Старицкий Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Предание так описывает историю возникновения обители. В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор», как называлась тогда эта местность, пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а может быть, и на месте нынешней Старицы. Трифон скончался в 1127 г., другой же инок, Никандр, в 1153 г., спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища.
Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих, появилась потребность в постройке большого храма. И вот в 70-х гг. XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».
К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии и управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу. После опустошения XIII века Старицкий монастырь нигде не упоминается до XVI столетия, а потому и неизвестно, существовал ли он или нет в продолжение более 200 лет. Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии; все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.
С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле — так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина — святителя Иова.
Будущий Патриарх (в миру Иоанн) родился в г. Старице Тверской епархии. Родители его были посадскими. О благочестии родителей Святейшего убедительно свидетельствует письменный источник, содержащий перечень имен ближайших родственников первого Патриарха, в том числе и родителей: «Род Святейшего Патриарха Иова: инок Серапион (отец?), инок Кирилл, Матфей, инокиня Пелагея (мать?), князь Иосиф, священноархимандрит Авраамий, инок Феодосий, Феодор, Елиазар, Дионисий, Иона, Феодосий, Никифор». Родители хотели женить сына, нашли ему подходящую невесту, и день венчания был уже определен, но Иван, не чувствуя стремления к жизни семейной, отпросился сходить к своему духовнику. Тот, не мешкая, постриг юношу по его просьбе в иноки. «От архимандрита Германа (его духовника, настоятеля Старицкого Успенского монастыря) был воспитан в грамоте и всему благочинию изучен, и страху Божию добре обучен». В той же обители «Иоанн изволи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ (…) наречен бысть во иноцех Иов». У того же архим. Германа Иов «в послушании и покорении бысть».
Иноческие труды будущего Патриарха в старицкой обители продолжались пятнадцать лет, затем Иов был избран братией в настоятеля. В сане архимандрита Иов упоминается под 1569 г. Его возвышению немало способствовало и благоволение к нему царя Иоанна Грозного, наезжавшего в свою старицкую вотчину и любившего беседовать с необычным иноком. Благодаря феноменальной памяти, Иов прекрасно знал церковный Устав, читал наизусть некоторые длинные и редкоупотребительные молитвы, знал наизусть весь текст литургии Василия Великого. Отличался он также и другими редкими качествами. По свидетельству жизнеописателя святителя, свойства эти выражались достаточно очевидно: «… Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». И далее поясняет: «Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек». Однако старицкий инок не превозносился, напротив, он в продолжение всей жизни хранил милосердие и любовь к братии и ближним; никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Побыв несколько лет настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей, с 16 апреля 1581 г. Иов — епископ Коломенский, позже — Ростовский. По избрании в Митрополиты Московские (11 декабря 1587 г.), а затем и в Патриархи, святитель Иов девятнадцать лет нес бремя управления Русской Церковью, принимал деятельное участие в гражданских делах, а в Смутное время употреблял все зависящие от него меры к спасению Церкви и Отечества от «самозванца». «Самозванец» неоднократно посылал в Старицу для соблюдения внешнего порядка просить у свт. Иова благословения на патриаршество для своего ставленника — Рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, ранее в Риме тайно принявшего унию, и угрожал самому Иову мучениями, если искомое благословение дано не будет. Но святитель был непреклонен. Он сказал только, характеризуя Игнатия: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь».
