С XIII века Старица (что под Тверью) успела побывать крепостью, торговым городом, уездным центром. Сейчас ее церкви, храмы, особняки и Свято-Успенский монастырь — место, где оживает русская история.
Последняя русская вольница и оплот Ивана Грозного, скрывающий, возможно, его знаменитую библиотеку. Родина первого патриарха всея Руси, где находится один из древнейших православных монастырей. Район добычи «мрамора» для белокаменной Москвы. Край, вдохновлявший на творчество Пушкина, ценителя местной природы, красавиц и плюшек. И наконец, живописная местность в верховьях великой русской реки, сохранившей здесь практически первозданный вид. И это далеко не все, что можно сказать о Старице.
История возникновения
Годом основания небольшого города Старица в Тверской области считается 1297, когда тверской князь Михаил Ярославич для защиты юго-западных границ своего княжества срубил здесь крепость Новый город (Городок на Старице, Высокий Городок, Новый Городок). С конца XIV его стали века называть Старица.
Духовный центр города Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь ведет свой отсчет с 1110-го года. По преданию, он был основан иноками Трифоном и Никандром, пришедшими сюда из Киевских пещер. Разрушенный монголо-татарами, монастырь выстоял и возродился на новом месте у реки, напротив кремля, в XV веке.
Любопытно! Основатель Старицы Михаил Тверской соперничал с Юрием Даниловичем Московским за главенство на Руси. Противостояние было жестоким. В 1317-м Михаил Тверской разбил объединенное войско москвичей и ордынцев, захватив в плен жену московского князя, сестру ордынского хана Кончаку, которая вскоре умерла. Михаила вызвали в Орду, обвинили в ее отравлении и после жестоких пыток казнили. Впоследствии русская православная церковь причислила его к лику святых.
Высокий берег Волги, образующий мыс в месте впадения в нее речки Старицы, идеально подходил для средневековой крепости. Окруженная рвом с водой, утыканным железными ловушками и острыми кольями, и высокими валами, выложенными скользким камнем, она казалась практически неприступной.
В ее центре находился кремль. За стеной из толстых бревен в 4 метра высотой и 13 башнями располагался княжеский дворец с двором, соборы, боярские дома, острог, хранилища зерна. А на Торговой площади кремля шла оживленная торговля мёдом, воском, рыбой, посудой, кафтанами, серпами и т.д.
Конец русской вольницы
И все же грозную твердыню неоднократно разоряли иноземные захватчики и русские князья в борьбе за власть. Лишь в конце XV века великому князю московскому Ивану III удалось окончательно подчинить Тверское княжество и входящую в него Старицу. Но она оставалась независимым уделом — Иван III передал ее в правление своему младшему сыну от Софьи Палеолог Андрею, получившему титул Старицкого.
Андрей много сделал для Старицы. Он восстановил Свято-Успенский монастырь: при нем построили Храм Успения Пресвятой Богородицы, кирпичную церковь над Святыми воротами, деревянную колокольню, каменные корпуса для настоятеля и братии.
Его судьба, как и его сына Владимира Андреевича, оказалась трагической. Он не угодил жене покойного брата Василия III властолюбивой Елене Глинской, которая стала фактической правительницей государства при малолетнем сыне Иване Васильевиче (впоследствии Грозном). Она заподозрила его в измене, заманила в Москву и уморила голодом в темнице.
Его вдова Евфросинья с сыном Владимиром также оказались в заточении, но после смерти Елены их выпустили. Владимир Старицкий вырос в московском Кремле вместе с двоюродным братом Иваном, почти ровесником. Ему вернули удел, и он стал ближайшим сподвижником Ивана Грозного.
Владимир оставался править в Москве, когда Иван уходил в военные походы, возглавил последний штурм Казани, командовал армией в походе против крымского хана Девлет-Гирея, взял Полоцк во время Ливонской войны. Иван Грозный ему доверял и ценил — до поры до времени.
Мнительность царя усиливалась, характер портился. К этому прибавилась сложная внешнеполитическая ситуация. Он стал подозревать Владимира в измене, но для братоубийства был нужен повод. Сподвижники Ивана из опричного окружения сфабриковали дело Андрея Старицкого. Его обвинили в попытке отравления царя и убили вместе с женой и 9-летней дочерью. По самой распространенной версии – Иван заставил их выпить яд. По делу Андрея Старицкого уморили еще много народа, собрав под пытками показания на целый город – Великий Новгород. Что стало поводом для его разграбления.
Старице, которая давно приглянулась царю, повезло больше, чем многим русским городам, разоренным опричным войском – он забрал ее в Опричнину и подолгу там проживал. Отсюда появилась версия, что легендарная библиотека Ивана Грозного могла быть спрятана в Старице.
