошниках. Своими убранством он похож на Успенский собор Московского Кремля. Возможно, потому, что Андрей Старицкий еще в детстве был поражен его красотой и величием, когда жил в московских теремах при отце Иване III.
Под собором находится большой подклет (подвал), предназначенный, возможно, для захоронений. Как утверждают легенды, во времена Ивана Грозного от храма под рекой к кремлю прорыли тайный тоннель. Его долго искали местные историки и краеведы, но не нашли.
В наполненном светом и воздухом Успенском соборе во времена Андрея Старицкого хранилась плащаница из красного шелка, шитого золотыми и серебряными нитками, подаренная монастырю самой любимой женой Ивана Грозного — Анастасией (в девичестве-Захарьиной-Юрьевой).
Интересно! Анастасия, первая жена Ивана IV, единственная могла усмирять его свирепый нрав. После ее смерти (а царь считал, что ее отравили бояре) он и стал Грозным в полном смысле этого слова. Анастасия стала в некотором смысле прародительницей династии Романовых. Ее основоположник Михаил Романов приходился ей внучатым племянником.
Характерная особенность Введенской церкви, возведенной по приказу Ивана Грозного – большая двухэтажная трапезная палата с высоким каменным шатром. Снизу находились поварни, кладовые, погреба. Ее часто сравнивают с Грановитой палатой Московского кремля, так как в центре трапезной находится огромный квадратный столб.
Напротив Введенской церкви находится двухэтажный корпус, где живет настоятель Старицкого Свято-Успенского монастыря. Справа от него — небольшая часовня-усыпальница сановника екатерининской эпохи Ивана Федоровича Глебова-Стрешнева, владельца имения Раёк под Торжком.
К Успенскому собору примыкает двухэтажный Троицкий собор, построенный в 1819 году на деньги благотворителя Алексея Тимофеевича Тутолмина – он посвятил его своим родителям, и устроил в нем родовую усыпальницу. Другой его неоценимый дар родному городу — больница для бедных.
Церковь Иоанна Богослова возведена на месте сгоревшей деревянной церкви. Украшенная резьбой, белокаменная церковь смотрелась очень нарядно и служила входом в Старицкий Свято-Успенский монастырь. Но после того, как высокий паводок затопил эту часть монастыря, выходящую прямо к берегу, въезд в него перенесли к западу, где было выше и суше.
Небольшая часовня установлена на месте, где покоился первый патриарх Московский Иов. Впоследствии рядом поставили колокольню. Надгробие стоит, но сами мощи перевезли из монастыря в Московский Кремль.
До 1930 года далеко над Волгой разносился бой часов с монастырской колокольни как символ былого величия. Старицкий Успенский монастырь к этому времени уже не существовал – его закрыла советская власть, выгнав последних монахов, глубоких стариков. Что только с тех пор не размещалось в его стенах: гостиница, столовая, постоялый двор. В 1990-е Старицкий Успенский монастырь вернули церкви, началось его возрождение и активное восстановление.
Отреставрированные белокаменные постройки монастыря на правом берегу Волги удивительно гармонируют со Старым городищем на левом берегу, где возвышается несколько старинных храмов (когда-то здесь находился Старицкий кремль). Они создают единый уникальный городской ансамбль. Чтобы полюбоваться на это историческое место, стоит отправиться в путешествие и, преодолев сотни километров, добраться до одного из древнейших русских городов. Реставрационные работы продолжаются.
Адрес: Тверская область, Старица, улица имени Пушкина, дом 1
Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь принадлежит Тверской епархии Русской православной церкви. Вход свободный. Богослужения в монастыре, кроме праздничных дней, совершаются в среду, субботу и воскресение.
Ежегодно в день памяти первого Патриарха Московского и всея Руси Иова из приходской Ильинской церкви совершается Крестный ход в Старицкий Успенский монастырь, где у первого захоронения Патриарха Иова совершается молебное пение с чтением акафиста. Крестный ход также совершается и в день памяти местночтимой святой Пелагии, родительницы Святейшего Патриарха Иова.