По убиении первого самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол. Иов ответствовал о себе, слепом старце, отказом, но благословил на Патриаршество (и, как оказалось, на мученичество за Веру Христову) митрополита Казанского Гермогена. Священный Собор духовенства принял это благословение. Сразу по избрании патриарх Гермоген просил Святителя Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной Самозванцу. 14 февраля 1607 г. Патриарх Иов прибыл в Москву и остановился на Троицком подворье. Московским жителям предложено было собраться 20 февраля в Успенский собор. Один из исследователей Жития Патриарха Иова так повествует об этом величественном, потрясающем душу событии (в изложении): «Торжественная минута для всего русского народа. Пред лицом Бога и Его служителей он хочет принести покаяние в своем преступлении. Многозначительна минута эта и для Патриарха, свидетеля народных прегрешений и всенародного покаяния. Много скорбных воспоминаний воскрешает сия минута в памяти слепого старца. Немало горьких испытаний принесли с собою эти годы. Немало слез пролил он о заблуждениях своей паствы за отпущенные ему годы святительства. Глубоко печалило Патриарха недоверие народа, когда одна вера в его свидетельство могла спасти Отечество от преступлений, народом совершенных, и от наказаний, за них терпимых. Все это и многое другое пробуждается в душе престарелого Патриарха в эту бесконечную минуту, перед тем, когда он должен был выслушать всенародную исповедь… И вот, весь народ, как один человек, повергся пред ним как пред своим отцом, и просил разрешения в своих преступлениях». После того как была зачитана разрешительная грамота, народ вновь упал на колени пред Святейшим Иовом и кричал: «Во всем виноваты, честный отец! Прости, прости нас и дай благословение, да примем в душах своих радость великую». Слепой старец-Патриарх встал и обратился к народу со следующими словами: «Чада Духовные! Надеясь на щедроты Божии, мы прощаем вас и разрешаем соборно, да примете благословение Господне на главы ваши. Впредь же молю вас, не позволять себе подобного клятвопреступления; великое дело целовать Честный и Животворящий Крест, на котором распялся наш Владыка Христос, дабы избавить нас от мучительства диавола». Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ: все плакали, каялись, просили прощения у Патриарха, преклонялись к его стопам, «лобызали его десницу». Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свое последнее наставление: хранить верность святому Православию. Недолго побыв в Москве, свт. Иов возвратился в свой монастырь, в Старицу. Не подействовали ни просьба Патриарха Гермогена, ни царские просьбы остаться в Москве. В скором времени, по возвращении в свою скромную обитель, Святейший Патриарх Иов мирно отошел к Богу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье, 19 июня 1607 г.
До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица. Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 гг. возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием. В облике храма прослеживаются черты как московского, так и псковско-Новгородского зодчества. Это выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1570 г. царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой. В 1694 г. над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта.
В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранился с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885 г.), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 г. закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма. Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 г. здесь находились уникальные часы-куранты.
В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его — И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.
Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х гг. интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.
До 1917 г. причисленный к разряду третьеклассных монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.
Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).
Успенский монастырь, 3 класса, в городе Старицах. Основан в начале XVI века. Монастырский Успенский собор построен из белого камня в 1530 году. Здесь находятся местно чтимые иконы Божией Матери: Успения и Всех Скорбящих Радость.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Основан в 1110 г. иноками Киево-Печерской лавры Никандром и Трифаном.
Церкви:1. Соборная, каменная, построена в 1503-1537 гг. иждивением Старицкого князя Андрея Иоанновича, престол один Успения Пресвятой Богородицы.2. Введенская, теплая, каменная, двухэтажная, построена в 1569-1584 гг. царем Иоанном Васильевичем Грозным, престола два: Святителя Арсения Тверского и Введения во храм Пресвятой Богородицы.3. Иоанно-Богословская, каменная, холодная, построена в 1694 г., престол один Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.4. Троицкая, каменная, двухэтажная, холодная, построена в 1819 году, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Преподобного Дионисия.5. Домовая Державная.
Подворья монастыря: Собор блг. кн. Александра Невского в Твери. Часовни: Никольская — г. Ржев, пл. Мира; Святителя Николая — г. Старица; вмч. Георгия Победоносца — г. Старица.
Источник: сайт Тверской епархии
Ведомость 1836 года фиксирует функциональное назначение южных башен монастыря. В юго-восточной в это время находилась часовня. Ведомость 1868 года свидетельствует о том, что размещенная в юго-восточной башне часовня, как и соборный храм, была посвящена Успению Богоматери. Устройство в башне часовни уже на раннем этапе могло повлечь за собой изменение внешнего облика здания. Напомним, что до реставрации 1960-х годов юго-восточная башня отличалась от аналогичных сооружений обители. В конце XIX — середине ХХ веков она имела не шатровое, а сложное многоярусное завершение и пробитый снаружи дверной проём. Стилистически венчающая часть башни была соотносима с эклектикой, т.е. с архитектурой середины — второй половины XIX века, поэтому в более раннее время (в 1836 году) завершение могло выглядеть иначе.
По материалам: Салимов А.М., Салимова М.А. Старицкий Успенский монастырь. — Москва: Издательство «Медиа Академия», 2008.