Интересно! Считается, что Библиотека Ивана Грозного (Либерея) – уникальное собрание книг и документов, бесследно пропала. Ее поиски безрезультатно ведутся несколько столетий, но ее существование не доказано. Самая распространенная версия – она погибла в пожаре в Смутное время.
Иван Грозный построил в Успенском монастыре Введенскую церковь – ему было что отмаливать. И сделал Старицу своей временной ставкой во время Ливонской войны. Сюда в качестве посредника прибыл посол папы Римского иезуит Антонио Поссевино. В итоге с Речью Посполитой заключили временное перемирие.
В это время, как писал историк Карамзин, город превратился в огромный военный лагерь – с 300-тысячным русских войском и множеством скорострельных пушек. Больше Старица не поднималась до такого государственного уровня.
Смута
В Смутное время Старица стала центром сопротивления самозванцам и поддерживающим их полякам. В Успенском Соборе доживал последние годы первый патриарх Московский Иов. Его низложил и отправил в Успенский монастырь, где он когда-то был игуменом, Лжедимитрий I – Иов отказался дать ему присягу и призывал к сопротивлению других. В 1609 Старицу разорил «тушинский вор» Лжедимитрий II, так как она отказалась ему присягать.
Интересно! Патриаршество на Руси учредили при сыне Ивана Грозного Федоре Ивановиче, последнем в династии Рюриковичей. Первый патриарх всея Руси Иов начинал свой путь монахом в Свято-Успенском монастыре, и там же его и похоронили. В 1652 году его мощи перенесли в Успенский собор Московского кремля.
Окончательно погубил Старицу большой пожар 1637 года, когда кремль выгорел дотла: был уничтожен княжеский дворец, церкви и соборы, и все укрепления. Но и необходимость в крепости на западных рубежах России пропала – граница подвинулась далеко на Запад. Горожане покинули холм и начали осваивать берега реки.
Город купцов
В XVIII веке открылась новая страница в истории Старицы – как торговой пристани на Волжско-Балтийском водном пути, соединившем Балтийское море с Каспийским и Черным (то есть пронизавшем всю европейскую часть Российской империи). Город стал крупным торговым центром с развитыми ремеслами. Здесь велась оптовая торговля хлебом, лесом, пенькой, развивались кузнечное, сапожное, гончарное и другие ремёсла. Особенно ценилась работа местных кузнецов. Они делали серпы, косы, подковы, медные изделия, оковку тарантасов и карет… У подножия холма, на котором находится старое городище, до сих пор сохранились старые кузницы из белого камня.
Екатерина II сделала Старицу уездным городом Тверской губернии и центром местного дворянства, утвердила герб и регулярный план.
Герб Старицы, придуманный еще во времена Петра I, совершенно уникален – на нем изображена старушка с клюкой. Тогда людей на гербах практически не изображали, тем более – пожилых дам. Это единственное изображение женщины среди «старых» российских гербов и одно из трех в Российской империи.
Любопытно! Согласно местной легенде, когда-то на месте современной Старицы стоял город Любим, разоренный монголо-татарами. К моменту основания нового города на старом месте (старице) осталась в живых лишь одна старушка, спрятавшаяся в пещере, и именно она попала на его герб. На самом деле своим гербом Старица обязана французу графу Санти, сочинившему при Петре I геральдику для многих русских городов. Не знакомый с нюансами русского языка, он буквально понял название и изобразил ковыляющую старушку с клюкой, тогда как второе значение слова «старица» (по-другому «староречье») – «старое русло» или «старое место». Но получилось не так уж плохо – пожилая женщина, как символ стоицизма и мудрости. Правда, на памятном знаке «Старица», установленном к 700-летию города, гордо стоит не старушка, а статная дама со свитком в одной руке и посохом в другой.
К концу XIX века Старица — богатый купеческий город со множеством соборов и церквей, застроенный преимущественно каменными особняками по проектам старицкого архитектора Матвея Алексеевича Чернятина в стиле позднего классицизма.
Пушкинские места
На Старицкой земле располагались имения известных дворянских родов: Ординых-Нащокиных, Головиных, Мещерских, Гагариных, Шереметьевых, Вульфов, Толстых, Корниловых… Многие из местных дворян активно участвовали в войне 1812-го.
В 1820-е в Старице стоял Оренбургский Уланский полк — посмотреть на бравых улан съезжались дворяне и дворянки со всей округи.
