Пристроенный вплотную к северной стороне Соборного храма в 1819 году, Троицкий собор — это не обычная церковь, это усыпальница рода Тутолминых. Собор снаружи мало привлекает внимание, но внутри он очень интересен. Войдя внутрь, мы сразу видим лестницы на галерею, а внизу, на уровне пола, большой гранитный обелиск. А если считать уровень галереи уровнем пола, то можно сказать, что в полу устроено круглое отверстие, обведенное парапетом, позволяющее видеть надгробные памятники. Первоначально находился здесь только один монумент — гранитный обелиск на цоколе с двумя саркофагами по сторонам его, отмеченными высокими бронзовыми статуями. Однажды пытались сделать перепланировку храма, застелили пол по уровню галереи, а вершину гранитного обелиска срезали. Так сейчас он и стоит срезанный. Особое внимание росписи стен! Это были очень красивые фрески, и хорошо сохранившиеся. В 1970-х годах их пытались реставрировать, тоже были построены леса. То, что произошло сейчас с этими фресками, вызывает только грусть.
Троицкая церковь-усыпальница была сооружена в 1819 году «по высочайше утвержденному плану» над могилaми рода Тутолминых на средства известного своей благотворительностью генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина: в Старице в 1810 году он открыл первую бесплатную больницу. Через четыре года скончавшийся Тутолмин в усыпальнице и был похоронен.
Необычен интерьер храма. Первый, цокольный этаж — это усыпальница Тутолминых с пятью надгробными памятниками. Она объединена с верхним этажом церкви большим отверстием в своде цокольного этажа. Над каждой могилой помещались мраморные изваяния, а над центральной — большой обелиск, поднимавшийся выше межэтажного перекрытия и видимый в верхнем ярусе церкви. Троицкий храм стилистически не соотносим ни с одной из построек монастыря и представляет собой сооружение эпохи зрелого классицизма. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, фасады восточного и западного выступов имеют вид пилястровых портиков. Цокольный этаж освещается полукруглыми окнами, которые завершаются замковыми камнями. Карнизы, базы и капители колонн, замки в перемычках белокаменные. В 1897 году в верхнем этаже были устроены два придела: во имя Сергия Радонежского и святого Дионисия. Через четыре года в нижнем этаже вместо упраздненного престола был устроен новый — во имя святителя Германа Казанского. В интерьере церкви сохранились остатки живописи XIX века на евангельские сюжеты.
Для того чтобы разместить в усыпальнице три «малых» храма, был опилен верх стоящего в центре здания обелиска, что позволило зашить крутлое отверстие между этажами досками.
Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли
В 1810-е годы вплотную к Успенскому собору возводилась Троицкая церковь. Выполненная в стиле классицизма, она составляет резкий контраст с прочими храмами обители, однако «за давностию лет» этот контраст несколько стёрся и уже не кажется столь резким, как когда-то.
Игумен Арсений в своё время неодобрительно отзывался о самой идее этой постройки и писал о ней так: «В 1813 году явился богатый жертвователь генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, который исходатайствовал Высочайшее разрешение построить в Старицком монастыре новую двухэтажную церковь с двумя престолами, — вверху во имя Живоначальной Троицы, а внизу во имя Сергия Радонежского, которую окончательно остроили в 1819 году, по Высочайше утверждённому плану. Церковь эта примыкает к северной стороне соборного Успенского храма и совершенно не гармонирует с древним стилем Успенского собора. По существу дела церковь эта вовсе и не нужна была, да и теперь не нужна для Старицкого монастыря, в котором и без неё слишком достаточно церквей, особенно если взять во внимание небольшое число в нём братии… Тутолмин церковь в нижнем этаже обратил в погребальный склеп, и над могилами своих близких поставил несколько памятников и вычурных фигур, совсем не церковного характера. Вся церковь эта, сама по себе небольшая, так загромождена памятниками и фигурами, что в ней негде народу и поместиться. Очевидно, здесь действовал прихотливый вкус барина, руководившегося не чувством смиренной христианской молитвы за умерших, а духом тщеславия и суетной земной славы. Нижний этаж церкви, где находятся памятники, до того сыр, что из отворённых окон в летнюю пору несёт сыростью, как из погреба. Понятно, что иконостас и вся утварь церковная скоро истлели; и в 1875 году престол в этом этаже, по представлению тогдашнего настоятеля монастыря, нарушен с разрешения епархиального начальства».
Сейчас Троицкий храм полностью отреставрирован. Мастера долго и кропотливо восстанавливали старую роспись, над которой в советское время немало поглумились безбожники.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №97, ООО «Де Агостини», 2010