После революции Успенский Старицкий монастырь «как культовый объект» подлежал закрытию. В тридцатые годы все его постройки, включая монастырские стены, разобрали на хозяйственные нужды. И, как знать, возродилась ли когда-нибудь обитель к жизни, если бы… не странное увлечение Виктора Христенко художественной фотографией. В начале «нулевых» Виктор Христенко, занимавший в то время пост заместителя Председателя Правительства, в поисках красивых пейзажей впервые посетил старинный город на Волге. Увиденное поразило его, и он загорелся идеей возродить монастырь. Вскоре был создан специальный фонд, и работа закипела. За десять с небольшим лет практически из небытия были возрождены монастырские постройки — храм Успения Пресвятой Богородицы, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Троицкая церковь и т. д.
Из журнала «Православный Паломник». Выпуск №2 (февраль), 2015 г.
В 2010 году Старицкий Свято-Успенский монастырь отметил своё 900-летие. Как писал, опираясь на хранившиеся в монастыре документы, в конце ХIХ века настоятель Успенской обители игумен Арсений (Завьялов), «в начале ХII столетия, именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Как это всегда и бывало, монахи поставили на пустынном месте келью (или ископали пещеру, что даже более вероятно, учитывая их «печерское происхождение») и построили небольшую часовню. Постепенно вокруг них собрались братия, ставшая тем зерном, из которых выросла впоследствии обширная обитель. В 1127 году, как говорится в монастырском синодике, скончался инок Трифон. Спустя двадцать шесть лет после его кончины почил и отец Никандр. Вслед за ним начальство над юным монастырём принял инок Порфирий, а в 1164 году, после смерти последнего, — инок Феодорит. Он управлял обителью почти сорок лет, и именно при нём началось строительство первого монастырского храма — освящённого в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Самая церковь, — отмечает отец Арсений, — без сомнения, была деревянная. Храм предположено было создать во имя Успения Пречистыя, т. е., в то самое наименование, которое носила и носит доныне соборная церковь Киево-Печёрской Лавры.
Создателям нового храма, быть может, происходившим тоже из Киевских пещер и, во всяком случае, хорошо знавшим, что из Киева пришли первые основатели иноческого братства на урочище Старый бор, хотелось увековечить драгоценное для них воспоминание о Киевской Лавре, и св. храм в своей юной обители наименовать тем же святым именем, которое носит и соборный храм в Киево-Печерской Лавре». На освящении собора присутствовал почётный гость — князь Андрей Боголюбский. Возможно, он прибыл по собственному почину, а возможно — был приглашён, ибо о нём знали, что он «любил церкви украшати, монастыри созидати, кормилец бе чернецем и черницам и убогим». Надо полагать — хотя доподлинно об этом ничего не известно, — что князь пожертвовал нечто или на самый храм, или на обитель, к которой он принадлежал, поскольку, учитывая его политические намерения «искать Новгорода добром или злом», Боголюбский имел все резоны привлекать на свою сторону новгородских монахов (Старицкий же монастырь находился в ту пору в управлении новгородских архиреев). После постройки Успенского храма обитель начала стремительно возвышаться. Вскоре ею уже управляли не простые иноки, а игумены. Около 1272 года был освящён второй монастырский храм — в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Число братии во второй половине ХIII века возросло до полутора сотен человек. Однако расцвет продолжался недолго.