Пушкин, вынужденный постоянно колесить между столицами, не раз сворачивал с Государевой дороги в эти места, чтобы навестить знакомых. В Тверком крае, недалеко от Старицы, находились имения его друзей Вульфов: Малинники, Павловское, Берново, Курово-Покровское. Поэт черпал вдохновение от видов северной русской природы и нежного обаяния провинциальных девушек. Здесь написаны его знаменитые стихотворения «Анчар», «Зима! Что делать нам в деревне?», «Цветок» и т.д.
Недалеко от Старицы находится село Красное, знаменитое ярко-розовым архитектурным чудом – Преображенской церковью, построенной в конце XVIII века столичным мастером Ю.М. Фельтеном по подобию Чесменского храма в Санкт-Петербурге. Это село принадлежало хорошему знакомому Пушкина Александру Александровичу Полторацкому. Именно он познакомил поэта с Анной Керн, ставшей его музой. Пушкин посвятил ей знаменитое стихотворение «Зимнее утро». А женился Полторацкий на Екатерине Павловне Бакуниной, к которой юный Александр обращал когда-то свои лицейские любовные послания.
Зимой 1829-го Пушкин побывал в самой Старице и вызвал переполох среди местных красавиц. Легкий и проворный, он без устали танцевал на провинциальных балах, ухаживая то за одной, то за другой барышней. Пушкинисты считают, что дочь тверского дворянина Мария Васильевна Борисова стала прообразом героини «Капитанской дочки» Маши Мироновой. А профиль дочери старицкого исправника Катерины Васильевны Вельяшевой поэт неоднократно изображал на полях своих рукописей и посвятил ей шуточное стихотворение: «Подъезжая под Ижоры…».
Из старицкой земли вышли многие вдающиеся деятели русской армии и флота. Например, вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов, командовавший обороной Севастополя во время Крымской войны. Кстати, здесь ему поставили памятник.
Главные достопримечательности
За необыкновенный рельеф эту местность называют Старицкой Швейцарией. Волга здесь еще не широкая, зато живая и настоящая, не перегороженная плотинами и не обезображенная человеческой деятельностью. А город расположился на живописных холмах по ее берегам.
В отличие от соседних Ржева и Зубцова, Старица не так сильно пострадала в войну – здесь сохранилось много старинных храмов и церквей.
Церковь пророка Илии встречает вас сразу на въезде в Старицу со стороны Твери. Интересно, что этот храм не закрывался даже в советское время.
Волга делит город на две части, соединенные мощным арочным мостом, возведенном в 1960-е (до этого низкий мост находился рядом с Успенским монастырем). Мост сам по себе впечатляет, а если встать на его середине и посмотреть вокруг, можно увидеть почти все основные достопримечательности старинного городка.
С одной стороны возвышаются башни и соборы Свято-Успенского мужского монастыря. Он находится в хорошем состоянии после недавней реставрации, но лучше далеко глаз от монастыря не отводить, чтобы не испортить впечатление уродливыми советскими «коробками».
С другой стороны Волги, напротив монастыря, возвышается длинный холм – остатки Старого городища, на котором когда-то и находился кремль. Крепостных стен давно нет, зато с высокого берега открывается великолепный вид на Волгу и Успенский монастырь. Правда, чтобы им насладиться, придется одолеть достаточно крутой подъем.
На Старом городище возвышается несколько старинных церквей и храмов в разной степени сохранности:
• Борисоглебский Собор, разрушенный в Смутное время, отстроили заново в 1820-м году по проекту столичного архитектора Луиджи Руска в стиле позднего классицизма. Сейчас храм с красивой колокольней находится на реставрации.
• Рядом с ним расположена Церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная несколькими годами позже
• Два своих придела раскинула уникальная по своему архитектурному облику Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, более известная как Пятницкая. Построенная в 1750-м, она находится недалеко от старой Торговой площади. Именно там, в окружении длинных торговых рядов, когда-то находился деловой центр процветающего купеческого города. Храм воздвигли в стиле барокко, но почти столетие спустя к нему пристроили два придела в виде классических ротонд. Один придел церкви – во имя преподобного Нила Столобенского, а другой – во имя великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Сложный ансамбль церкви дополняет белокаменная колоннада с двумя часовнями. Множество куполов разной высоты и размеров делают церковь камерной и уютной. Этот оригинальный храм — одна из визитных карточек Старицы. Других таких на Руси нет.
В холм врезаются также знаменитые Белокаменные кузницы, построенные во второй половине XVIII века архитектором Чернятиным. Жаль, но из 50 кузниц до наших дней дошли лишь 7.