В 1292 году татары, приведённые на Русь князем Андреем (сыном Александра Невского), враждовавшим в то время с братом своим Дмитрием, напали на Успенскую обитель и перебили монастырскую братию (124 инока) во главе с игуменом Серапионом. Тела мучеников бросили в Волгу, но, согласно преданию, речные волны не смогли унести их, и «по уходе поганых благочестивые христиане принесоша я в дом Пречистыя и погребоша я честно». Вскоре после того жизнь в монастыре затеплилась вновь. Неизвестно, полностью ли он «заселился» новыми иноками, или же кто-то из прежней братии сумел спастись от татар, но о том, что обитель действовала в последние годы ХIII столетия и в первые годы ХIV века, свидетельствует древний монастырский синодик. Записи в нём обрываются в 1312 году. Видимо монастырь, равно как и город Старица, пал жертвой вражды тверских и московских князей. Лишь в ХVI столетии, при князе Андрее Ивановиче Старицком, Успенская обитель была возобновлена. Князь перенёс её на новое место — ближе к Волге, — построив здесь каменный собор в честь Успения Божией Матери, надвратную кирпичную церковь, деревянную колокольню и каменные корпуса для братии. Все здания он распорядился обнести оградой. Привести дело к завершению князь Андрей не успел. В 1537 году он умер в тюрьме, куда был заключён по приказу Елены Глинской. Старица перешла к его сыну Владимиру. Последний в то время был ещё мал, поэтому продолжить начатое отцом устроение обители смог лишь в середине ХVI века. В 1551 году в Успенском монастыре собралась, наконец, братия, во главе которой встал постриженник Иосифо-Волоцкого монастыря игумен Герман, будущий святитель Казанский. Свт. Герман управлял Старицкой обителью недолго, всего два с половиной года. Однако именно он, сообразуясь со строгим уставом преподобного Иосифа Волоцкого, выстроил здешнюю иноческую жизнь. Кроме того, при настоятельстве игумена Германа в монастырь поступил юноша Иоанн, постриженный им вскоре с именем Иов. С 1559 года он, возведённый в сан архимандрита, руководил жизнью Старицкого монастыря, а с 1589 года — и жизнью всей Русской Церкви, став первым в истории Патриархом Московским и всея Руси. Стоит сказать, что в 1605 году он, униженный и едва живой от произведённой над ним расправы, вынужден был вернуться в Старицкий монастырь, где и скончался в 1607 году. Погребал опального святителя архимандрит Дионисий, вскоре переведённый в Троице-Сергиев монастырь. После него Успенская обитель семь лет оставалась без настоятеля: поставить его было просто некому, так как Тверская кафедра осиротела с гибелью владыки Феоктиста, зверски убитого поляками.
Странно, что никаких сведений о разорении Старицкого монастыря в это время нет, хотя сама Старица весьма сильно пострадала от нападения сторонников «тушинского вора» — «скопища разноплеменных и русских бродяг», как называет их в своей книге о. Арсений. Более того, разорённый город вплоть до 1617 года находился во власти поляков и только по Столбовскому договору был возвращён Московскому государству. Как только жизнь в Тверской епархии упорядочилась, в Старицкий монастырь прибыл новый настоятель. К сожалению, ни о нём, ни о шести его преемниках почти ничего — кроме имён — неизвестно. Некоторые подробности появляются в истории монастыря лишь начиная с 1672 года, когда в управление обителью вступил архимандрит Варлаам II. В 1674 году он приобрёл в Москве место для строительства монастырского подворья — между Тверской и Никитской улицами. Судя по этому поступку, отец Варлаам имел обширные благоустроительные планы, однако ему не суждено было воплотить их в жизнь: в 1681 году страшный пожар опустошил Старицкую обитель. В огне сгорела вся западная её часть, включая надвратную церковь св. Василия Анкирского, братские кельи, деревянную колокольню и житницы. Вскоре после этого печального события, в 1683 году, архимандрит Варлаам умер, оставив новому старицкому настоятелю, архимандриту Исаие II, решать рождённые пожаром проблемы. Отец Исаия справился со стоявшей перед ним задачей с честью. Он выстроил новую каменную колокольню и каменную церковь над Святыми воротами взамен сгоревшей. И колокольня, и церковь, освящённая во имя Иоанна Богослова, существуют в монастыре по сей день. ХХ век пощадил этот храм ещё менее, чем другие церкви Старицкого монастыря: во время фашистской оккупации в нём случился пожар, и вплоть до 1950 года он стоял без кровли, что не лучшим образом сказалось на состоянии сводов.
Монастырь, судя по сохранившимся документам, существовал в эту пору вполне безбедно, хотя и не числился среди крупных и значительных. Ухудшаться его положение стало в ХVIII веке, в связи с реформами, проводимыми государством. В 1731 году в Старицкой обители разместили двенадцать отставных военных, которых она должна была довольствовать согласно с их чинами. «Очевидно, — констатировал сложившуюся ситуацию историограф монастыря, игумен Арсений, — из монастырей хотели сделать что-то вроде богадельни, где с молитвою соединялось бы и дело милосердия. Присылка в монастырь инвалидов продолжалась до отобрания от монастырей вотчин в 1764 году». Говоря о неутешительном положении дел, о. Арсений пишет, что монастырь «сам собою, от течения времени, а быть может, и от нераспорядительности настоятелей, приходил в ветхость». «Конечно, — сетует он, — в это время подготовлялись проекты об отобрании от монастырей вотчин, с отнятием которых монастыри теряли главные средства содержания себя: с 1720 года получались указ за указом, которые одними заглавиями своими живо напоминают, что монастыри переживали в это время тяжелую эпоху; естественно было и настоятелям опустить руки и безучастно смотреть на монастырские ветхости».
По итогам секуляризационной реформы 1764 года Старицкий Успенский монастырь причислили к третьему классу. Число его насельников не должно было превышать двенадцать, включая настоятеля, причём настоятельство теперь утвердили игуменское. Так продолжалось до 1798 года, когда «для благолепия церковной службы», в Старицкой обители вновь учредили архимандритию. В 1809 году при монастыре открылось духовное училище, и, таким образом, к уже существовавшим трудностям и тяготам прибавились новые. «Крайняя бедность учеников, — говорится в «Историческом описании Успенской обители», — и скудость их содержания побудили епархиальное начальство к изысканию средств на пособие им. В числе других монастырей и Старицкому предложено было вносить каждогодно в училищную казну по 50 рублей на вспомоществование беднейшим ученикам училища».
Первая треть ХIХ века ознаменовалась для монастыря, помимо всего прочего, и почти грандиозным — по меркам Старицы — строительством. Нуждаясь в новых «парадных» воротах, монастырь осуществил их постройку к 1885 году. Примерно в это же время вся монастырская ограда получила металлическую кровлю. Всё это было произведено усилиями и щедростью игумена Агафангела. На средства генерал-майора А. Т. Тутолмина («человека в свое время богатого и сильного») здесь воздвигли Троицкую церковь, значительно видоизменившую монастырский архитекутрный ансамбль. «На содержание своей церкви, — пишет с досадой о. Арсений, — Тутолмин ничего не положил; поэтому церковь эта, сама по себе ненужная, служит для монастыря только обременением». Фактически последней предреволюционной монастырской постройкой стала часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. Её возвели в 1914 году близ Троицкого храма. В советские годы она была разрушена, и в новейшую эпоху её пришлось восстанавливать с нуля. В целом ХIХ столетие не принесло монастырю каких-либо существенных перемен, а вот ХХ век оказался даже слишком богат на них. Начинался он, впрочем, весьма благополучно: в 1907 году Старицкая обитель праздновала 300-летие преставления первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, а в 1910 году — восьмисотлетний юбилей самого монастыря. Но уже спустя восемь лет эти юбилеи вспоминались, как сказочный сон. В августе 1918 года последний Старицкий настоятель, архимандрит Павел, принял мученическую смерть от рук большевиков.
В 1923 году из монастыря изгнали братию (вернее, немногих последних иноков). Здания предполагалось приспособить под гостиницу и столовую, но до этого не дошло: храмы ещё некоторое время оставались «в пользовании» верующих, а прочие постройки передали под богадельню. В 1920-е судьба Старицкого монастыря как архитектурного памятника была счастливее, чем судьба многих других обителей. В нём открылся музей, и, таким образом, он избежал от откровенного разграбления. Но в следующее десятилетие власти уже отбросили всякие приличия: церкви отдали под склады, колокола отправили на переплавку, монастырскую ограду разобрали. К началу Великой Отечественной войны от ограды остались лишь небольшой участок и единственная башня. Нуждаясь в кирпиче для «социалистического строительства», безбожники не придумали ничего лучше, как разобрать на стройматериалы памятник архитектуры. А существовашие реставрационные планы перечеркнула война. Старица находилась под гитлеровской оккупацией более двух месяцев, и за это время стены Успенского монастыря повидали немало варварств и преступлений «цивилизованных» захватчиков. Они разграбили музей (в тревоге и суете первых военных недель его не сумели эвакуировать), устроили конюшню в нижнем этаже настоятельских покоев, а во Введенской церкви заморозили 78 пленных советских солдат. Окончание войны обитель встретила полуразрушенной. Правда, ещё в 1944 году здесь были проведены некоторые реставрационные работы — в основном они, за недостатком средств, сводились к консервации памятников до лучших времён. Лучшие времена наступили нескоро, лишь в 1960 — 70-е годы, но в сущности, монастырь оставался в запустении вплоть до возрождения в нём полноценной монашеской жизни, начавшегося в 1997 году.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск № 97, ООО «Де Агостини», 2010