За церквями и соборами Старого городища находится старая часть Старицы. Видна купеческая стать: солидные особняки, потрепанные торговые ряды и деревянные избы в ажурной резьбе. Если отмыть и отреставрировать Старицу, получилась бы настоящая туристическая жемчужина, не хуже приевшегося всем Золотого кольца. А сейчас нужно немного напрячь воображение, чтобы представить себе процветающий уездный центр 200 лет назад.
Пока медленно восстанавливают лишь многочисленные церкви и храмы, до исторической застройки руки не дошли. Или осуществляется примитивный ремонт. Например, уникальная улица-лестница XIX века Аптекарский переулок после ремонта, в котором она действительно нуждалась, потеряла свой старинный шарм.
Также в городе есть Музей русской печи и Пекарского дела. Сидеть в холодный зимний день на печке-кормилице с вкусным пряником – это ли не мечта русского человека. Но здесь можно получить и рецепт изысканных слоек Вульфа, покоривших некогда великого русского поэта Александра Пушкина.
До наших дней сохранился Дом купца Филиппова, в котором Пушкин танцевал на балах.
И очень советуем посетить местный краеведческий музей, который создал внук знаменитого скульптора Петра Карловича Клодта (автора коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге) Евгений Клодт, тоже художник. Его разграбили во время войны, восстановили на территории Успенского монастыря, но недавно он переехал в специально построенное для него двухэтажное уютное здание на окраине города.
Древние пещеры
Вокруг Старицы находится много интересных мест. Вдоль Волги почти на 40 км протянулись каменоломни (заломы, катакомбы, пещеры), где на протяжении многих веков добывали известняк — знаменитый белый камень, «старицкий мрамор», который использовался при отделке белокаменных церквей, соборов, домов, памятников, фундаментов по всей Верхней Волге до Ярославля и даже в столицах.
Для ломки камня собирались артели из 3-4 человек. Работы велись зимой с помощью заломок – углублений в гору. Летом очищали верхние слои земли. Адский труд был очень прибыльным. Добытый камень формовали в кубы, квадраты, брусья. Купцы скупали его и сплавляли на баржах в Тверь, Ярославль, Смоленск, Петербург, Москву…
Добыча осуществлялась до конца 1920-х, на протяжении семи веков. В итоге получились целые лабиринты из удивительно красивых пещер. После войны пещеры планомерно взрывали, чтобы в них не терялись дети, не скрывались зэки или антисоветчики. Но многие уцелели, и их постепенно осваивают туристы с помощью местных гидов.
Самая посещаемая пещера находится в Старице, недалеко от монастыря, и называется «Сельцо» (или Сельцовская пещера), но здесь слишком видны следы человека… Самая протяженная – «Барсучья». Общая длина ее ходов около 14 с половиной км. Самая известная и легкодоступная – Ледяная рядом с деревней Толпино. В нее ведет удобный широкий проход в высоту человеческого роста, но до нее нужно идти несколько километров по скользкой размякшей дороге. Вместе с ней обычно посещает находящуюся неподалеку Лисичку. Но попасть в нее сложнее: придется встать на карачки. Отсюда и название.
Но даже эти хорошо известные пещеры нельзя посещать без проводника. Здесь можно заблудиться, попасть под обвал, поскользнуться или просто впасть в панику от полчищ летучих мышей. Мобильной связи тут нет и спасать некому. Длина одной пещеры может достигать нескольких километров.
Пещеры окутаны легендами и мифами. Одна из местных легенд утверждает, что они имеют выход в Свято-Успенский монастырь.
Энтузиасты-кладоискатели и любители острых ощущений до сих пор ползают по этим бесконечным подземным лабиринтам, напоминающим «копи гномов», в поисках кладов и сокровищ. Ведь в них ничего не изменилось на протяжении нескольких последних веков. Да и сами они – дно старинного моря, которое плескалось над Тверской и Московской областями примерно 350-330 млн лет назад, а известняк – это его окаменевшие микроорганизмы.
От всех этих мыслей по телу идут мурашки. И странное ощущение, что время остановилось, возникает здесь не единожды — и под землей, и на ее поверхности. Верится, что старицкая земля хранит еще много тайн и неразгаданных секретов.
Старица находится в Тверской области в верховьях Волги, на восточной окраине Валдайской возвышенности. Это административный центр Старицкого района. Попасть туда из Москвы можно по Ленинградскому шоссе, свернув в Твери, или по Новорижскому шоссе, свернув в Зубцове или Ржеве. Из Санкт-Петербурга можно доехать на поезде. Храмы знаменитого Свято-Успенский мужского монастыря вздымаются прямо на берегу Волги – не заметить его невозможно.